Б. Спор в Иерусалиме (глава 5)

1. ИСЦЕЛЕНИЕ ПАРАЛИЗОВАННОГО (5:1−15)

Ин 5:1. После сего… пришел Иисус в Иерусалим на праздник. Иоанн не уточняет, что это был за праздник. Тут у евангелиста не было, видимо, другой цели, как сказать, по какой причине пришел Христос в Иерусалим.

Ин 5:2. Севернее территории, принадлежавшей храму, располагалась купальня, называемая … Вифезда. На месте предполагаемой купальни, близ Овечьих ворот, в результате произведенных раскопок действительно обнаружены остатки пяти крытых колоннад (в русском тексте — ходов), чем подтверждается точность описания «купальни» и ее местонахождения в четвертом Евангелии. Установлено, однако, что фактически там была не одна «купальня» (бассейн), а две, расположенных поблизости друг от друга.

Ин 5:3а. Великое множество больных… — представляется, что здесь это и образ бедственного духовного положения в нашем мире.

Ин 5:3б−4. В самых ранних манускриптах после слов слепых, хромых, иссохших стоит точка, т. е. сказанное в стихе 4 отсутствует. Полагают, что это — позднейшая вставка, отражающая народное поверье. Древние иудеи склонны были объяснять непонятные им природные явления действием ангелов (духов), «ответственных» за ту или иную «стихию». Поверье, связанное с купальней Вифездой, утверждало, что первый, кто входил в воду ее по возмущении ее ангелом, выздоравливал.

Ин 5:5. В ту субботу (стих 9) Иисус избрал одного из лежавших у купальни несчастных — человека, находившегося в болезни тридцать восемь лет. Иоанн не уточняет, чем именно был он болен, и была ли его болезнь врожденной. В любом случае ясно, что положение его было безнадежным.

Ин 5:6. Слово узнав в тексте не означает, что кто-то из людей рассказал Иисусу об этом больном. Он знал о нем благодаря Своей сверхъестественной способности знать о человеке все (кстати, по-гречески здесь не «узнав», а «зная» (гноус); сравните 1:48; 2:24−25; 4:18). Казалось бы, странный вопрос задал больному Господь: Хочешь ли быть здоров? Но Он задал его с целью привлечь внимание калеки к Себе, стимулировать его волю и возбудить в нем надежду.

При сопоставлении этой ситуации с происходящим в духовном «я» человека нельзя не признать, что главная «проблема» людей в том, что они или не сознают, что больны (Ис 1:5−6; Лк 5:31), или не хотят получить исцеление. Живя в атмосфере греха, люди нередко ощущают себя счастливыми, по крайней мере, до поры до времени.

Ин 5:7. Этот человек имел желание, но не имел возможности исцелиться. Ни сил у него не было добраться до целительной воды, ни друзей, которые помогли бы ему в этом. Сам он пытался не раз, но безуспешно.

Ин 5:8. Иисус сказал больному: встань, возьми постель твою и ходи. Его повеление вселило в человека и необходимую силу исполнить его. Как и в случае с умершим Лазарем (11:43), слово Иисуса и тут послужило свершению воли Его. Здесь видится параллель с обращением человека ко Христу. В том, кто повинуется Его призыву верить, действует Сам Бог — через слово Свое.

Ин 5:9−10. И таково было действие сверхъестественной силы Божией, что человек, бывший беспомощным калекой на протяжении почти сорока лет, был исцелен мгновенно. Он взял постель свою, и пошел. Это явно указывает на пророчество Исаии о том, что во дни Мессии «хромой вскочит, как олень» (Ис 35:6). В Иерусалиме в тот момент дано было знамение, что Мессия уже пришел.

Суббота явилась одной из главных причин столкновений между Иисусом и Его оппонентами (сравните Мк 2:23; 3:4). Моисеев закон требовал, чтобы в субботу не делалась никакая работа. Однако на протяжении времени раввины дополняли и «развивали» это требование, весьма усложнив «вопрос субботы». Нередко происходит так, что человеческие традиции и предания затемняют, а то и извращают Божии цели, сформулированные Небесным Отцом в законе, данном людям.

