их жертвенники до основания сокрушите,
разбейте их камни священные,
их рощи, Ашере2 посвященные, вырубите
и кумиры их резные сожгите.
Ведь ты — народ отделенный,
чтоб святым быть у ГОСПОДА, Бога твоего.
Из всех народов, что живут на земле,
Он, ГОСПОДЬ, Бог твой, выбрал именно тебя,
дабы стал ты особым Его достоянием.
Толкование Далласской семинарии
2. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА (ГЛ. 7)
а. Повеление не щадить жителей той земли (7:1−5)
Втор 7:1−2. Семь народов, упоминаемые здесь, населяли землю Ханаанскую (сравните Быт 15:19−21). Шесть из них Бог перечислил в Своем призыве к Моисею (Исх 3:17), т. е. всех, за исключением Гергесеев, которые (как и Хеттеи… Аморреи и Иевусеи) происходили от Ханаана (Быт 10:15−16). Главная мысль, выраженная во Второзаконии 7:1−2, — та, что Израиль должен был истребить все народы в границах Ханаанской земли (толкование на эти этнические группы в 20:17).
Повеление истребить их полностью, т. е. мужчин, женщин и детей, нередко воспринимается как нечто несовместимое с любящим Богом. Однако в отношении этих народов следует иметь в виду ряд обстоятельств. Во-первых, они заслужили смерть своим «нечестием» (9:4−5), т. е. своей глубокой укорененностью во грехе. О крайней степени нравственной деградации этих народов говорит не только характер их религий; об этом же свидетельствуют литературные памятники той поры и данные археологических раскопок.
Во-вторых, они упорствовали в своем неприятии Бога (7:10). Если бы они раскаялись, Бог простил бы их, как простил Он ниневитян, покаявшихся вслед за проповедью Ионы. Но представляется, что и самая мысль о раскаянии не возникала в их среде.
В-третьих, хананеи были подобны «нравственному раку» (сравните 20:17−18; Чис 33:55; Нав 23:12−13); и даже один из них, уцелев, — пусть хоть ребенок, оставленный в живых, — грозил потенциальной опасностью Божиему народу опасностью возрождения идолопоклонства и безнравственности, обладающих свойством быстрого распространения.
В-четвертых, следует упомянуть о некоем «смягчающем» факторе, состоящем в том, что смерть для ханаанского ребенка в известном смысле могла быть благословением. Ведь если дитя умирает прежде, чем достигнет сознательного возраста, то о его судьбе в вечности, по-видимому, не следует тревожиться.
Итак, не следует проводить разделения между Богом Ветхого Завета и Богом Нового Завета. В обоих заветах Он выступает как любящий и праведный Бог. Повеление вести «священную войну», конечно, неприменимо к сегодняшнему дню, поскольку в настоящее время Бог не стремится — посредством одного какого-то народа — установить Свое царство на земле. Но и современные христиане должны извлечь из этого повеления урок для себя: по отношению ко греху им следует быть столь же безжалостными, сколь безжалостны должны были быть израильтяне к хананеям.
Втор 7:3−5. Причина запрещения межплеменных браков — в знании человеческой природы. Принцип, лежащий в основе этого запрещения, был четко сформулирован апостолом Павлом: «Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1Кор 5:6). Заключение браков с неверующими хананеями в конце-концов привело бы к уничтожению израильской веры. Моисей напомнил народу (Втор 7:46), что праведный меч Господень — обоюдоостр.
Хананеи несли наказание за присущее им зло; но если бы израильтяне присоединились к ним в совершении злых дел, то и они понесли бы на себе осуждение. Вот почему решительно все, что могло бы вызвать интерес или любопытство к их лжепоклонению, — даже предметы ханаанского религиозного культа — подлежало искоренению.
Столбы (по другим переводам — «Священные камни») хананеев (сравните 12:3; Исх 34:12), возможно, представляли из себя мужские символы плодородия, а рощи… и истуканы были своего рода «собранием» скульптурных изображений богини Астарты, супруги Ваала, вырезанных из цельных древесных стволов. Те же, что и здесь, повеления записаны в Исх 34:11−15; в Чис 33:50−52 и во Втор 12:2−3.
б. На чем основывалось повеление «не щадить» хананеев (7:6−11)
Втор 7:6. Оно было продиктовано избранием Израиля. Слово, переведенное как «избрал», звучит по-еврейски как «избрал с определенной целью или ради определенного призвания».
Бог остановил Свой выбор на Израиле, чтобы сделать его средством освящения всей земли. В этом смысле и были евреи святы (т. е. отделены для особого использования их Богом) и являлись они Его собственным… народом (сравните 14:2; 26:18; Пс 134:4; Мал 3:17; толкование на Исх 19:5).
Поскольку хананеи оскверняли землю, на которой жили, и поскольку в них таилась угроза подорвать безоговорочное подчинение Израиля воле Господней, они и подлежали уничтожению.
