Г. Подготовка через испытание (4:1−13)

4:1 В жизни нашего Господа не было времени, когда бы Он не был исполнен Святого Духа, однако здесь в связи с Его искушением об этом упоминается конкретно. Быть исполненным Духа Святого — значит полностью Ему подчиняться и быть полностью послушным каждому слову Бога. Человек, исполненный Духа, освобожден от всякого сознательного греха и эгоизма, и в нем обильно обитает Слово Божье. Когда Иисус возвратился от Иордана, где Он был крещен, то Он поведен был Духом в пустыню — вероятно, в пустыню Иудейскую, расположенную вдоль западного побережья Мертвого моря.

4:2−3 Там Он сорок дней был искушаем от дьявола — дни, в которые Господь ничего не ел. К концу сорока дней наступило тройное испытание, с которым мы больше знакомы. Фактически испытания происходили в трех различных местах — в пустыне, на горе и в храме Иерусалимском. Истинность человеческой природы Иисуса отражена в слове «взалкал». Первое искушение преследовало именно эту цель.

Сатана предложил Господу использовать Свою Божественную власть для утоления телесного голода. Изощренность этого искушения состояла в том, что само по себе такое действие было совершенно законным. Однако, сделав это, Иисус поступил бы неверно, послушавшись сатану; Он должен действовать в согласии с волей Своего Отца.

4:4 Иисус отразил это искушение, процитировав место Священного Писания (Втор 8:3). Послушание Божьему Слову намного важнее, чем удовлетворение физических потребностей. Он не спорил. Дарби сказал: «Один единственный отрывок из Писания заставляет замолчать, когда его используют в силе Святого Духа. Весь секрет силы в борьбе мнений заключается в правильном использовании Слова Божьего».

4:5−7 Во втором искушении дьявол в одно мгновение показал Ему все царства мира. Сатане не понадобилось много времени, чтобы показать все, что он может предложить. Он мог предложить не сам мир, а лишь царства этого мира. В определенном смысле он действительно имеет власть над царствами мира. Из-за согрешения человека сатана стал князем мира сего (Ин 12:31; Ин 14:30; Ин 16:11), богом века сего (2Кор 4:4), князем, господствующим в воздухе (Еф 2:2). Цель же Бога такова, чтобы «царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его» (Откр 11:15). Таким образом, сатана предлагал Христу то, что со временем все равно будет принадлежать Ему.

Однако к престолу не могло быть краткого пути. Ему предшествовал крест. В Своем совете Бог предопределил, что Господь Иисус должен претерпеть, прежде чем войти в Свою славу. Он не мог достичь законной цели неправильными средствами. Ни при каких обстоятельствах Он не преклонится перед дьяволом, независимо от того, какое Ему предложено вознаграждение.

4:8 Итак, Господь привел слова из Второзакония (6:13), чтобы показать, что Ему, как Человеку, надлежит поклоняться и служить только Богу.

4:9−11 В третьем искушении сатана повел Его в Иерусалим, поставил на крыле храма и предложил Ему броситься вниз. Разве не обещал Бог в Псалме 90:11−12, что Он сохранит Мессию?

Возможно, сатана искушал Иисуса, чтобы Он явил Себя как Мессия, показав сенсационное зрелище. Малахия предсказал, что Мессия внезапно придет в храм Свой (Мал 3:1). Следовательно, здесь Иисусу была предоставлена возможность приобрести славу и известность обетованного Избавителя без восхождения на Голгофу.

4:12 В третий раз Иисус отразил искушение, приведя слова из Библии. Второзаконие (6:16) запрещает испытывать Бога.

4:13 Отброшенный мечом Святого Духа, дьявол отошел от Иисуса до времени. Искушения обычно накатываются волнами, а не текут потоком.

Говоря об искушении, следует упомянуть несколько дополнительных деталей:

1. Последовательность искушений у Луки отличается от Матфея. Второе и третье искушения помещены в другом порядке; причина этого неясна.

2. Во всех трех случаях цель, предложенная Иисусу, верна, но неправильны средства ее достижения. Всегда неправильно слушаться сатану, поклоняться ему или любому другому сотворенному существу и искушать Бога.