Марком записаны слова Христа: «Суббота для человека» (Мк 2:27); это значит, что суббота дана была людям для отдыха, служения Богу и радости. Но согласно иудейской традиции (а не закону Моисея), всякий, кто в субботу перенесет какую бы то ни были вещь из общественного места в частный дом, должен быть побит камнями. Такая опасность угрожала и исцеленному Иисусом человеку.

Ин 5:11. Сознавая это, он попытался уклониться от ответственности за нарушение традиции и сослался на то, что исполнил данное ему приказание.

Ин 5:12−13. Ревностные блюстители традиции заинтересовались, кто же Тот Человек, Который повелел ему нарушить правило субботы. Но исцеленный… не знал, кто Он. По-видимому, это случай исцеления Иисусом вне зависимости от веры. Беспомощный калека был избран Им для дарования ему милости, а также с целью явить на нем действие Божией силы и через это — прославить имя Божие. Соображение это подтверждается тем, что, исцелив несчастного, Иисус тут же скрылся в народе…

Ин 5:14−15. Потом Иисус встретил его в храме. На основании греческого текста можно сделать вывод, что Он разыскал его, чтобы поговорить с ним. (Заметим, что поведение исцеленного представляет его в неблагоприятном свете.) Предупреждение Христа: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже — не означает, что десятилетия назад болезнь поразила этого человека за совершение им какого-то греха (сравните 9:3), хотя в конечном счете всякая болезнь и сама смерть есть следствие греха. Но в этом контексте Иисус как бы говорил ему, что страдания его, длившиеся 38 лет, — ничто, в сравнении с вечными страданиями в аду. Исцеляя тело человека, Христос имеет и цель гораздо более важную — исцелить от греха его душу.

2. СПОР (5:16−47)

Ин 5:16. Иисус делал такие дела в субботу. Кроме вышеописанного случая (5:1−15), Иоанн расскажет позднее об исцелении слепого, тоже в субботу (глава 9). У Марка читаем, как ученики срывали колосья в субботу, чтобы утолить голод (Мк 2:23−28), и об исцелении сухорукого (Мк 3:1−5); у Луки — об исцелении женщины, страдавшей 18 лет от «духа немощи» (Лк 13:10−17) и об исцелении больного водянкой (Лк 14:1−6); все это также происходило в субботние дни.

Отсюда ясно, что богословский или философский смысл субботы в глазах Христа принципиально отличался от такового в представлении Его оппонентов. И каждый раз, когда в присутствии народа возникал спор на эту тему, противники Иисуса бывали посрамлены; симпатии «толпы» оказывались на стороне Господа. Не желавшие мириться со своим поражением, они стали… гнать Его и искали убить Его (сравните Ин 5:16,18; 7:19,25).

Ин 5:17. Бог «почил» от всех Своих дел после сотворения мира, на седьмой день (Быт 2:2−3). Но это не означало прекращения Им (по сотворении мира) всякой деятельности. Так что слова Иисуса о том, что Отец Мой доныне делает, и Я делаю (по другим переводам — «работает» … «работаю»), произносятся Им в оправдание Его собственной деятельности в субботу.

Деятельность Отца «доныне» выражается в поддержании существования сотворенной Им вселенной, в том, что Он дает жизнь всему живому и совершает Свои «суды». Отсюда совершение Сыном дел милосердия в субботу никак не являлось нарушением закона Отца. Неверным было и (остается) представление о субботе как о времени «абсолютного покоя».

Следует обратить особое внимание на слова Иисуса Отец Мой… Он не сказал: «ваш Отец» или хотя бы «наш Отец». Не прошли эти слова и мимо внимания Его оппонентов, которые правильно поняли их как свидетельство Его притязания на Божественность.

Ин 5:18. Но это и вовсе было для них неприемлемо, что Он Отцом Своим называл Бога. Для них это звучало как чудовищное богохульство. Делая Себя равным Богу, Он утверждает, полагали они, что существуют два бога, т. е. исповедует многобожие. Но Бог не имеет Себе равных, и за дерзкое приравнивание себя к Божеству Талмуд заклеймил трех языческих царей — Хирама, Навуходоносора и фараона, а также иудейского царя Иоаса.

Ин 5:19. В ответ на обвинения иудеев Иисус пояснил, что Он не независим от Отца и не находится в оппозиции к Нему. Более того: Он и не действует по своей инициативе, ибо именно Отец послал Сына в мир и управляет Им и Его деятельностью, хотя в то же время Оба действуют совместно и сообща (толкование на 1:51 по поводу слов истинно, истинно говорю вам.

