Левит 7 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 И вот по какому обряду нужно приносить жертву за провинность, помня о том, что это святыня великая.
2 На том же самом месте, где совершается заклание жертвы ко всесожжению, надлежит закалывать и жертву признавшего свою вину. Ее кровью следует окропить жертвенник со всех сторон.
3 После сего в жертву приносится весь жир: курдюк и тот жир, которым покрыты внутренности жертвы;
4 обе почки и жир, что на них и на мышцах поясничных. Сальник, что на печени, должно отделить вместе с почками.
5 И священник в дым обратит всё это на жертвеннике в дар ГОСПОДУ. Это жертва за провинность.
6 Мужчинам из семей священников мясо означенной жертвы есть дозволяется; только есть его должно на святом месте, ибо это святыня великая.
7 Жертва за провинность, как и жертва за грех (установление тут одно), принадлежит священнику, совершающему служение, что приводит согрешившего в единение с Богом.
8 То же и с жертвой, что сжигается полностью. Шкура ее остается священнику, который совершил это всесожжение.
9 И всякий хлебный дар, в печи испеченный, а также и всё то, что приготовлено в горшке или на сковороде, должно принадлежать священнику, совершившему жертвоприношение.
10 То же и со всяким даром хлебным, с маслом ли он оливковым или без него. И он тоже предназначен для всех сынов Аароновых, любой из них может есть его.
11 А вот по какому обряду человек может принести ГОСПОДУ благодарственную жертву.1
12 Если он приносит ее, выражая благодарность Господу, пусть в дополнение к этой благодарственной жертве, принесет лепешки пресные из теста, замешенного на оливковом масле, или коржи пресные, маслом оливковым политые, или лепешки из лучшей муки, таким же маслом пропитанные.
13 Вместе с благодарственной жертвой ему надлежит принести и хлебы, испеченные из кислого теста.
14 По одному из таких приношений надо передать в дар2 ГОСПОДУ. Это принадлежит священнику, который совершил положенный обряд кропления кровью благодарственной жертвы.
15 Мясо сей жертвы благодарственной, прославляющей Господа, жертвователь должен съесть в тот же день.3 Ничего из того мяса ему нельзя оставлять до утра.
16 Если же чье-то жертвоприношение совершается по обету или из особого рвения, то хотя и надлежит его съесть в тот самый день, когда оно было принесено, однако и на другой день можно доедать оставшееся.
17 Но на третий день, сколько бы ни осталось мяса от жертвенного животного, оно должно быть сожжено.
18 Если же и на третий день станет кто-то есть мясо благодарственной жертвы, это не будет богоугодным и не зачтется ему, ибо мясо это становится оскверненным,4 и человек, который будет есть его, поплатится за свое нечестие.
19 И если случилось, что мясо той жертвы соприкоснулось с чем-нибудь ритуально нечистым, то его есть нельзя; сожгите его. Что же до мяса чистого, то его может есть всякий, кто сам чист.
20 Но если кто-либо, будучи нечистым, станет есть мясо от жертвы, что была в благодарность ГОСПОДУ принесена, тот да будет исторгнут5 из народа своего.
21 Когда кто из вас, коснувшись чего-либо нечистого — человеческой ли какой нечистоты или нечистого животного, пресмыкающейся твари, осмелится есть мясо от жертвы, что принесли ГОСПОДУ в благодарность, да будет и он исторгнут из народа своего».
22 ГОСПОДЬ велел Моисею:
23 «Передай израильтянам: пусть не едят они никакого животного жира — крупного ли рогатого скота, или овечьего, или козьего.
24 Можно использовать для любого дела жир даже павшего животного или растерзанного зверями, но есть его нельзя.
25 А кто позволит себе есть жир того животного, которое ГОСПОДУ в жертву принесли, да будет исторгнут из народа своего.
26 И где бы вы ни жили, крови никакой — ни птиц, ни животных — никогда не употребляйте в пищу.
27 Всякий, кто употребит кровь в пищу, да будет и он исторгнут из народа своего».
28 Продолжая говорить с Моисеем, ГОСПОДЬ сказал ему:
29 «Укажи сынам Израилевым и на то, что всякий, кто с благодарственной жертвой пред ГОСПОДОМ предстает,6 должен от жертвы этой часть некую принести как особый дар ГОСПОДУ.
30 Сам, своими руками, да принесет человек дар ГОСПОДУ. Принести он должен грудину животного с жиром на ней, подняв ее как дар, возносимый пред ГОСПОДОМ.7
31 Жир священник потом воскурит на жертвеннике, а грудина животного останется Аарону и сынам его.
32 И правое бедро той жертвы благодарственной надлежит отдавать священнику как особое даяние.
33 Правое бедро — это доля того из сыновей Аароновых, который положенное действо совершал с кровью и жиром благодарственной жертвы.
34 Так что беру Я у сынов Израилевых от их жертв благодарственных грудину животных как дар возносимый и бедро как особое приношение, беру, чтобы отдать это священнику Аарону и сыновьям его — всегда причитающуюся им часть от того, что в жертву приносят израильтяне».8
35 Это доля Аарона и сыновей, полагающаяся им от приношений ГОСПОДУ, доля, предназначенная для них с того дня, когда поставил их Моисей священнодействовать пред ГОСПОДОМ.
36 В первый же день помазания священников ГОСПОДЬ заповедал, чтобы означенные части жертвенного мяса отдавали им сыны Израилевы. И для всех потомков Израиля это установление должно быть вечным и непреложным.
37 Таковы обряды, которым надо следовать при всесожжении, при принесении хлебного дара, жертвы за грех и жертвы за провинность, а также и при жертвоприношении во время посвящения и при благодарственных жертвах.
38 Даны они были Моисею на горе Синай, в день, когда ГОСПОДЬ в пустыне Синайской повелел сынам Израилевым приносить жертвы Ему, их ГОСПОДУ.

