Второзаконие 12 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот установления и правила, которые вы должны тщательно исполнять в той стране, которую ГОСПОДЬ, Бог ваших отцов, отдает вам во владение на все дни жизни вашей на земле.
2 В стране, из которой вы изгоните язычников, не колеблясь уничтожьте их святилища, где они поклонялись и служили своим богам, где бы они ни находились: на горах высоких, на холмах, под ветвистыми деревьями всякими.
3 Сокрушите жертвенники их и разбейте каменные столбы их священные, сожгите рощи, Ашере1 посвященные, и порубите изваяния всех их богов, чтобы и памяти о них никакой там не осталось.
4 То, что там происходило, не должно осквернять поклонение ГОСПОДУ, Богу вашему.
5 Вам надлежит узнать о месте, избранном ГОСПОДОМ, Богом вашим, на земле одного из колен ваших, чтобы то место носило Имя Его, там пребывающее. Туда приходите
6 и приносите жертвы всесожжения и прочие всякие жертвы, десятины ваши и пожертвования ваши, и дары по обету и из особого рвения, приношения из первенцев животных, из крупного рогатого и мелкого скота.
7 Там, перед ГОСПОДОМ, Богом вашим, празднуйте2 вместе с семьями своими; радуйтесь плодам своих трудов, которые благословил ГОСПОДЬ, Бог ваш.
8 Впредь не делайте этого так, как мы ныне делаем — каждый как ему хочется.
9 Ибо вы еще не пришли к цели — к покою и наследству, которое ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам.
10 Но когда перейдете Иордан и поселитесь в стране, которую ГОСПОДЬ, Бог ваш, отведет вам как наследство ваше, и когда Он дарует вам покой, защитив со всех сторон от врагов ваших, так что жить вы будете в безопасности,
11 вот тогда-то на место, какое изберет ГОСПОДЬ, Бог ваш, чтобы Имя Его там пребывало, станете приносить всё, как я завещал вам: жертвы всесожжения и прочие всякие жертвы, десятины ваши и пожертвования ваши и лучшие дары по обету, какие вы сами обещали ГОСПОДУ.
12 Празднуйте3 там перед ГОСПОДОМ, Богом вашим, вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями; и левитов, живущих в городах ваших, тоже не забудьте, ибо нет у них своего надела, доли в наследстве, как у вас.
13 Смотри же, не вздумай совершать свои всесожжения в любом месте, выбранном наугад;
14 а только на том, какое Сам ГОСПОДЬ изберет на земле одного из колен ваших, только там совершай всесожжения и всё положенное, что я повелел тебе.
15 Впрочем, в любом месте, где бы ты ни жил,4 тебе не возбраняется, когда захочешь, резать скот и есть мясо — сколько можешь позволить себе по дарованному тебе благословению ГОСПОДА, Бога твоего. Любой из вас, чист он ритуально или нет, может употреблять такое мясо в пищу, как и мясо серны и оленя.
16 Только кровь в пищу никогда не употребляйте, выливайте ее на землю, как воду.
17 Но нельзя тебе есть десятину со своего зерна, молодого вина и оливкового масла там, где ты живешь; также из мяса первенцев твоего крупного рогатого и мелкого скота — ничего, что обещал ты принести Господу по обету, или из особого рвения, или как пожертвование твое.
18 Всё это перед ГОСПОДОМ, Богом твоим, ешь на том месте, какое ГОСПОДЬ, Бог твой, изберет, ешь вместе с сыном твоим и дочерью, рабом и рабыней и левитом, живущим в твоем поселении. Там перед ГОСПОДОМ, Богом твоим, ты порадуешься всем плодам трудов своих!
19 И никогда, сколько бы ни жил ты на земле своей, не забывай левита.
20 Когда же ГОСПОДЬ, Бог твой, расширит владения твои, как обещал Он, и ты скажешь: „Поем-ка я мяса“, потому что возникло у тебя такое желание, можешь есть его, когда пожелаешь.
21 А если очень далеко от тебя то место, какое изберет ГОСПОДЬ, Бог твой, чтобы там имя Его пребывало, то можешь, как я уже сказал, резать свой крупный рогатый и мелкий скот, который даровал тебе ГОСПОДЬ, и есть мясо, когда пожелаешь, там, где ты живешь.
22 Ешь это мясо, как и мясо серны и оленя. Каждый может есть его, чист он ритуально или нет.
23 Только совершенно без крови — ее не употребляй в пищу! Ведь кровь — это жизнь,5 и нельзя есть мясо, в котором жизнь!
24 Кровь не должна служить тебе пищей; выливай ее на землю, как воду.
25 Ты не должен есть ничего с кровью, дабы хорошо было тебе и потомкам твоим, как людям, делающим угодное ГОСПОДУ.
26 А со святынями и дарами по обету иди в то место, какое изберет ГОСПОДЬ.
27 Приносить свою жертву всесожжения — и мясо ее, и кровь — ты должен на жертвеннике ГОСПОДА, Бога твоего. А кровь других жертв надлежит выливать у жертвенника6 ГОСПОДА, Бога твоего; мясо же можешь есть.
28 Тщательно соблюди все указания, какие даю тебе ныне, и будет хорошо и тебе, и потомкам твоим вовеки, ибо вы будете делать то, что угодно ГОСПОДУ, Богу твоему, и что Он одобряет.
29 Когда по мере продвижения вашего ГОСПОДЬ, Бог твой, будет истреблять те народы, в страну которых идете вы, чтобы овладеть ею, вы займете их место и поселитесь там.
30 После их истребления берегись, как бы тебе не попасть в сети, если начнешь расспрашивать про их богов и думать: „Как эти народы служили своим богам? Почему бы и мне не сделать то же самое?“
31 Не делай ничего такого для ГОСПОДА, Бога твоего! Ибо для своих богов они творили дела мерзкие, дела, которые Он ненавидит: они ведь даже сыновей своих и дочерей сжигали в угоду богам своим!
32 Всё, что я повелел вам, исполняйте в точности. Никто да не посмеет добавить к этому что-либо или убавить.