3. Первое искушение касалось тела, второе — души, а третье — духа. Они затрагивали соответственно похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую.

4. Все три искушения вращаются вокруг трех сильнейших побуждений человеческого естества — физических потребностей, жажды власти и обладания, а также желания общественного признания. Сколь часто ученики испытывают искушение избрать путь удобства и удовольствия, стремиться к видному положению в мире и занять высокое положение в Церкви.

5. Во всех трех искушениях сатана использовал религиозный язык и тем самым облек искушения в наряд внешней респектабельности. Он даже цитировал стихи Св. Писания (ст. 10−11). Очень точно отметил Джеймс Стюарт:

«Изучение описания искушений освещает два важных момента. С одной стороны, оно доказывает, что искушение — это не обязательно грех. С другой стороны, это повествование проливает свет на великое высказывание позднейшего ученика: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр 2:18)». (Stewart, Life and Teaching, p. 45.)

Иногда высказывают мысль, что искушение было бы бессмысленным, если бы Иисус не мог согрешить. Действительно, Иисус — это Бог, а Бог не может грешить. Господь Иисус никогда не поступался ни одним из атрибутов Божества. Его Божество было скрыто во время Его жизни на земле, но оно не было и не могло быть отложено в сторону. Некоторые говорят, что, как Бог, Он не мог грешить, но, как Человек, мог. Но Он все еще и Бог, и Человек, и невозможно даже подумать, чтобы Он сегодня мог грешить. Цель искушения не в том, чтобы увидеть, мог ли Он грешить, но чтобы доказать, что Он грешить не мог. Лишь святой, безгрешный Человек мог быть нашим Искупителем.

Е. Подготовка через учение (4:14−30)

4:14−15 Между стихами 13 и 14 — промежуток протяженностью в один год. В течение этого времени Господь совершал служение в Иудее. Единственная запись об этом служении содержится у Иоанна 2−5.

Когда Иисус возвратился в силе духа в Галилею, чтобы начать второй год Своего публичного служения, молва о Нем разнеслась по всей окрестной стране. Когда Он учил в еврейских синагогах, Его везде прославляли.

4:16−21 В Назарете, городе Его детства, Иисус вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу. Есть еще две вещи, которые, как мы читаем, Он делал регулярно. Он регулярно молился (Лк 22:39), и Он, по обыкновению, учил других (Мк 10:1).

В одно из посещений синагоги Он встал читать из ветхозаветных Писаний. Служитель подал Ему свиток, в котором было записано пророчество Исаии. Господь развернул свиток в том месте, которое нам известно как 61-я глава книги пророка Исаии, и прочел 1-й и начало 2-го стиха. Этот отрывок всегда был известен как описание служения Мессии. Когда Иисус сказал: «Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами», — Он недвусмысленно заявил о том, что Он — Мессия Израиля.

Обратите внимание на величайшие цели служения Мессии. Он пришел, чтобы заняться чудовищными проблемами, которые были бичом человечества в продолжение всей истории:
— Бедность. Благовествовать нищим.
— Горе. Исцелять сокрушенных сердцем.
— Рабство. Проповедовать плененным освобождение.
— Страдание. Слепым — прозрение.
— Угнетение. Отпустить измученных на свободу.

Короче говоря, Он пришел проповедовать лето Господне благоприятное — рассвет новой эры для множества воздыхающих, стенающих людей этого мира. Он предъявил Себя как ответ на все болезни, которые терзают нас. И это истинно, независимо от того, думаем ли мы при этом о физических или о духовных болезнях. Христос — вот ответ на них.

Он не случайно прервал чтение на словах «...проповедовать лето Господне благоприятное». Он не продолжил цитировать слова из Исаии: «...и день мщения Бога нашего». Цель Его первого пришествия — проповедовать лето Господне благоприятное. Нынешний век благодати — это время благоприятное и день спасения. Когда Он вернется на землю во второй раз, тогда провозгласит день мщения нашего Бога. Заметьте, что о благоприятном времени сказано как о лете, а время мщения — это день.

