III. Иисус подготавливает Своих учеников (главы 13−17)

А. Последняя вечеря (13:1−30)

I. ИИСУС УМЫВАЕТ НОГИ УЧЕНИКАМ (13:1−17)

В Евангелии от Иоанна более полно, чем в трех других, излагаются наставления Иисуса Христа Его ученикам. Главы 13−17 сконцентрированы на сказанном Им в ту роковую ночь, в которую Он был предан. Но прежде чем начать наставление, Иисус омыл ученикам ноги и затем сказал о предательстве, которое совершится в эту ночь.

Ин 13:1. Иисус знал, что пришел час Его (сравните с 2:4; 7:6,8,30; 12:23,27; 17:1) перейти от мира сего к Отцу. Теперь уже смерть приблизилась к Нему вплотную. Он принимал ее во исполнение воли Отца. И потому, что любил человечество (3:16). Но особою любовью любил Он своих овец Своих сущих в мире. Всю полноту этой любви Он явил делом: Своим смиренным служением людям (13:1−17), Своим учением (13:18 — 17:26) и, наконец, Своей смертью (главы 18−19).

Ин 13:2−4. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его… Это уже было предсказано Иисусом ранее (6:70−71). И вот теперь сатана вошел в Иуду (13:27). Тем не менее все события находились под контролем Божиим. Иисус знал (стихи 1,18), что обладает свободой выбора, Он знал о Своей всемогущей силе, как и о том, что Ему предстоит; и перед тем, как это должно было совершиться. Он добровольно взял на Себя роль слуги, омыв ноги Своим ученикам. Сколь разительно отличались Его действия от их эгоистических устремлений (Мф 20:20−24; Мк 9:33−34; Лк 22:24−30), и как отразилась в этих действиях суть всего Его земного служения! (Флп 2:5−8.)

Ин 13:5. Омовение ног при входе в дом было необходимой в Палестине процедурой. Улицы и дороги были покрыты пылью, а люди носили сандалии «на босу ногу». Знаком гостеприимства считалось омовение ног гостям (что обычно делали слуги), и, напротив, проявлением неуважения к гостю было бы не сделать этого (1Цар 25:41; Лк 7:40−50; 1Тим 5:10). Мужьям, как правило, омывали ноги жены, а родителям — дети.

Ин 13:6−8. Петр, ощутивший в действиях Иисуса лишь странный «обмен ролями», восклицает: Тебе ли умывать мои ноги? Тебе ли (эмоционально подчеркнуто как в греческом, так и в русском текстах), Моему Господу? На что Иисус отвечает: теперь смысла Моих действий ты не понимаешь, но после уразумеешь.

Не умоешь ног моих вовек, — возражает Петр, который никак не мог принять Иисуса в роли слуги по отношению к себе. И это еще один пример поспешных суждений Петра (Мк 8:32; 9:5).

Знаменателен новый смысл, который вкладывает Иисус в следующую Свою реплику: Если не умою тебя (заметим: «не ноги твои»), не имеешь части со Мною. Это означает: «Пока Я не омою твои грехи в Моей искупительной смерти (Откр 1:5), ты не будешь иметь истинного общения со Мною» (1Ин 1:7).

Ин 13:9−10. Петр все еще не понимал духовной сути происходившего, но он несомненно всегда желал быть с Иисусом. И потому с готовностью предложил Ему не только ноги омыть его, но и руки и голову. Иисус отвечал ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь. Смысл Его слов в том, что спасенные Им ученики, постоянно пребывающие в общении с Ним, уже чисты, и единственно, в чем нуждаются, так это в «омытии ног» (образ исповедания грехов), так как продолжают жить («ходить ногами своими») среди грешных неспасенных людей; повседневное покаяние соответствует «регулярному» очищению от грехов посредством смерти Иисуса Христа (1Ин 1:7; 2:1−2).

Говоря и вы чисты, но не все, Иисус подразумевал Иуду (Ин 13:11,18).

Ин 13:11. Иудой не были приняты очищающие и жизнедающие слова Иисуса (6:63,15:3); отвергая их в сердце своем, он оставался под действием греха. Ноги его, если и были омыты, то буквально: в духовном своем смысле акция Иисуса не коснулась его. Иоанн снова подчеркивает сверхъестественность знания Христа (сравните с 2:25; 4:29), Которому заранее было известно о решении Иуды предать Его.

Ин 13:12−14. Подав ученикам урок смиренного служения, Иисус вопросом Своим привлекает их внимание к важности его: знаете ли, что Я сделал вам? (сравните стих 7). И далее Он подчеркивает, что действительно является Учителем и Господом, т. е. во всех отношениях стоит выше их. Тем не менее, Он унизил Себя до служения им. Так же должны поступать и они, жертвенно идя навстречу нуждам других людей.

