Ин 16:1−2. Почему Иисус столько говорит им о ненависти к ним мира и об ожидающих их преследованиях? Предвидя недоумение учеников, Господь отвечает на вопрос, не высказанный ими: чтобы вы не соблазнились; ибо осведомленность о грядущих испытаниях поможет им удержаться на пути, угодном Богу. (Эту мысль Он повторяет в стихе 4.) Ученикам будет грозить изгнание из привычной им среды; мученическая смерть станет для них реальной перспективой. Но они будут вспоминать, что и Христос подвергался остракизму и страданиям, и что Своим апостолам Он предсказал ту же судьбу. И это поможет им выстоять — остаться верными.

Первыми христианами были иудеи (Деян 2:11, 14, 22), но Церковь быстро росла и распространялась и вскоре (примерно к 90 году) вырвалась за рамки синагог. Однако уже на первых порах существования Церкви жизнью за верность Христу поплатились Стефан (Деян 7:59), Иаков (Деян 12:2) и другие (Деян 9:1−4). К сожалению, и в дальнейшем, на протяжении всей истории Церкви, находились люди, движимые слепой «ревностью по Боге», которые гнали других верующих, думая, что тем они служат Богу (Рим 10:2).

Ин 16:3−4. Иисус предупредил апостолов, что преследователи христиан так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Его. Применительно к иудеям Его слова следует понимать так, что они не распознали воли Отца в словах и делах Иисуса. Иудеи имели, конечно, определенное представление о Боге из Закона, однако, знание их не было спасительным, и о носителях этого неспасающего знания Бог сказал: «это народ, заблуждающий сердцем: они не познали путей Моих» (Пс 94:10).

Итак, Иисус предупреждал учеников о том, что их ждет впереди, с тем, чтобы укрепить их веру. Осознав впоследствии, что Ему было известно будущее, они утвердятся в доверии к Нему. Прежде Он не говорил им об этом потому, что ненависть мира была направлена на Него, и Он был как бы щитом для них; однако, теперь они оставались на земле как Его «тело» (Еф 1:22−23).

3. Работа Духа Святого (16:5−15)

Ин 16:5−6. Сознание того, что Иисус скоро оставит их, глубоко печалило апостолов. Они были удручены мыслью, что вот, Его, такого живого и близкого, больше не будет рядом с ними. Если бы они действительно могли понять, почему Он оставляет их, и к Кому уходит, то радовались бы, но при жизни Учителя апостолы понимали это смутно. Позже (стих 22) Иисус предскажет им, что печаль их внезапно обернется великой радостью.

Заявление Иисуса: А теперь иду к Пославшему Меня, казалось бы, должно было вызвать у учеников все тот же вопрос: «Куда идешь?», но на сей раз даже Фома (сравните 14:5) не задал его. Озабоченные тем гнетущим и неясным, что надвигалось на них, они не сознавали всей значимости наступавшего теперь и событий, которые оно несет (Его смерть, погребение, воскресение и вознесение).

Ин 16:7. Отшествие Иисуса было необходимо, сколь трудно и болезненно ни было бы это для учеников. Оно было направлено на благо мира. Ибо без «отшествия» Христа, которое началось смертью Его, а завершилось вознесением, не было бы проповедано миру Евангелие. Для того, чтобы спасать приходящих к Нему (Мф 1:21), Иисусу надо было искупить грех мира.

Кроме того, если бы Он не «ушел», то к людям не сошел бы от прославленного Господа Утешитель. (Греч, слово параклетос, переведенное как «Утешитель», взято из юридического словаря тех времен; так назывался человек, представлявший в суде интересы ответчика (подсудимого); на англ. язык оно переведено как «Советник».) Речь идет об обещанном людям Духе Святом, Который пришел в мир после вознесения Христа, в день Пятидесятницы, совершенно по-новому заявив о Себе.

