Второзаконие 6 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И вот Наказ1 — установления и правила, которым научить вас повелел мне ГОСПОДЬ, Бог ваш, чтобы вы жили по ним в той стране, овладеть которой идете.
2 И это для того, чтобы во все дни жизни своей все вы: ты, твои дети и твои внуки — глубоко чтили ГОСПОДА, Бога своего, соблюдая все Его установления и заповеди, которые я завещаю тебе, и могли наслаждаться долгою жизнью.
3 Если прислушаешься, Израиль, и приложишь всё старание, чтобы исполнять тебе завещанное, будешь преуспевать, и потомство твое будет многочисленным, как обещал ГОСПОДЬ, Бог отцов твоих, когда говорил, что даст тебе землю, молоко и мед источающую.
4 Слушай, Израиль: ГОСПОДЬ — Бог наш, ГОСПОДЬ — един!
5 Люби ГОСПОДА, Бога своего, всем сердцем своим, всей душой своей и всеми силами своими.
6 Помни слова, которые я заповедую тебе ныне, — близко к сердцу прими их,
7 непрестанно напоминай их детям своим, говори о них дома и вне дома,2 и ложась, и вставая.
8 Повяжи их себе на руку как знак памятный и на челе3 носи как повязку;
9 напиши их и на дверных косяках твоего дома, и на вратах городских.
10 Приведет тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, в ту землю, о которой клятвенно заверял Он праотцев твоих Авраама, Исаака и Иакова, что даст ее тебе, — землю, в которой большие и красивые города, не тобой построенные;
11 дома, полные всяческого добра, которое не ты собирал; и в скалах колодцы, не тобой высеченные; рощи масличные и виноградники, которые не ты сажал. Тогда, насытившись всем, чего бы ты только ни пожелал,
12 берегись, чтобы не забыл ты ГОСПОДА, Который вывел тебя из Египта, где был ты рабом.4
13 Глубоко чти5 ГОСПОДА, Бога твоего. Служи и поклоняйся только Ему одному и Его именем клянись.
14 Не будьте приверженцами6 других богов, богов соседних народов,
15 ведь вероломства не терпит ГОСПОДЬ, Бог твой, — разгневается Он и сотрет тебя с лица земли.
16 Не испытывайте7 ГОСПОДА, Бога вашего, как испытывали Его некогда в Массе,
17 напротив, твердо держитесь заповедей ГОСПОДА, Бога вашего, предостережений8 Его и установлений, которые Он дал вам.
18 Каждый из вас должен делать то, что верно и хорошо в глазах ГОСПОДА, чтобы благо было тебе и ты вместе с народом твоим мог пойти и завладеть той прекрасной землей, о которой клялся ГОСПОДЬ праотцам твоим, что отдаст ее тебе,
19 изгнав пред тобой всех врагов твоих, как и обещал.
20 Когда же в будущем спросит у тебя сын твой: „Каков смысл этих предостережений, установлений и правил, которые дал вам ГОСПОДЬ, Бог наш?“, —
21 так отвечай ему: „Мы были рабами фараона в Египте, а ГОСПОДЬ вывел нас из Египта могущественной рукой Своей,
22 Он у нас на глазах явил великие знамения и чудеса, принесшие бедствия египтянам, самому фараону и всему дому его.
23 А нас оттуда вывел, чтобы сюда привести и даровать нам землю, которую клятвенно обещал праотцам нашим.
24 Вот почему ГОСПОДЬ повелел нам исполнять все эти установления и пребывать в благоговении пред Ним, ведь это во всякое время будет нам же во благо, а Он будет хранить нас в живых, как это и есть ныне.
25 И нам это будет в праведность зачтено,9 если мы станем тщательно соблюдать каждую заповедь пред ГОСПОДОМ, Богом нашим, как Он повелел нам“.

Толкование Далласской семинарии

I. ПОВЕЛЕНИЕ ЛЮБИТЬ ГОСПОДА (ГЛ. 6)

а. Обещание благословений за послушание (6:1−3)

Втор 6:1. Законоположения, изложенные в главах 6−11, можно рассматривать как одно великое повеление, а именно — любить «Господа, Бога… всем сердцем… и всею душею… и всеми силами» (6:5). Иначе говоря, послушание со стороны израильтян должно было свидетельствовать, что они любят Бога. Тот же принцип провозгласил Иисус для христиан (сравните Ин 14:21).