Ин 13:15−16. Омыв ноги ученикам, Иисус дал им пример. Между тем, на протяжении истории Церкви в среде верующих омовение ног нередко практиковалось как обязательный обряд. Несмотря на то, что в большинстве стран, тем более в наше время, смывать пыль с ног гостей нет никакой необходимости. Заметим, что в апостольский век, когда вечеря Господня совершалась постоянно, как завещанное Им таинство, омовение ног в церковных собраниях, судя по имеющимся данным, не практиковалось.

Пример, поданный Господом, был примером внутреннего смирения и не предполагал установления некоего обряда. Даже упоминаемый Тимофеем обычай вдов-христианок «умывать ноги святым» (1Тим 5:10) говорит не о существовании соответствующего церковного обряда, а о смиренном служении этих вдов другим верующим. Мыслящий о себе, что он больше господина своего, т. е. водимый гордыней, конечно же, примеру Иисуса не следует.

Ин 13:17. Бог благословляет Своих слуг не за знание того, что они должны знать, а за исполнение того, что они знают. Блаженны, т. е. счастливы (потому что угождают Богу) таковые.

2. ИИСУС ПРЕДСКАЗЫВАЕТ, ЧТО БУДЕТ ПРЕДАН (13:18−30)

Ин 13:18−19. Только что Иисус дал понять, что «блаженство» является плодом послушания (стих 17). Но не все вы будете послушны, с грустью замечает Он. Один из вас — предатель.

Избрание Иисусом Иуды не было, однако, случайностью или ошибкой в Божием плане. Я знаю, которых избрал, и что один из вас — предатель, говорит Господь, но так должна сбыться воля Отца, выраженная в Писании. Иисус приводит стих 10 из Псалма 40, в котором предрекается участь Мессии. Подобно тому, как Давид был предан его товарищем Ахитофелом, который позже повесился (2Цар 16:20 — 17:3,23), Иуда, бывший столь близким Иисусу, предал Его, и тоже потом удавился.

Хотя Бог заранее все знал об Иуде, ответственность за его поступок ложится на него самого. Есть в этой ситуации и «другая сторона». То обстоятельство, что Иисусу было известно об ожидающем Его прежде нежели то сбылось, и соответствие этого предсказанному в Писании, — помогло ученикам, когда оно сбылось, поверить в то, что Иисус есть Господь (13:19; сравните 14:29).

Ин 13:20. Подобно тому, как высокое и священное звание Иисуса определялось тем, что Он исполнял порученное Ему Отцом, и, следовательно, представлял Его, ученики представляли Иисуса, Таким образом принимающий учеников Иисуса принимает Его Самого, и, значит, принимает Отца Небесного.

Ин 13:21. Иисус возмутился (в значении «взволновался», «опечалился» — греческое слово «етарахтхе») духом… Тем же словом характеризуется душевное состояние Его и в 11:33; 12:27 (однокоренное с ним слово употребляет Иисус в 14:1,27; переведено как «смущается»). Будучи человеком, Иисус не мог не переживать из-за того, что Иуда предает Его, своего любящего Друга. Будучи же Богом, Он заранее знал, что этому надлежит произойти. Христос остро ощущал ожесточение, овладевшее сердцем Иуды, его духовную «мертвость». Слово засвидетельствовал и следующая за ним «формула» истинно, истинно говорю вам подчеркивают торжественность тона Иисуса.

Ин 13:22. Что кто-либо из этого узкого круга самых близких Иисусу людей способен был бы так поступить по отношению к Нему, выходило за пределы понимания учеников. Иуда же маскировался так искусно, что никому не приходило в голову заподозрить его.

Ин 13:23−24. Симон Петр, занимавший ведущее положение среди учеников и, пожалуй, самый эмоциональный из них, возможно, вознамерился «взять предателя на себя». (Заметим, что Лука — Лк 22:38,49−50 — упоминает о том, что в распоряжении учеников имелось два меча!) Ученик, которого любил Иисус, — это по всем данным. Иоанн — автор этого Евангелия (Вступление).

Иоанн и Иуда возлежали рядом с Иисусом, место же Петра за трапезой было в некотором отдалении от Учителя, так что спросить у Иисуса о предателе незаметно для других он не мог. А потому Петр сделал знак Иоанну, чтобы тот спросил, кого Иисус имеет в виду.

Ин 13:25−27. Он, припадши к груди Иисуса, спросил: Господи! кто это?

Кусок хлеба, поданный Иисусом Иуде, явился «знаком» лишь для Иоанна, потому что в самом этом жесте не было для участников вечери ничего необычного (на востоке принято было, чтобы хозяин пиршества наделял хлебом и прочим гостей); но это же «движение» Христа в сторону Иуды явилось и последней попыткой Его пробудить в «предающем» добрые чувства. И сколь печально символично, что жест дружественного расположения послужил в этой ситуации сигналом готового совершиться предательства!