Ин 16:8. Одним из новых служений Духа Святого стало обличение мира о грехе и о правде и о суде. Обличить еще не значит обратить, но второе невозможно без первого. На русский язык как «обличит… о грехе» переведено слово еленксеи, означающее «представить факты, свидетельствующие об истине». Святой Дух, воздействуя на разум неспасенных людей, открывает им истину Божию, как она есть. Но, как правило, процесс этот протекает при участии верующих, с их «помощью» (15:26−27).

Ин 16:9. Грех это бунт, направленный против Бога, и высшей точки в своем развитии он достиг в момент распятия Иисуса. В наше время величайшим грехом является неверие в Иисуса Христа (3:18; 15:22, 24). Большинство людей вообще не сознает своей «вины в грехе». Они готовы признать в себе наличие слабостей, недостатков, даже факт совершения преступления, — только не это. Но грех — это непрекращающийся бунт против Бога, и люди — «бунтовщики» — неизменно «подавляют истину неправдою» (Рим 1:18, 21, 25, 28). Могучее действие Святого Духа и необходимо для «обличения» человечества и убеждения его в плачевности его состояния.

Ин 16:10. Здесь слово, переведенное как «правда» имеет и значение «праведности».

Распиная Иисуса, иудеи демонстрировали миру, что считают Его неправедным, ибо понимали соответствующее место в Писаниях (Втор 21:23; Гал 3:13) так, что только неправедный может быть «повешен на древе» и таким образом подпасть под Божие проклятие. Однако последовавшие за тем воскресение и вознесение доказали, что Иисус — праведный Божий Слуга (Деян 3:14−15; Ис 53:11).

В сущности самый факт удаления Христа из грешного мира свидетельствовал о существовании Божиих правды и праведности. Дух Святой, сошедший, вместо Него, на землю, обличает людей в их ошибочном отношении к Иисусу Христу, когда они слышат Благую Весть, в которой главное ударение делается на факте Его воскресения (1Кор 15:3−4).

Ин 16:11. Третья сфера, в которой Дух Святой осуществляет Свою обличительную работу, — это суд. Смертью и воскресением Иисуса провозглашен был обвинительный приговор сатане (12:31; Кол 2:15) — князю мира сего (Ин 14:30). Своею смертью Иисус нанес поражение тому, кто имеет «державу смерти» (Евр 2:14). На кресте побежден был именно сатана, а не Господь, но, несмотря на свое поражение, он продолжает активно действовать в мире (1Пет 5:8); однако, как преступнику, уже осужденному, ему «не спастись» от исполнения вынесенного приговора (Откр 20:2, 7−10).

Людям, восстающим против Бога, следовало бы призадуматься над фактом поражения сатаны и убояться Бога, имеющего силу и власть судить мир. В свете провозглашения грядущего суда (над сатаною и над человечеством) Дух Святой обличает людей и таким образом готовит к принятию спасения тех из них, которые сознают свою потребность в нем (Деян 17:30−31).

Ин 16:12−13. В то время ученики были просто не в состоянии воспринимать новые духовные откровения. Их сердца все еще были «ожесточены», а разум — занят мечтами о земном царстве, в котором каждый из них хотел занять «особое» положение; еще и поэтому не видели они никакой «необходимости» в смерти Иисуса.

Печаль при мысли о том, что Он должен оставить их, горестное недоумение от слов Христа, что один из них — предатель, наконец, нерадостные Его предсказания относительно их собственного будущего, — все это не располагало учеников к восприятию духовных истин. Прекрасно сознавая это, Иисус говорит, что когда, после Его отшествия, придет Он, Дух истины (сравните 15:26), то наставит их относительно смысла и цели служения их Учителя.

Дух Святой, поясняет Иисус, не от Себя говорить будет (т. е. не по собственной инициативе), но будет говорить, что услышит от Отца. В этом и последующих стихах внимание вновь сосредоточивается на взаимодействии трех Лиц Божества. Отец будет говорить Духу, чему и как учить апостолов о Сыне.

Кроме того, Святой Дух возвестит им будущее. Эта фраза как бы служит «ключом» к обещанию: …наставит вас на всякую истину. То есть Иисус обещал апостолам, что их частичное понимание Личности Его и деятельности как Мессии будет пополняться Духом Святым, Который даст им способность проникновения в глубины таких духовных тайн, как Крест и Воскресение, и возвращение Иисуса Христа на землю в будущем (1Кор 2:10). В новозаветных книгах осуществилось это обещание о наставлении Духом.