Комментарии МакДональда

7:1−7 В первых семи стихах главы 7 повторяются повеления о жертвах повинности. Большинство этих законов уже перечислено в 5:14 — 6:7.

7:8 В восьмом стихе говорится о жертве всесожжения и о том, что совершающему жертвоприношение священнику принадлежит кожа животного.

7:9−10 В стихе 9 говорится о том, что хлебное приношение принадлежит священнику, приносящему его. В стихе 10 перечисляется то, что полагалось другим священникам.

7:11−18 Закон о мирных жертвах дан в разделе 7:11−21. Существовало три вида мирных жертв, в зависимости от причины или цели приношения. Жертва благодарения (ст. 12), выражение хвалы Богу за особенное благословение. Жертва по обету (ст. 16): «Исполнение обещания или клятвы, данной Богу, если Он ответит на особую молитву — например, о защите в опасном путешествии». Жертва от усердия (ст. 16−17). «Эта жертва, скорее всего, служит проявлением благодарности Богу за то, как Он явил Себя». В качестве мирной жертвы приносилось животное (гл. 3), но здесь мы узнаем, что приносили его вместе с лепешками или хлебами. Лепешки, которые требовались для мирной жертвы, упоминаются в стихах 12 и 13. По одной части всех составляющих мирной жертвы приносили в возношение Господу, и эту часть отдавали священнику, совершавшему жертвоприношение (ст. 14). Мясо жертвы благодарения нужно было съедать в день приношения (ст. 15), в то время как жертву по обету или от усердия можно было есть и в первый, и во второй день (ст. 16). Все, что оставалось после двух дней, требовалось сжигать (ст. 17). Того, кто ел такое мясо, надлежало «истребить из народа», т.е. отлучить от общения или лишить привилегий израильского народа. «Это говорит о том», пишет Джон Рейд, «что общение с Господом никогда не должно терять своей новизны или отдаляться от искупительной жертвы жертвенника».

7:19−21 Мясо, которое входило в контакт с чем-либо нечистым, есть было нельзя. Его нужно было сжечь. Есть чистое мясо могли только те, кто прошел предварительно обряд очищения. Всякий нечистый, посмевший есть мирную жертву, «истреблялся».

Итак, различные части мирной жертвы предназначались Господу, священникам и жертвователям. Это говорит о том, что одной из целей приношения мирных жертв было общение. Но, так как Бог не может иметь ничего общего с грехом или нечистотой, то все, кто ел это праздничное блюдо, должны были быть чистыми.