Толкование Далласской семинарии

В. Свод конкретных законов (12:1 — 26:15)

1. ВВЕДЕНИЕ (12:1)

Втор 12:1. Постановления и законы, которые даются в этой части речи Моисея, не были предназначены к «изнурению» народа. Моисей намеренно не стал повторять многие подробности и правила, записанные в книгах Исход и Левит. Ведь Второзаконие соответствует закону, излагаемому в проповеди (точнее, это — наставление, «инструкции»; толкование на 1:5). Выступая перед народом, Моисей скорее стремился выявить, установить некоторые общие характерные признаки их образа жизни, определить его уровень и качество, чем пускаться в утомительные подробности, предусмотренные в своде законов.

Конкретные законы, перечисляемые в этом разделе, были даны в помощь людям, которым предстояло каждую сферу своей жизни подчинить Господу; эти законы должны были помочь им искоренить из своей среды все, что могло угрожать их истинному благочестию. Давались они в связи с предстоявшим вступлением на территорию Ханаана: Когда введет тебя Господь… в ту землю… старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю я вам сегодня (стих 29, 32).

2. ЗАКОН О ЕДИНСТВЕННОМ СВЯТИЛИЩЕ (12:2−28)

а. Повеление разрушить места поклонения хананеев (12:2−4)

Втор 12:2−4. Горы и холмы имели в древности особое значение в некоторых религиях Ближнего Востока, так как исповедывавшие эти религии полагали, будто многие из их божеств возникли и обитали на этих возвышенных местах. И всякое ветвистое дерево имело значение в ханаанских культах, в центре которых были божества плодородия.

Господь повелевал повсеместно разрушать жертвенники их и столбы (в других переводах Библии — «священные камни»; сравните 7:5; Исх 23:24; 34:13; столбы соответствовали мужским символам плодородия), а также сжигать рощи их, состоявшие из цельных древесных стволов с вырезанными на них изображениями богини Ашеры (Астар-ты), считавшейся богиней плодородия; в представлении хананеев она была супругой Ваала (Исх 34:13; Втор 7:5; 16:21). Истуканы богов (идолы — евр. пасил), вероятно, вырезались из камней.

Евреям необходимо было полностью истребить эти предметы культа, чтобы предохранить себя от искушения поклониться божествам хананеев, и не допустить осквернения истинного богопоклонения, которому были научены, элементами языческих ритуалов и чуждыми культовыми принадлежностями (12:4). «Частичную» лояльность Господь не потерпел бы. Но полностью уничтожив языческие святилища, израильтяне выразили бы свою безоговорочную преданность Ему. Вместе с тем они таким образом продемонстрировали бы, что не верят в ханаанских богов, а, значит, и «возмездия» с их стороны не опасаются.

б. О месте богопоклонения (12:5−7)

Втор 12:5. Когда Израиль войдет в Обетованную землю, Бог изберет… место… чтобы пребывать имени Его там (сравните стихи 11, 21; 14:23−24; 16:2, 6, 11; 26:2), т. е. Он назначит, где возвести им скинию, укажет место, где Бог и Его народ будут вступать в контакт между собой (сравните Исх 33:7−11). Это не означало, что скинии всегда предстояло находиться в одном и том же месте — ведь ее, как мы знаем, переносили по Божиему указанию. Завершающее исполнение этого повеления состоялось столетия спустя, когда Бог позволил Давиду перенести скинию в Иерусалим, где позднее сын его Соломон воздвиг храм.

