Откровение 20 глава

Откровение Иоанна Богослова
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
ἄγγελον ангела 32 N-ASM
καταβαίνοντα сходящего 2597 V-PAP-ASM
ἐκ с 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
οὐρανοῦ, неба, 3772 N-GSM
ἔχοντα имеющего 2192 V-PAP-ASM
τὴν  3588 T-ASF
κλεῖν ключ 2807 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
ἀβύσσου бездны 12 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἅλυσιν цепь 254 N-ASF
μεγάλην большу́ю 3173 A-ASF
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
χεῖρα руке 5495 N-ASF
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
2
καὶ И 2532 CONJ
ἐκράτησεν он схватил 2902 V-AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
δράκοντα, дракона, 1404 N-ASM
 3588 T-NSM
ὄφις зме́я 3789 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀρχαῖος, древнего, 744 A-NSM
ὅς который 3739 R-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
Διάβολος Дьявол 1228 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Σατανᾶς, Сатана, 4567 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔδησεν связал 1210 V-AAI-3S
αὐτὸν его 846 P-ASM
χίλια [на] тысячу 5507 A-APN
ἔτη, лет, 2094 N-APN
3
καὶ и 2532 CONJ
ἔβαλεν бросил 906 V-2AAI-3S
αὐτὸν его 846 P-ASM
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἄβυσσον бездну 12 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἔκλεισεν закрыл 2808 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐσφράγισεν запечатал 4972 V-AAI-3S
ἐπάνω наверху 1883 ADV
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
πλανήσῃ обманул 4105 V-AAS-3S
ἔτι уже́ 2089 ADV
τὰ  3588 T-APN
ἔθνη народы 1484 N-APN
ἄχρι до [тех пор пока не] 891 ADV
τελεσθῇ будет закончена 5055 V-APS-3S
τὰ  3588 T-NPN
χίλια тысяча 5507 A-NPN
ἔτη· лет; 2094 N-NPN
μετὰ после 3326 PREP
ταῦτα этого 5023 D-APN
δεῖ надлежит 1163 V-PAI-3S
λυθῆναι быть развязанным 3089 V-APN
αὐτὸν ему 846 P-ASM
μικρὸν [на] малое 3397 A-ASM
χρόνον. время. 5550 N-ASM
4
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
θρόνους, престолы, 2362 N-APM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκάθισαν сели 2523 V-AAI-3P
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτούς, них, 846 P-APM
καὶ и 2532 CONJ
κρίμα суд 2917 N-NSN
ἐδόθη дан 1325 V-API-3S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
καὶ и 2532 CONJ
τὰς  3588 T-APF
ψυχὰς ду́ши 5590 N-APF
τῶν  3588 T-GPM
πεπελεκισμένων обезглавленных 3990 V-RPP-GPM
διὰ из-за 1223 PREP
τὴν  3588 T-ASF
μαρτυρίαν свидетельства 3141 N-ASF
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
διὰ из-за 1223 PREP
τὸν  3588 T-ASM
λόγον сло́ва 3056 N-ASM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
οἵτινες которые 3748 R-NPM
οὐ не 3739 PRT-N
προσεκύνησαν поклонились 4352 V-AAI-3P
τὸ  3588 T-ASN
θηρίον зверю 2342 N-ASN
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
τὴν  3588 T-ASF
εἰκόνα образу 1504 N-ASF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔλαβον приняли 2983 V-2AAI-3P
τὸ  3588 T-ASN
χάραγμα клеймо 5480 N-ASN
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
μέτωπον лоб 3359 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν  3588 T-ASF
χεῖρα руку 5495 N-ASF
αὐτῶν· их; 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἔζησαν они ожили 2198 V-AAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἐβασίλευσαν они воцарились 936 V-AAI-3P
μετὰ с 3326 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христом 5547 N-GSM
χίλια [на] тысячу 5507 A-APN
ἔτη. лет. 2094 N-APN
5
οἱ  3588 T-NPM
λοιποὶ Остальные 3062 A-NPM
τῶν  3588 T-GPM
νεκρῶν [из] мёртвых 3498 A-GPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔζησαν ожили 2198 V-AAI-3P
ἄχρι до [тех пор пока не] 891 ADV
τελεσθῇ будет закончена 5055 V-APS-3S
τὰ  3588 T-NPN
χίλια тысяча 5507 A-NPN
ἔτη. лет. 2094 N-NPN
αὕτη Это 846 D-NSF
 1510 T-NSF
ἀνάστασις воскресение 386 N-NSF
 1510 T-NSF
πρώτη. первое. 4413 A-NSF-S
6
μακάριος Блажен 3107 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἅγιος свят 40 A-NSM
 3588 T-NSM
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
μέρος долю 3313 N-ASN
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀναστάσει воскресении 386 N-DSF
τῇ  3588 T-DSF
πρώτῃ· первом; 4413 A-DSF-S
ἐπὶ над 1909 PREP
τούτων этими 5130 D-GPM
 3588 T-NSM
δεύτερος вторая 1208 A-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
ἐξουσίαν, власть, 1849 N-ASF
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