7:22−27 Тук (жир) животного считался лучшей его частью и приносился в жертву Господу. Его сжигали на жертвеннике. Есть его запрещалось (ст. 22−25). Кровь, в которой заключалась жизнь плоти, также принадлежала Богу. Ее тоже запрещалось есть (ст. 26−27). Многие евреи до сих пор стараются соблюдать эти диетические законы. Для того чтобы мясо было «кошерным», то есть пригодным в пищу, из него удаляют всю кровь. Во избежание употребления жира в пищу во многих еврейских домах даже не пользуются мылом, в состав которого входит животный жир. Считается, что даже посуда станет некошерной после мытья таким моющим средством. Соблюдение запрета на жир имеет не только духовные причины, но и медицинские. Об этом пишет профессор С. МакМиллен:

«За последние несколько лет медики, наконец, осознали, что употребление животного жира в пищу — это один из главных факторов, вызывающих атеросклероз.  Жир откладывается на стенках артерий в виде маленьких холестериновых бляшек, которые   затрудняют кровообращение. Теперь газеты, радио и телевидение рассказывают всем о том, что, если есть меньше жира, снизится уровень самых серьезных заболеваний. Нельзя, конечно же, не порадоваться этим медицинским достижениям, но поражает другое: наши сверхсовременные открытия отстали примерно на три с половиной тысячи лет от Библии — величайшей из книг». 7:28−34 Приносивший жертву Господу потрясал грудью мирной жертвы пред лицом Господним, и после этого она принадлежала священнику. Правое плечо возносили Господу, а затем отдавали в пищу совершившему жертвоприношение священнику и его семье.

7:35−36 В этих стихах содержится еще одно напоминание о том, что грудь и правое плечо принадлежат Аарону и его сыновьям с того самого дня, когда Бог помазал их в священники. Как уже было сказано, грудь символизирует божественную любовь, а правое плечо — божественную силу.

7:37−38 Этими стихами завершается раздел о законах приношений, о которых говорится, начиная с 6:8. Господь в Слове Своем уделил много внимания приношениям и связанными с ними законами, потому что для Него это важно. В этих замечательных образах можно увидеть, вплоть до мельчайших подробностей, личность Его Сына и Его дела. Словно грани бриллианта, эти детали отражают великолепную славу Того, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр 9:14). Ф. Т. Уигрем прославляет Его в словах гимна:

Иисус Христос, святой, прекрасный, Явивший миру Воскресенье, Воссел на трон в небесном Царстве И от людей ждет прославленья.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Или: жертву в знак благополучия и мира. См. также примеч. к 3:1.
14  [2] — Или: как ту часть (жертвы, евр. терума), которую приносят, подняв ее и размахивая ею. Ниже в книге Левит это жертвенное приношение передается выражениями «дар возносимый» или «особый дар / даяние».
15  [3] — Жертвователь должен был съесть мясо жертвы, разделив трапезу вместе с левитами, с близкими ему людьми и с бедными.
18  [4] — Или: испорченным; или: ритуально нечистым.
20  [5] — Евр. карат — здесь в значении «быть отрезанным» (от общества, живущего в Союзе / Завете с Богом); такое могло происходить либо через ниспосылаемое от Бога наказание смертью, либо через изгнание из общества или лишение всех прав и связей с этим обществом. Возможно, что это имел в виду апостол Павел в Рим 9:3; то же в подобных случаях.
29  [6] — Букв.: приносит Господу — здесь имеется в виду, что хотя принесший благодарственную жертву съедал ее вместе с другими израильтянами, но происходило это как выражение его признательности Господу.
30  [7] — Друг. возм. пер.: преподнести как часть, посвященную Господу. Грудина животного и его бедро, отдаваемые священнику, сначала преподносились Господу с такими жестами, которые описаны как размахивание грудиной животного взад и вперед и как преподнесение бедра (ст. 34). См. 8:25−29; 9:21; 10:14−15; Исх 29:24−27 и примеч. к тем стихам.
34  [8] — Друг. возм. пер.: это вечное установление для сынов Израилевых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.