4:22 Ясно, что люди были весьма удивлены. Они говорили о Нем хорошие слова, их влекли к Нему Его благодатные слова. Для них было тайной, где сын Иосифа, плотник, получил такое хорошее развитие.

4:23 Господь знал, что Его популярность была поверхностной. Люди не воспринимали по-настоящему Его истинную сущность или ценность. Для них Он был просто одним из земляков, который совершил что-то хорошее в Капернауме. Он предвидел, что они могут сказать Ему: «Врач! Исцели Самого Себя». Обычно эта присказка имела смысл: «Сделай для себя то, что ты сделал для других. Если ты заявляешь, что лечишь других, то излечи свое собственное состояние». Однако здесь значение несколько отличается. Оно объясняется в следующих далее словах: «Сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». Это был презрительный вызов, чтобы Он совершил чудеса в Назарете, как Он это делал в других местах, и тем самым спас Себя от насмешек.

4:24−27 В ответ Господь изложил принцип, глубоко укоренившийся в человеческой практике: великих людей не ценят в их собственном отечестве. Затем Он напомнил два ярких события из ВЗ, когда пророки Божьи не были в уважении у народа израильского и, как результат, были посланы к язычникам. Когда сделался большой голод в Израиле, Илия не был направлен к какой-либо из еврейских вдов, хотя их было много, но Бог послал его к языческой вдове в Сидон. И хотя в дни служения Елисея также было много прокаженных в Израиле, он не пришел на помощь ни к кому из них. Вместо этого он был послан к язычнику Нееману, военачальнику сирийской армии.

Представьте себе, как воздействовали слова Иисуса на евреев. Они ставили женщин, язычников и прокаженных в самый низ общественной лестницы.

Однако здесь Господь намеренно помещает всех трех выше неверующих евреев! Он говорил как раз о том, что ветхозаветной истории предстоит повториться. Несмотря на Его чудеса, Он будет отвергнут не только городом Назаретом, но и всем народом Израиля. Затем Он обратится к язычникам, как это сделали Илия и Елисей.

4:28 Люди в Назарете точно поняли, что Он имел в виду. Они исполнились ярости от одного лишь упоминания о милости, явленной язычникам. Епископ Райл комментирует:

«Люди весьма ненавидят доктрину о владычестве Бога, которую провозгласил здесь Христос. Бог не обязан совершать среди них чудеса». (John Charles Ryle, Expository Thoughts on the Gospels, St. Luke, I:121.)

4:29−30 Люди поднялись и выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, чтобы свергнуть Его. Несомненно, это была интрига сатаны, еще одна попытка уничтожить царственного Наследника. Однако Иисус чудесным образом прошел сквозь толпу и покинул город. Противники были бессильны остановить Его. Насколько нам известно, Он более никогда не возвращался в Назарет.

IV. СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЯВЛЯЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ (4:31 — 5:26)

А. Власть над нечистым духом (4:31−37)

4:31−34 То, что потерял Назарет, стало приобретением для Капернаума. Люди этого города признали учение Иисуса авторитетным. Его слова убеждали и побуждали. Стихи 31−41 описывают типичный субботний день в жизни Господа. Здесь Он явлен как Господин над бесами и болезнями. Сначала Он пошел в синагогу и встретил там человека, имевшего нечистого духа. Прилагательное «нечистый» часто используется для описания злых духов; оно означает, что они сами нечисты и производят нечистоту в жизни своих жертв. В этом отрывке видна реальность одержимости бесами. Прежде всего это был крик ужаса: «Оставь». Затем дух ясно показал, что знает, Кто такой Иисус — Святый Божий, Который в конечном счете победит воинства сатаны.

4:35 Иисус предъявил бесу двойное требование: «Замолчи и выйди из него». Бес так и поступил, повергнув прежде человека на землю, однако нимало не повредив ему.