Втор 6:2−3. Закон был составлен так, чтобы дать израильтянам возможность слушаться Господа и выражать Ему свое благоговение («бояться» Его; (сравните толкование на 4:10) в повседневных своих делах и поведении. (Необходимость повиноваться Богу неоднократно подчеркивается во Второзаконии.) Боясь Его и слушаясь, они станут процветать (толкование на слова чтобы тебе хорошо было в 4:40) и долго проживут в своей новой земле (сравните 4:10; 5:33), где течет молоко и мед (толкование на Исх 3:8).

б. Повеление и его значение (6:4−9)

Втор 6:4. Этот стих получил название Шма — от древнееврейского слова, которое переводится как Слушай. Призыв, содержащийся в нем, лежит в основе иудаистского вероисповедания. Смысл стиха в том, что Господь (Иегова) является единственным в своем роде, и уникальность Его — абсолютна. Только Он есть Бог. Вот почему израильтяне могли жить с чувством безопасности, совершенно недоступным окружавшим их народам, которые исповедывали многобожие. «Боги» Ближнего Востока редко пребывали в гармонии между собой. Каждый из них был капризен и непредсказуем в своем поведении.

Так что язычник никогда не мог быть уверен, что его лояльность по отношению к одному богу защитит его от капризной ярости другого. Что же касается израильтян, то их монотеистическая доктрина приносила им избавление от этой неуверенности — ведь они имели дело только с одним Богом, Который обращался с ними, исходя из последовательных и справедливых установлений, которые Он дал им. Это исповедание единобожия не противоречит библейской доктрине о Троице.

Бог для евреев является понятием «множественным» (элохим; возможно, именно Троица здесь и подразумевается) и вместе «единым» (эхад), подразумевающим «одно» в смысле единства Личностей в Божестве (сравните Быт 2:24; в отношении Адама и Евы в русской Библии говорится, что они «одна плоть»; слову «одна» в еврейском тексте соответствует то же слово, которое употреблено для выражения единства Божества).

Втор 6:5. Любить Господа значит желать близких взаимоотношений с Ним и слушаться Его повелений. Данное повеление — любить Его — часто встречается во Второзаконии (стих 5; 7:9; 10:12; 11:1, 13, 22; 13:3; 19:9; 30:6, 16, 20). Любовь эта должна была быть от всего сердца (всем сердцем твоим) и должна была наполнять собой все существование израильтянина, сказываться в каждом аспекте его существования (всею душею твоею, и всеми силами твоими).

Втор 6:6−9. Божиему народу следовало размышлять над Его повелениями, держать их в сердцах своих. Это способствовало бы пониманию евреями Закона и правильному применению его в жизни. Далее. На родителей возлагалась ответственность внушать Божии повеления и детям своим, доносить их до их сердец. Нравственное воспитание детей, воспитание их по законам Библии, давало лучшие результаты не при формальном обучении изо дня в день, а когда по инициативе родителей, свободных от тревоги как за собственную жизнь, так и за жизнь своих детей, Бог и слово Его становились естественной темой беседы в любом месте и в любое время (стих 7).

Что касается того, чтобы «навязать» эти установления и «написать» их, то некоторыми евреями они были впоследствии поняты буквально. Между тем, их скорее следовало понимать символически — как подчеркнутую необходимость изучать Закон (сравните Исх 13:9, 16).

в. Предостережения в связи с перспективой преуспевания в будущем (6:10−19)

Втор 6:10−12. В их новой земле Господь собирался даровать евреям преуспевание «внезапно и вдруг». Но благополучие и процветание таят в себе опасность, т. к. человек, достигший их, склонен забывать Бога (сравните Притч 30:7−9). Именно на вершине своего преуспевания совершил царь Давид величайшее из своих прегрешений (2Цар 11).

Втор 6:13−19. Когда израильтяне станут процветать, тем более надо им будет блюсти в сердцах своих страх Божий (толкование на 4:10) и служить Ему, говорится в этих стихах. Повеление клясться именем… Господа здесь дается в подтверждение приказания бояться Его, потому что некто, произнося клятву именем Бога, Которого боится, тем самым берет на себя ответственность исполнить то, в чем клянется.