Ин 16:14−15. Дух Истины прославил Иисуса, открыв Его ученикам прежде скрытые от людей тайны Личности и служения Логоса (от Моего возьмет и возвестит вам), дав им способность не только воспринимать и понимать высшие духовные истины о Спасителе, но и доносить их до других людей.

И. Предсказание перемен (16:16−33)

От будущей работы Духа Иисус переходит в Своем наставлении ученикам к тому, что ожидает их в ближайшем будущем. Наступит день, когда Иисус возвратится на землю, но до того последователи Его пройдут через многие испытания, и уделом их станут печаль, боль, духовное падение. Однако им уготованы и утешение в молитве, радость и мир, которые в конце-концов придут на смену многообразным страданиям.

Ин 16:16. Слово вскоре, повторенное дважды, прозвучало загадочно для апостолов (да, пожалуй и для первых читателей Евангелия от Иоанна). Как и фраза увидите Меня. Имел ли Иисус в виду а) сошествие Духа Святого, или б) Свое второе пришествие, или в) Свое краткое, сорокадневное, служение на земле в период между Его воскресением и вознесением? Он, скорее всего, имел в виду последнее.

Ин 16:17−18. Более всего ставили учеников в тупик эти «интервалы времени». На вопросы, с которыми они обращались друг к другу, никто из них не мог дать ответа. Лишь смерть Учителя, Его воскресение и последовавшее служение, а затем вознесение к Отцу пролили свет на эти удивительные заявления: «вскоре не увидите Меня» и «опять вскоре увидите Меня» и «Я иду к Отцу».

Ин 16:19−20. Иисус, Учитель совершенно особый, понимал, конечно, озадаченность Своих учеников. В тот момент Он, однако, не стал им ничего разъяснять, так как знал, что со временем и благодаря действию Духа Святого (стихи 12−13) все станет на свое место. Его Истинно, истинно говорю вам, как всегда, служит вступлением к торжественному заявлению, на этот раз — о грядущей печали, которая, однако, сменится радостью.

Его смерть явится тяжелейшим переживанием для них, но мир обрадуется ей. Однако и самое это событие — смерть Мессии, которое заставит учеников «восплакать и возрыдать», впоследствии окажется в радость им. Ибо Его воскресение и разъяснительная работа Святого Духа сделают их способными понять, что Он должен был умереть ради прощения их грехов. Позднее смерти Иисуса станет радоваться и Церковь Его (1Кор 1:23; 1Кор 2:2).

Ин 16:21−22. Иисус сравнивает скорбь, которая грядет на учеников, и радость, которая сменит ее, со скорбью (болью), которую терпит рождающая женщина, и с радостью ее, когда родился человек в мир. Когда ученики увидели воскресшего Иисуса, радости их не было предела, и она не кончается в веках — в сердцах последователей Христа, сознающих, что однажды Он умер за грехи мира и теперь живет вечно (Рим 6:9−10; Лк 24:33−52; Евр 7:24−25).

Ин 16:23−24. Просветленные и умудренные самим фактом Его воскресения, ученики перестанут задавать Ему свои бесконечные вопросы.

После Истинно, истинно говорю вам вновь следует торжественное заявление Господа. Теперь ученики будут обращаться к Небесному Отцу во имя Иисуса — как Его полномочные представители на земле, имеющие право просить Бога обо всем, что содействует исполнению Его воли. И самые слова эти «во имя Мое» как бы увязывают просьбу с работой Сына во исполнение воли Отца (сравните с «во имя Мое» в 14:13−14; 15:16; 16:24, 26). До того момента ученики не молились во имя Иисуса. А теперь им предстояло делать это, потому что с уходом Иисуса и сошествием в мир Духа Святого начиналась новая христианская эра, «в рамках» которой последователи Христа становились исполнителями новой Божией программы.