Втор 7:7−8. То обстоятельство, что Бог остановил Свой выбор на Израиле, никак не должно было вызывать у народа горделивого чувства. Потому что не по причине каких-либо особых добродетелей избрал его Бог. В сущности малочисленность израильского народа первоначально скорее должна была служить в Его глазах препятствием при совершении выбора. Моисей приводит два соображения в пользу того, почему все-таки именно евреев избрал Бог. Во-первых, Господь возлюбил Израиль.
Надо признать, что эта любовь была и остается тайной, ибо, как уже говорилось, отнюдь не добродетелям своим обязан ею народ. Во-вторых, Он избрал их ради верности клятве, которой клялся отцам Израиля (сравните толкование на 1:35) — Аврааму, Исааку и Иакову. Господь пообещал патриархам, что из их потомков составится могучий народ, который получит в наследие Ханаанскую землю (Быт 17:7−8; 26:3−5, 24; 28:13−15), и что Он всегда будет верен Своему слову (сравните Евр 6:13−18). По этой-то причине и вывел Он Израиля из дома рабства (сравните Исх 13:3, 14; 20:2; Втор 5:6; 6:12; 8:14; 13:5, 10).
Втор 7:9−11. Моисей подразумевал, что два вывода следует сделать израильтянам из избрания и искупления их Богом. Первый — что только Господь… есть Бог, и что в Его силах осуществлять контроль над ходом истории, возвышать народы и уничтожать их. Второй вывод — что Он Бог верный. Выражение «тысячи родов» надо понимать как «всегда» или «неизменно».
Но хотя Он никогда не нарушит завета любви (сравните стихи 12−13), заключенного Им с Израилем, отдельные представители этого народа, которые станут восставать против Него, будут судимы за это так же, как враги Божии среди других народов («ненавидящие Его»). Следовательно каждому еврею в отдельности надо было старательно исполнять Его заповеди и постановления и законы.
в. Награда за послушание (7:12−16)
Втор 7:12. В данном стихе выражен главный смысл того, о чем говорится ниже — в стихах 12−16. Если народ будет послушен Господу, то познает на себе милость Его. Но он может и лишиться ее — по причине своего непослушания, хотя от обещаний данных отцам по завету, Бог не отречется никогда.
Втор 7:13−15. В награду за повиновение Бог обещал благословить Израиль через плодоносность всего, что рождает и произрастает у него. Кроме того, евреи могли в этом случае рассчитывать на то, что лютые болезни, распространенные в Египте (возможно, среди прочего и мучительные нарывы; в русском переводе, вероятно, «почечуй»; сравните 28:27, 60; Исх 15:26), не будут поражать их.
Втор 7:16. На израильтян налагалась обязанность: войдя в землю Ханаанскую, истребить в ее пределах все другие народы (сравните стихи 1−2). Если Израиль не сделает этого, то будет уловлен в сети, которыми станут для него эти народы и их боги (сравните Исх 34:12−14), и в результате не изольются на него обещанные ему благословения (Втор 5:13−15). От стиха 16-го естественен переход Моисея к призывам, записанным в стихах 17−26.
г. Побуждение к священной войне (7:17−26)
Втор 7:17−26. Моисей знал сердца своих соплеменников. Он помнил, как за сорок лет до того при одном помышлении о «сынах Енаковых» ушли их сердца в пятки (1:26−28). Потому и заключил он эту часть своей речи (о предстоявшей священной войне), представив им грядущие битвы в надлежащей перспективе: евреям надо было не о силе своих врагов думать, а о величии Господа.
Ведь они видели знамения и чудеса, которыми сопровождалось сверхъестественное поражение фараона (10 казней). Все это было совершено Божией силой, Его рукой крепкой и мышцей высокой (сравните 4:34; 5:15; 11:2). А, значит, были у израильтян основания рассчитывать, что то же повторится и при поражении хананеев (То же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься; 7:19).
Бог заставит врагов Израиля бежать от него с поля боя в такой панике, как если бы шершни преследовали их (сравните Исх 23:28; Нав 24:12). По мнению одних, упоминаемых здесь шершней надо понимать буквально; по мнению других, — в Исходе под ними подразумевается армия египтян. Так или иначе враги действительно боялись израильтян (Исх 15:15; Чис 22:3; Нав 2:9−11, 24; 5:1; 9:24).
Моисей обещал евреям, что Бог приведет их противников в великое смятение (Втор 7:23), и эта внушенная свыше паника настолько охватит хананеев, что они не в силах будут сражаться (стих 24). Все это должно было происходить в соответствии с хорошо продуманным планом (мало по малу, стих 22) — так, чтобы земля не опустела слишком быстро и не расплодились бы в ней полевые звери.
Израильтяне могли быть уверены в даровании им славной победы, если б только хватило у них веры, чтобы начать битву, а впоследствии — послушания, чтобы уничтожить идолов, не прельстившись золотом и серебром, украшавшими их. В противном случае уже против евреев, попавших в сеть корысти и соблазна повел бы Господь священную войну.
Ханаанские идолы, культ которых нередко был сопряжен с оргиями и извращениями, были ненавистны Богу. Значит, и для народа Его они должны были быть мерзостью, подлежащей уничтожению (заклятию).