Повелением о единственном святилище подчеркивались три вещи: единство Бога (т. е. то, что богов — не множество, что Бог един есть), затем чистота израильского вероисповедания и, наконец, политическая и духовная общность еврейского народа.

Втор 12:6. Всесожжения (Лев 1), приносимые на место поклонения, должны были полностью сжигаться на жертвеннике. Они приносились по разным поводам — в знак всецелой зависимости верующего от Господа.

Слово, переводимое как «жертва» (зе-лах), подразумевает такую жертву, которая приносилась в признательность за что-то; кроме того, целью жертвоприношений была и, так сказать, «организация общего стола».

Речь могла идти о жертве благодарения (Лев 7:12−15; 22:29−30), когда приносивший ее хотел возблагодарить Бога за что-то особенное, что Он сделал для него. Или это могла быть жертва по обету — по исполнении какого-то обета, данного Господу (Лев 7:16−17; 22:18−23). Либо жертва от усердия, принесением которой верующий еврей выражал благодарность Богу (Лев 7:16−17; 22:18−23), — не обязательно, однако, в связи с чем-то конкретным. (Относительно десятин толкование на Лев 27:30−32 и на Втор 14:28. Относительно закона о первенцах толкование на 15:19−23.)

Особые дары (буквально возношение рук ваших) предназначались для священников.

Втор 12:7. «Служба поклонения», которую станет нести израильтянин, будет источником веселия для него (И ешьте… и веселитесь, вы и семейства ваши), если он и его соплеменники сохранят в новой земле верность Господу, ибо тогда они смогут рассчитывать на обильные Его благословения. Мысль о «веселии» в присутствии Господа неоднократно встречается во Второзаконии (стих 7, 12, 18; 14:26; 16:11; обратите также внимание на 16:14−15).

в. О том, когда вышеупомянутые правила вступят в действие (12:8−14)

Втор 12:8−9. Раньше, во время пребывания Израиля в пустыне, Господь сказал Моисею, чтоб повелел народу не прежде забивать телицу, барана или козла, чем будет животное приведено ко входу в скинию — в качестве приношения Ему (Лев 17:1−4). Для такого повеления у Бога было две причины. Во-первых, упомянутый запрет должен был помешать евреям поклоняться так, как поклонялись язычники (Лев 17:5−9). Во-вторых, исполняя поставленное им условие, они не могли бы употреблять в пищу кровь жертвенных животных (Лев 17:10−13).

Каждый делает, что ему кажется правильным — Моисей, возможно, имел в виду, что народ не очень-то тщательно соблюдает этот запрет (Лев 17:3−4). Или, может быть, он намекал на известную путаницу в соблюдении запрета. Предлагаемое правило, однако, устраняло теперь всякую неясность относительно того, как есть и приносить в жертву мясо животных.

Втор 12:10−14. Приношения (всесожжения, другие жертвы… десятины, особые дары, приношения по обету и т. д.; толкование на стих 6), будь то мясо или хлеб, могли быть предлагаемы только в скинии (сравните стихи 17−18), т. е. в месте, которое изберет Господь, — чтобы в нем пребывать имени Его (толкование на стих 5). Эти акты поклонения Богу должны были быть временем радости — «веселия» (стих 12).

г. О характере приношений при поклонении (12:15−28)

Втор 12:15−16. Как дичь, так и животных, в другое время приносимых в жертву, можно было употреблять в пищу, и закапать их в этом случае разрешалось где угодно, а не у святилища — коль скоро они не Богу приносились. И не имело значения, чисты или нечисты церемониально были сотрапезники, раз животное не предназначалось для принесения в жертву. (Обрядовые законы или установления, которые, главным образом, находим в книге Левит, не были законами о морали: их целью было учить народ истинам о характере Бога, о человеческой природе и о взаимоотношениях людей с Богом.

К примеру, церемониальные (обрядовые) законы в 12-ой главе книги Левит, в которых рассматриваются вопросы деторождения, вовсе не предполагают, что процесс деторождения является чем-то скверным с этической точки зрения.) Запрещение употреблять в пищу кровь животных все еще оставалось, однако, в силе (толкование на Втор 12:23).

Втор 12:17−19. Вторично (сравните стихи 12−13) предупредил Моисей народ, чтобы все съестное, используемое в ритуале Богопочитания, съедали они в будущем только на том месте, где воздвигнуто главное святилище. Таким образом обеспечивалась чистота Богопочитания. И снова говорил о нем Моисей как о времени веселия и радости (сравните стих 12).

Поскольку левиты не имели племенного земельного надела (10:9; 12:12), они жили в городах среди других племен (стих 18; 14:29; 16:11). И народ должен был обеспечивать их всем необходимым (сравните 14:27).