Ин 5:20. Зависимость Сына от Отца нисколько, однако, не унижает Сына; в ней, напротив, сказывается величайшая любовь к Нему со стороны Отца, Который показывает Сыну все, что делает Сам. Христос, таким образом, находится с Богом в постоянном тесном общении. И Отец покажет Ему (очевидно, в значении «даст власть совершать») дела больше сих («больше» чем чудесные исцеления).

Ин 5:21. Судя по вводному ибо, Иисус подразумевал способность воскрешать мертвых. Власть над жизнью и смертью — одна из прерогатив Божества. (Некогда один из царей израильских воскликнул: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять?» — 4Цар 5:7.) Давать жизнь есть одно из величайших дел Иисуса Христа: Сын оживляет кого хочет (только перед этим Он, «захотев», избрал из целой толпы народа, сидевшего и лежавшего у купальни «Вифезда», больного, которого исцелил). Он «оживляет» физически и духовно (для вечной жизни); воскрешение Им Лазаря (глава 11) явилось знамением одного и прообразом другого.

Ин 5:22. Кроме права давать жизнь, Иисус Христос наделен и правом суда над человечеством (стих 27). Эта особая прерогатива (которая может быть названа «эсхатологической») тоже отдана Отцом в Его руки.

Ин 5:23. Единство Сына с Отцом настолько полно, что почитание Бога невозможно без почитания Иисуса Христа.

Ин 5:24. Поскольку Иисус един с Отцом и обладает исключительными правами Божества, перечисленными в стихах 19−23, тот, кто с доверием воспринимает слово Его и верует в Пославшего Его Отца, уже на земле обретает жизнь вечную (сравните с 3:36). Таковой на суд не приходит (в том смысле, что не подлежит осуждению на последнем суде; сравните 3:18; Рим 6:13; 8:1), ибо из сферы духовной смерти он уже перешел в сферу вечной жизни (сравните Еф 2:1,5). Чуть видоизмененное, выражение «перейти от смерти в жизнь» встречается в Новом Завете еще один раз — в 1Ин 3:14.

Ин 5:25. Жизнедающая сила Иисуса Христа способна вызвать как одного человека из могилы (11:43), так и всех «находящихся в гробах», т. е. умерших физически (5:28−29); и она же оживляет духовных мертвецов для жизни вечной (стих 24). Фразу наступает время встречаем в Евангелии от Иоанна четырежды (4:21,23; 5:25,28).

Ин 5:26−27. Что такое «иметь жизнь в Самом Себе»? Это значит не зависеть в своей жизни ни от какого внешнего источника (как зависит все сотворенное, в первую очередь, от Творца, поддерживающего в нем жизнь, дающего ему все, без чего физическая жизнь невозможна). «Жизнь в Самом Себе» имеет Отец, Который как некий вечный дар дал ее Логосу — Иисусу Христу (1:4). Но, воплотившись, Сын получил от Отца и право производить… суд над человечеством. Это право дано Ему как Сыну Человеческому (Дан 7:13).

Ин 5:28−29. Не дивитесь сему означает, что слушателям Христа не следовало удивляться Его словам о том, что верующие в Отца и в Него уже теперь «перешли от смерти в жизнь» (стих 24). Удивляться этому не следует потому, что в будущем именно по Его повелению произойдет всеобщее физическое воскресение умерших.

О нем ясно и четко сказано в Дан 12:2, Из других мест Писания следует, что воскресение жизни (или «первое воскресение») будет происходить «постадийно» (воскресение членов Церкви Христовой при восхищении; воскресение святых времени великой скорби в конце этого периода, во второе пришествие Иисуса Христа), и что воскресение обреченных на осуждение произойдет в конце Тысячелетнего правления Христа на земле (Откр 20:11−15). В 5:28−29 звучат прогнозы эсхатологического порядка, и это одно из немногих, содержащих их, мест в Евангелии от Иоанна.

Слова творившие добро… делавшие зло сами по себе как будто бы наводят на мысль о спасении или осуждении «по делам», но, взятое в целом, учение Иоанна не исходит из этого (сравните 3:17−21; 6:28−29). Как же понимать эту мысль о «творивших добро» и «делавших зло»? Очевидно, в том плане, что образ жизни и дела человеческие зависят от отношения людей ко Христу и Его откровению, и им определяются.