А если они забудут Бога (стих 12), то почти наверняка последуют за другими богами, потому что Бог вложил в сердца людей не только способность, но и потребность поклоняться высшей силе. Неверность же навлечет на них осуждение — ведь Господь… есть Бог ревнитель (сравните 4:24; 5:9; 32:16, 21). Это значит, что Он ревниво охраняет то, что принадлежит Ему одному. Ревность в этом смысле этически оправдана, ибо она не то же самое, что зависть и вожделение к чужой собственности или привилегиям, тоже понимаемые как «ревность».

Моисей предвидел и другой грех, в который израильтяне, возможно, впадут в новой земле, — грех искушения Господа (6:16). Он ведь понимал, что время от времени народ будет сталкиваться с трудностями, как это было, к примеру, в Массе (сравните Исх 17:1−7), где им нехватало воды, и они стали думать, что погибнут от жажды. Вместо того, чтобы довериться при этом испытании Богу, они стали искушать Его жалобами и раздорами между собой.

В будущем израильтянам следует помнить об этом случае, вызвавшем среди них замешательство. Им надо знать, что если они будут соблюдать Его заповеди… уставы Его и постановления (сравните Втор 4:45; 6:1, 20) и делать справедливое и доброе пред очами Его, тогда, несмотря ни на какие трудности, с которыми им, может быть, придется встретиться, им будет хорошо (сравните стих 3).

г. Передача Завета последующим поколениям (6:20−25)

Втор 6:20−25. И снова напомнил Моисей своим слушателям, как важно соблюдать преемственность Завета, чтобы и дети их исполняли его. То, о чем говорится в данных стихах, как бы вытекает из сказанного в стихах 6−9, является параллелью и иллюстрацией к ним. Моисей прозревал в будущем дом Израилев, в котором слово Божие будет обсуждаться открыто и повседневно. Когда юный сын спросит у отца о значении израильского закона, тот, в ответах и объяснении, должен будет держаться определенной последоватеьности.

Первое, израильтяне были в рабстве в Египте (стих 21 а). Второе, Бог чудесным образом избавил израильтян (стих 216; сравните 4:29) и наказал египтян (6:22). Третье, все эти необычайные дела совершились во исполнение Его обещания, данного в древности патриархам (Аврааму, Исааку и Иакову) — образовать в земле Ханаанской новый народ из их потомков (стих 23; сравните Быт 15:18−21; 17:7−8; 26:3−5; 28:13−15). Четвертое, слово Свое Бог дал им в виде постановлений — так, чтобы израильтяне всегда могли процветать (сравните Втор 5:33), повинуясь им и боясь Бога (сравните 4:10; 6:13). Где-то в начале этой главы Моисей подчеркнул, как важно родителям любить Его всем существом своим. А тут, в конце главы, он указал, что один из аспектов этой любви к Богу (а «значит» и послушания Ему) состоит во внушении такой же любви к Нему детям.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. мицва — слово, обычно переводимое как «заповедь», здесь (как и в 5:31) употреблено в знач. «свод законов» или как синоним слова тора.
7  [2] — Букв.: идя дорогой.
8  [3] — Букв.: между глазами.
12  [4] — Букв.: из дома рабства.
13  [5] — Букв.: бойся; то же в ст. 24.
14  [6] — Букв.: не ходите вслед… — здесь используется язык новоассирийских договоров, призванных в ту эпоху обеспечивать преданность вассалов своему сюзерену. Говоря о «других богах», Моисей ради ясности придерживается фразеологии своего времени, вовсе не касаясь вопроса о реальности этих «богов». Они изделие человеческих рук (4:28).
16  [7] — Или: не искушайте; «не испытывайте Господа», т. е. не пытайтесь вынуждать Его доказывать Свое существование, навязывая Ему свои условия (см. Исх 17:1−7); то же ниже в этом стихе.
17  [8] — Или: свидетельств; то же в ст. 20.
25  [9] — Друг. возм. пер.: и мы будем правы; букв.: праведность будет нам — праведность, обретенная посредством послушания, была не основанием или причиной, а следствием избавления израильтян (ср. Откр 19:8).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.