На ожесточившихся сердцем и самое расположение тех, против кого их ожесточение направлено, производит обратное действие. И после сего куска вошел в него сатана — это одна из самых страшных в Библии фраз. С этого момента сатана начал действовать через Иуду во исполнение своей цели. Видя состояние Иуды, Господь «торопит» его: что делаешь, делай скорее. В конечном счете, все должно было совершиться по «расписанию», составленному Отцом.

Ин 13:28−30. Но никто из возлежавших не понял слов Иисуса; видимо, и любимый ученик — Иоанн — не осознал поданного ему знака и лишь позднее понял его смысл. И когда Иуда вышел, никто не подумал о нем ничего плохого. Все решили, что как «казначей» группы он послан, чтобы купить что-нибудь нужное к празднику, или дать что-нибудь нищим.

А была ночь — здесь эта фраза не только указывает на время суток, но имеет символическое значение: Иуда уходил от Света (8:12; 12:35,46) в «ночь» греха (3:19); да и для всех учеников наступала та духовная ночь, о которой Христос говорил им прежде (9:4; 11:10).

Б. Отшествие Иисуса приближается (13:31−38)

Ин 13:31−32. После того, как ушел Иуда, события, ведшие к смерти Иисуса, стали совершаться одно за другим. Спало напряжение, ощущавшееся и Христом, которое сатана нагнетал через Иуду. Скоро должно было остаться позади и то напряжение ожидания, которое неизменно сопутствовало Христу на всем Его пути к смерти (Лк 12:50).

В этих двух стихах пять раз повторяются слова прославился и прославит. Не имеющей себе равной славе Иисуса предстояло раскрыться в Его смерти. Отец Небесный тоже прославлялся через смерть Сына, так как в ней являли себя любовь Божества к человечеству, вся мера Его снисходительности к людям и абсолютная праведность Его (Ин 1:14; Рим 3:21−26). Фраза и Бог… вскоре прославит Его подразумевает воскресение и вознесение Христа.

Ин 13:33. Дети (греческое слово «текниа» — буквально «малые дети мои») выражает здесь трогательную любовь Иисуса к ученикам и Его озабоченность их судьбой. В этом Евангелии текниа звучит лишь в Его устах, и только один раз. Сам же Иоанн употребляет его семь раз в Первом Послании (1Ин 2:1,12,28; 3:7,18; 4:4; 5:21); один раз встречаем его у Павла — в Гал 4:19.

Иисус снова возвещает о том, что должен уйти от них, и что они не смогут найти Его, ни пойти за Ним (Мф 23:29; Ин 7:34; 8:21; 12:8,35). Он имел в виду как смерть Свою, так и вознесение.

Ин 13:34−35. Залогом выживания одиннадцати учеников Христа в Его отсутствие станет следование тому примеру любви, который Он подал им. Новою заповедь эта была в том смысле, что призывала к особой взаимной любви верующих, в основе которой лежала жертвенная любовь к ним Иисуса Христа: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Действенная любовь друг ко другу даст им возможность выжить в окружающем их враждебном мире. Как Иисус «воплотил» в Себе любовь Отца, так каждый из Его учеников должен стать воплощением Христовой любви к людям. Любовь станет их удостоверением миру и всякому верующему (1Ин 3:14).

Ин 13:36−38. Быстрый на реакцию Петр тут же спросил: Господи! куда Ты идешь? (сравните с аналогичным вопросом Фомы в 14:5). Петр горячо любил Учителя и не хотел расставаться с Ним. Но Иисус отвечал ему, что теперь ему невозможно последовать за Ним, но придет время, когда и Петр пойдет туда же, куда Он идет. Однако «старший» из учеников Христа не в состоянии был воспринять Его слов во всей их неотвратимости.

Он был уверен, что ему достанет любви к Иисусу и мужества, чтобы не отступить и перед угрозой смерти. Я душу мою положу за Тебя, с горячностью заявил Петр. Но он не знал как следует самого себя, ни той сатанинской силы, которая действовала против него (Лк 22:31−32). Иисус же знал о предстоящем отречении Петра отречешься от Меня трижды); эти Его слова должны были поразить остальных учеников. Они могли даже подумать, что Петр и есть тот предатель, о котором говорил Учитель (Ин 13:21−25).

В. Иисус — путь к Отцу (14:1−14)

Можно себе представить, как обескуражены и опечалены были ученики. Иисус сказал, что уходит от них (7:34; 8:21; 12:8,35; 13:33), что Ему предстоит умереть (12:32−33); что один из Двенадцати — предатель (3:21); что даже Петр трижды отречется от Него (13:38); что против всех них действует сатана (Лк 22:31−32); наконец, что все они «рассеются», т. е. разбегутся (Мф 26:31). Осмысленные совокупно, все эти откровения должны были лечь на учеников тяжким грузом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

толкование Далласской семинарии на евангелие от Иоанна, 13 глава



2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.