Те, кто действительно «родились свыше», «соблюдают заповеди Его» (14:15), «пребывают в Нем» (15:5−7), они «ходят во свете» (8:12; 1Ин 1:7). Но спасены они не «делами своими», а Агнцем Божиим, Который, став для них заместительной Жертвой, понес, вместо них, наказание за грехи, совершенные ими. Те же, которые отвергают Божиего Сына, подлежат осуждению (Ин 3:36).

Ин 5:30. Этим стихом завершается раздел, посвященный единству Отца и Сына (стихи 19−30). Он содержит ту же мысль, что стих 19, а именно, что Сын ничего не может творить Сам от Себя. Постоянно пребывая в общении с Отцом Небесным, Он слышит и слушает Его. Потому и суд Его праведен, как праведна вся Его деятельность на земле, что в них отражена и воплощена воля Отца. Иисус является совершенным Его Представителем и успешным Исполнителем воли Его (сравните 4:34; 8:29).

Ин 5:31−32. Мысль Иисуса движется от единства Его и Отца к свидетельству Отца о Нем. На первый взгляд может показаться, что стих 31 противоречит сказанному в 8:14. Но речь в них идет о разных вещах. В 5:31 Иисус подразумевает, что если бы Он Сам свидетельствовал о Себе, то такое свидетельство было бы «неистинным» в глазах иудейских религиозных авторитетов. Они расценили бы его как дерзкое самовозвышение.

Но в ином контексте (8:14) «самоудостоверение» Иисуса вполне оправдано, потому что об опыте своем и возможностях в полной мере может судить лишь тот, кто обладает ими и познал, испытал их «на практике». Тут Иисус подчеркивает (стих 32), что не стремится к «самоудостоверению», но рад, подчинившись воле Отца, положиться на Его удостоверение о Себе.

Ин 5:33−34. Как уже отмечалось (толкование на 1:7), мысль о свидетельстве занимает важное место в Евангелии от Иоанна. Это существительное и соответствующий ему глагол встречаются в нем (в греческом тексте) 47 раз (для сравнения: в апостольских посланиях — 17, а в книге Откровения — 13 раз).

В роли свидетеля выступил Иоанн Креститель. Он засвидетельствовал об истине, т. е. об Иисусе Христе. Впрочем, Сам Иисус не нуждался в свидетельстве от человека; это, т. е. свидетельство Иоанна о Нем и вся его деятельность, направлены были на спасение людей (чтобы вы спаслись). Ибо «сидевшим во тьме» Иоанн указал на свет, на Агнца Божия — Иисуса Христа.

Ин 5:35. Иоанн был лишь светильником, а не истинным светом (1:8−9). Его служение — на малое время — произвело в еврейском народе радостное возбуждение. Иудеи могли даже подумать, что, вот, поднимается заря Мессианской эры. И хотя проповедь Иоанна обличала и «жалила», ее повсюду слушали с готовностью и волнением. Возможно, народ думал при этом, что, хотя Израиль и не избежит Божиего наказания, враги его будут уничтожены.

Ин 5:36. Иоанн Креститель (хоть и был мощным «гласом Божиим») чудес не совершал (10:41), Но чудные дела, которые Отец дал совершить Сыну, свидетельствовали более убедительно чем Иоанн о том, что Иисус действительно послан Богом. Ибо Он подал именно такие мессианские знамения, о которых предсказано было в Ветхом Завете (Ис 35:5−6). Дела Иисуса свидетельствовали о том, что Бог — с Ним и действует через Него (обратите внимание на слова Никодима — Ин 3:2; на логичность аргументации Иисуса — Мк 3:23−29, и на сказанное слепорожденным, которому Он дал видеть, — Ин 9:30−33).

Ин 5:37−38. Итак, об Иисусе засвидетельствовал Сам Отец Небесный. Что конкретно мог подразумевать Сын, когда заявил об этом? Когда и как это произошло? Ответов можно предположить несколько. Это случилось: 1) в момент крещения Иисуса (Мф 3:17), 2) при Его преображении (Мф 17:5), 3) при Его торжественном въезде в Иерусалим (Ин 12:28), 4) в чудесах, которые творил Христос (Ин 3:2), 5) в разуме и сердцах людей (6:45).