Втор 12:20−28. Разрешение есть мясо, не предназначенное для использования в обряде Богопочитания, в любом месте, т. е. не принося его предварительно ко святилищу, снова повторяется (стихи 15−16), с добавлением некоторых подробностей. Современному человеку все эти повторения могут показаться несколько утомительными.

Следует, однако, помнить, что первоначально книга Второзакония была представлена израильтянам в форме проповеди. А повторение играет важную роль в процессе усвоения чего бы то ни было; вдвойне важно оно при устном обучении слушателей, у которых не будет возможности «перечитать» то, что они упустили при первом слушании.

Объявленное прежде запрещение (Лев 17:1−12) есть мясо животного, не приведенного предварительно к скинии, относилось лишь ко времени пребывания израильтян в пустыне, когда их «дома» были расположены вблизи святилища. Теперь же народу предстояло войти в Обетованную землю, где большинство его будет жить слишком далеко от главного святилища, чтобы можно было все мясо приносить туда. Потому-то и дано было разрешение забивать животных в пищу у себя дома и там же есть их мясо.

Разрешение это было, однако, сформулировано таким образом, что первоначальный смысл соответствующего повеления (запрета; Лев 17:1−12) сохранился. Ведь в то время упомянутый запрет был направлен на предотвращение осквернения подлинного Богопочитания элементами ханаанских ритуалов, а также на то, чтобы удержать евреев от употребления в пищу крови животных. И в этой главе Моисей вновь предостерегает их, чтобы не употребляли в пищу кровь, независимо от того, дома (Втор 12:23−25; сравните стих 16) или у святилища (стих 27) забито животное.

Кровь символизировала жизнь (кровь есть душа, стих 23). Воздерживаясь от употребления ее в пищу, израильтяне демонстрировали свое уважение к жизни и к Тому, Кто сотворил жизнь. Кроме того, как указано в Лев 17:11, кровью искупается грех, она имеет в себе очищающую силу; следовательно кровь — святыня, и людям нельзя есть ее.

Первоначальный смысл сказанного в Лев 17:3−4 Моисей сохраняет и тем, что повторяет: приносимое Господу должно приносить у главного святилища (Втор 12:26−27; сравните стих 11, 17−18). А кровь при этом надо выливать у жертвенника для всесожжении.

Новым Заветом отменен закон о единственном (главном) святилище, потому что «святилищем» сделался каждый христианин, который есть «храм Бога живого» (2Кор 6:16). Однако вечный принцип, выраженный в законе о единственном святилище, по-прежнему в силе, потому что, как и раньше, Бог хочет, чтобы Ему поклонялись в чистоте (Ин 4:24) и чтобы народ Его сохранял единство (Флп 2:1−5).

Каждый из трех разделов этой главы заканчивается наставлением, «быть начеку»: берегись (стих 13), смотри (стих 19) и слушай и исполняй (стих 28). Обратите также внимание на стихи 1 и 30. Подобных эмоционально подчеркнутых призывов немало во Второзаконии, возможно, потому, что израильскому народу свойственны были беззаботность и небрежность.

3. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ИДОЛОПОКЛОНСТВА (12:29 — 13:18)

а. Уклонение от языческих ритуалов (12:29−32)

Втор 12:29−30. Опять и опять провозглашает Моисей перед своими соплеменниками, как важно им избегать любых соприкосновений с культовой практикой язычников, ибо они будут завлекать их в свою сеть. Да не попадутся в нее евреи — из любопытства или по легкомыслию!

Втор 12:31−32. Тем более это опасно для народа, подчеркивал Моисей, что культовая практика идолопоклонников ненавистна истинному Богу, Который потому и отделяет от них евреев. Худшим из гнусных дел, которые совершали язычники, было принесение ими в жертву собственных детей. Так, поклонение аммонитскому богу Молоху (Лев 18:21; 20:2−5; 4Цар 23:10; Иер 32:35) часто сопровождалось преданием огню — в качестве жертв — юношей и девушек. Между тем, за такие дела Бог повелел карать смертью (Лев 20:2−5).

Но и царь Соломон, несмотря на Божий запрет, построил на мастичной горе капище Молоху (3Цар 11:7), а два других царя — Ахаз (2Пар 28:3) и Манассия (4Цар 21:6) приносили в жертву своих детей, сжигая их на огне. В числе причин переселения Северного, Израильского царства (в 8-ом веке до Р. Х.) главной называется эта вот практика детских жертвоприношений (4 Цар. 17:6, 17).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — См. примеч. к Исх 34:13.
7  [2] — Букв.: ешьте.
12  [3] — Или: радуйтесь.
15  [4] — Или: в любом из городов или селений (букв.: в пределах всех ворот твоих); то же в ст. 17.
23  [5] — Или: душа.
27  [6] — Или: на жертвенник.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.