Молитвы, на которые отвечает Бог, становятся для верующих источником совершенной радости (сравните 15:11; 16:22), потому что они сознают, что через них действует Сам Отец Небесный.

Ин 16:25. Несмотря на то, что Иисус был Совершенным Учителем и на протяжении трех лет словом и делом учил Своих последователей, их восприятие Его откровений об Отце оставалось ограниченным (14:9; 2:22; 6:60; 13:7, 15−17). Нередко речь Иисуса и вовсе звучала для них загадочно (Доселе Я говорил вам притчами), но вот Он обещает прямо возвестить им об Отце. Очевидно, это осуществилось в Его беседах с ними после Его воскресения (Деян 1:3), а также, — когда сошел на них Дух Святой (Ин 14:25−26).

Ин 16:26−27. Наступающий новый день (век Церкви) принесет ученикам особую близость с Отцом. Они вступят с Ним в непосредственное общение во имя Иисуса Христа, т. е. через Него. Иисусу не нужно будет более просить о них, ибо им дано будет самим просить о себе. Это не делает ненужной ходатайственную миссию Христа, назначение которой в том, чтобы изо дня в день помогать верующим в преодолении греха (Рим 8:34; 1Ин 2:1−2). И все-таки благодаря тому, что сделал Иисус, верующие получили личный доступ к Отцу на основе любви и веры. Такой доступ, который есть привилегия детей (Рим 5:2).

Ин 16:28. Иисус подводит итог Своему служению в трех фразах: Я исшел от Отца, т. е. воплотился; и пришел в мир, т. е. претерпел унижение; и опять оставляю мир и иду к Отцу; в последней фразе Он говорит о Своем воскресении, вознесении и прославлении. Всему этому ученикам следовало верить.

Ин 16:29−30. Из ответа учеников явствует, что они уразумели слова Иисуса и поверили им. В подтверждение они исповедали всеведение своего Учителя (Ты знаешь все и Его Божественную природу (Ты от Бога исшел.

Ин 16:31−32. Хотя исповедание учеников в этот момент было честным и искренним, Иисус сознавал ограниченность их духовного «потенциала» несравненно лучше, чем они сознавали это сами (сравните с 2:24−25). Его слова теперь веруете? выражают и понимание Им того, что они действительно веруют, и сознание неполноты их веры до Его воскресения и затем — сошествия на них Святого Духа.

В «рассеянии» учеников, о котором говорит тут Христос, должно было исполниться пророчество Захарии о Пастыре (Мессии), «пораженном» Господом Саваофом, в результате чего овцы Пастыря «рассеются» (Зах 13:7). Несмотря на преданность учеников Иисусу, их веру и любовь, им вскоре предстояло «оставить Его одного»; буквально это исполнилось, когда Учитель был схвачен (Мф 26:56), и когда Петр отрекся от Него (Ин 18:17, 25−26). Но Отец Небесный не оставил Его (Я не один, потому что Отец со Мною — Ин 8:29; Пс 22:4; 72:25−26); здесь, однако, нужно оговориться, что на малое время и Отец оставил Иисуса — когда Он был на кресте (Мф 27:46).

Ин 16:33. Наставление Иисуса по поводу «сего» (сие сказал Я вам; подразумевается изложенное Иоанном в главах 14−16) дано было с тем, чтобы поддержать учеников в грядущих испытаниях и дать им внутренний мир в Нем. Ведь существование верующих протекает одновременно в двух сферах: во Христе и в этом мире. Во Христе они черпают мир, но окружающая их враждебная среда не перестает давить на них.

Вся мирская система, противится Благовестию Иисуса Христа (1:5, 10; 7:7) и служению Его посланцев. И все-таки Иисус победил мир — именно как систему, действующую под началом сатаны. Он — Тот «Сильнейший», Который поборол «сильного», победил его. Иисус хотел, чтобы ученики всегда помнили об этом, черпая в этом обстоятельстве мужество, мир и радость.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Иоанна, 16 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Иоанна 16 глава в переводах:
От Иоанна 16 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Джона Райла
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.