Наиболее вероятным представляется, что Иисус имел в виду именно «внутреннее свидетельство», производимое Богом в человеческом сознании, в результате которого люди познают, что Иисус есть Истина (Ин 6:45; 1Ин 5:9−12). Противники же Его в сущности Бога не знали и не имели общения с Ним (А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели).

Слово Его — это Его благовестие о спасении. Но достоянием оппонентов Христа, пребывающим в них, благая эта весть не стала, потому что они не поверили Тому, Которого послал Отец.

Ин 5:39−40. Религиозные вожди иудеев досконально изучали ветхозаветные Писания. Они полагали, что «вместивши» в себя все слова священного текста и уразумевши их тайный смысл, получат доступ в жизнь вечную. Они даже были убеждены, что невежи в законе находятся под проклятием (7:49). Подобно им, немало людей и в наше время считают изучение Библии самоцелью, а не средством, ведущим верующего к познанию Бога и к благочестивой жизни.

Так или иначе, но «покрывало» лежало на сердце иудейских богословов — современников Иисуса (2Кор 3:15), и они не смогли уразуметь, что Он и есть обещанный в Писаниях Мессия, что в Нем получила свое завершение ветхозаветная система жертвоприношений; что Он — истинный Слуга Иеговы, обещанный Пророк, Сын Человеческий, Царь из дома Давидова и великий Первосвященник. Все это было явлено в Нем, но они так и не поверили в Него и не захотели придти к Нему, чтобы получить жизнь вечную (сравните Ин 3:19−20).

Ин 5:41−42. Иудеям могло показаться, что Иисус недоволен «непризнанием» Его «вождями» народа. Однако Он заявил им, что не нуждается в славе, воздаваемой людьми. Они, возможно, думали, что знают причину Его настроения и слов, однако, это Он знал их и причину их неверия (сравните 2:24−25). Причина эта заключалась в том, что они не имели в себе любви к Богу. А ведь любить Бога было величайшей заповедью (Исх 20:4; Втор 6:5); соответственно величайшим грехом было отвержение Его и служение «твари, вместо Творца» (Рим 1:25).

Ин 5:43−44. О том, что вожди иудеев не имели любви к Богу, говорили две вещи: 1) они отвергли Христа, Который был послан Богом, что было равносильно отвержению Пославшего Его; 2) они весьма расположены были принимать лжеучителей и лжепророков, приходивших во имя свое, т, е. неуполномоченных Богом, как Иисус.

И о другой слабости их говорит иудеям Иисус — о том, что более любят принимать славу, т. е. восхваления, от таких же, как они сами, грешных людей, чем искать Божиего одобрения. Откуда же было взяться в их среде истинной вере, если все их внимание было направлено «по ложному адресу», будучи приковано к человеку, а не к Богу!

Ин 5:45−47. Иисус приходил на землю не в качестве Судьи, но как Спаситель (3:17). Его слова, записанные в стихе 45, надо понимать в том смысле, что иудеи постоянно ссылались на слова Моисея, повелениям которого будто бы следуют, между тем как они нарушили и нарушают завет с Богом, принесенный им Моисеем, и не узнали Того, о Ком Моисей писал. Так что перед лицом Божиим Моисей, их великий вождь и пророк, окажется в положении их обвинителя. Фраза …на которого вы уповаете — означает, что иудеи видели залог спасения в совершении добрых дел — соответственно положениям Моисеева закона.

Но если бы они искренне, от сердца, верили Моисею, то поверили бы и Христу, о Котором он говорил («писал»). Иисус не ссылается тут на какое-либо конкретное «откровение» Моисея о Себе (Быт 3:15; 22:18; 49:10; Чис 24:17; Втор 18:15), не указывает и на конкретные «прообразы» (как-то: Пасху, манну, скалу, жертвоприношения, институт первосвященства); Он лишь говорит о том, что Ветхий Завет ясно указывает на Него. Но коль скоро иудеи отвергают написанное Моисеем (сравните Лк 16:29−31), то как им поверить словам Иисуса! Позже Он сошлется и на Исаию, также писавшего о Нем (Ин 12:41).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

толкование Далласской семинарии на евангелие от Иоанна, 5 глава



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.