4:36−37 Люди были в ужасе! Что такое было в словах Иисуса, что и нечистые духи повинуются Ему? Что это за невообразимая власть и сила, с которой Он говорил? Неудивительно, что слух о Нем разнесся по всем окрестным местам! Все физические чудеса Иисуса иллюстрируют подобные чудеса, которые Он совершал в духовной сфере. К примеру, из нижеперечисленных чудес (в Евангелии от Луки) вытекают следующие духовные уроки:

  • изгнание нечистых духов (4:31−37) — избавление от скверны и нечистоты греха;
  • исцеление тещи Петра (4:38−39) — освобождение от беспокойства и слабости, причиняемых грехом;
  • исцеление прокаженного (5:12−16) — восстановление от отвратительности и безнадежности греха (см. также 17:11−19);
  • расслабленный (5:17−26) — свобода от духовного паралича и возможность служить Богу;
  • воскрешение сына вдовы (7:11−17) — грешники мертвы в беззакониях и грехах и нуждаются в жизни (см. также 8:49−56);
  • укрощение бури на море (8:22−25) — Христос может контролировать бури, которые неистовствуют в жизни Его учеников;
  • легион демонов (8:26−39) — грех влечет за собой насилие и безумства и изгоняет людей из цивилизованного общества. Господь дарует благопристойность, душевное равновесие и общение с Ним;
  • женщина, которая прикоснулась к краю Его одежды (8:43−48) — обнищание и уныние как следствие греха;
  • насыщение пяти тысяч (9:10−17) — грешный мир, изголодавшийся без Божьего хлеба. Христос удовлетворяет эти нужды через Своих учеников;
  • одержимый бесами сын (9:37−43а) — жестокость и насилие греха и исцеляющая сила Христа;
  • женщина, имевшая духа немощи (13:10−17) — грех деформирует и скрючивает, а прикосновение Иисуса приносит полное восстановление;
  • человек, страдающий водянкой (14:1−6) — грех производит неудобства, огорчения и опасность;
  • слепой нищий (18:35−43) — грех закрывает людям глаза на реальность вечности. В результате нового рождения глаза открываются.

Б. Власть над горячкой (4:38−39)

Затем Иисуса попросили прийти в дом Симона, где теща Симонова была одержима сильной горячкой. Как только Господь запретил горячке, она оставила ее. Выздоровление было не только немедленным, но и полным, так как женщина смогла встать и обслуживать дом. Обычно после высокой температуры человек чувствует себя слабым и вялым. (Защитники безбрачия священников найдут для себя мало утешения в этом отрывке. Петр был женатый человек!)

В. Власть над болезнями и бесами (4:40- 41)

4:40 Так как суббота приближалась к завершению, люди освобождались от вынужденного бездействия; они приводили к Нему множество инвалидов и одержимых бесами. Ни один из них не пришел напрасно. Он исцелял каждого, кто был болен, и изгонял бесов.

Многие, заявляющие сегодня, что они исцеляют по вере, ограничивают свои чудеса избранными кандидатами. Иисус исцелял каждого.

4:41 Изгнанные бесы знали, что Иисус — это Христос, Сын Божий. Однако Он не принимал свидетельство бесов. Их нужно было заставить молчать. Они знают, что Он — Мессия, однако у Бога есть и другие, лучшие орудия для провозглашения этого факта.

Г. Власть ходить и проповедовать (4:42−44)

На следующий день Иисус удалился в пустынное место вблизи Капернаума. Народ искал Его и нашел. Они умоляли Его не уходить. Но Иисус напомнил им, что должен совершать Свое служение и в других городах Галилеи. И так, от синагоги к синагоге, Он шел и проповедовал Благую весть о Царстве Божьем. Иисус Сам был Царем. Он желал царствовать над людьми. Но прежде они должны были покаяться. Он бы не стал царствовать над теми, которые цепляются за свои грехи. Это было препятствием. Они же хотели быть спасенными от политических проблем, а не от своих грехов.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии МакДональда на евангелие от Луки, 4 глава. Комментарии МакДональда.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

От Луки 4 глава в переводах:
От Луки 4 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Феофилакта Болгарского
  9. Новый Библейский Комментарий
  10. Лингвистический. Роджерс
  11. Комментарии Давида Стерна
  12. Библия говорит сегодня
  13. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.