ἔσονται будут 1510 V-FDI-3P
ἱερεῖς священники 2409 N-NPM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
βασιλεύσουσιν будут царствовать 936 V-FAI-3P
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτοῦ Ним 846 P-GSM
[τὰ]  3588 T-APN
χίλια тысячу 5507 A-APN
ἔτη. лет. 2094 N-APN
7
Καὶ И 2532 CONJ
ὅταν когда 3752 CONJ
τελεσθῇ будет закончена 5055 V-APS-3S
τὰ  3588 T-NPN
χίλια тысяча 5507 A-NPN
ἔτη, лет, 2094 N-NPN
λυθήσεται будет освобождён 3089 V-FPI-3S
 3588 T-NSM
Σατανᾶς Сатана 4567 N-NSM
ἐκ из 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
φυλακῆς тюрьмы́ 5438 N-GSF
αὐτοῦ, его, 846 P-GSM
8
καὶ и 2532 CONJ
ἐξελεύσεται выйдет 1831 V-FDI-3S
πλανῆσαι обмануть 4105 V-AAN
τὰ  3588 T-APN
ἔθνη народы 1484 N-APN
τὰ  3588 T-APN
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
τέσσαρσιν четырёх 5064 A-DPF
γωνίαις углах 1137 N-DPF
τῆς  3588 T-GSF
γῆς, земли́, 1093 N-GSF
τὸν  3588 T-ASM
Γὼγ Гога 1136 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Μαγώγ, Магога, 3098 N-PRI
συναγαγεῖν [чтобы] собрать 4863 V-2AAN
αὐτοὺς их 846 P-APM
εἰς на 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
πόλεμον, войну, 4171 N-ASM
ὧν которых 3739 R-GPM
 3588 T-NSM
ἀριθμὸς число 706 N-NSM
αὐτῶν их 846 P-GPM
ὡς как 5613 ADV
 1510 T-NSF
ἄμμος песок 285 N-NSF
τῆς  3588 T-GSF
θαλάσσης. мо́ря. 2281 N-GSF
9
καὶ И 2532 CONJ
ἀνέβησαν они взошли 305 V-2AAI-3P
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
πλάτος ширину 4114 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
γῆς земли́ 1093 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐκύκλευσαν они окружили 2944 V-AAI-3P
τὴν  3588 T-ASF
παρεμβολὴν лагерь 3925 N-ASF
τῶν  3588 T-GPM
ἁγίων святых 40 A-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
πόλιν город 4172 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἠγαπημένην. возлюбленный. 25 V-RPP-ASF
καὶ И 2532 CONJ
κατέβη сошёл 2597 V-2AAI-3S
πῦρ огонь 4442 N-NSN
ἐκ с 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
οὐρανοῦ неба 3772 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
κατέφαγεν пожрал 2719 V-2AAI-3S
αὐτούς· их; 846 P-APM
10
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
διάβολος дьявол 1228 A-NSM
 3588 T-NSM
πλανῶν обманывающий 4105 V-PAP-NSM
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
λίμνην озеро 3041 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρὸς огня 4442 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
θείου, серы, 2303 N-GSN
ὅπου где 3699 ADV
καὶ и 2532 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
θηρίον зверь 2342 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ψευδοπροφήτης, лжепророк, 5578 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
βασανισθήσονται будут мучимы 928 V-FPI-3P
ἡμέρας днём 2250 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
νυκτὸς ночью 3571 N-GSF
εἰς на 1519 PREP
τοὺς  3588 T-APM
αἰῶνας века́ 165 N-APM
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων. веков. 165 N-GPM
11
Καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
θρόνον престол 2362 N-ASM
μέγαν большой 3173 A-ASM
λευκὸν белый 3022 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
καθήμενον Сидящего 2521 V-PNP-ASM
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτόν, нём, 846 P-ASM
οὗ Которого 3739 R-GSM
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
προσώπου лица́ 4383 N-GSN
ἔφυγεν убежала 5343 V-2AAI-3S
 1510 T-NSF
γῆ земля 1093 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
οὐρανός, небо, 3772 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
τόπος место 5117 N-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
εὑρέθη было найдено 2147 V-API-3S
αὐτοῖς. им. 846 P-DPM
12
καὶ И 2532 CONJ
εἶδον я увидел 1492 V-2AAI-1S
τοὺς  3588 T-APM
νεκρούς, мёртвых, 3498 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
μεγάλους больши́х 3173 A-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς  3588 T-APM
μικρούς, малых, 3398 A-APM
ἑστῶτας стоящих 2476 V-RAP-APM
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
θρόνου, престолом, 2362 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
βιβλία книги 975 N-NPN
ἠνοίχθησαν· сделались открыты; 455 V-API-3P
καὶ и 2532 CONJ
ἄλλο иная 243 A-NSN
βιβλίον книга 975 N-NSN
ἠνοίχθη, сделалась открыта, 455 V-API-3S
которая 3588 R-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
τῆς  3588 T-GSF
ζωῆς· жизни; 2222 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐκρίθησαν сделались судимы 2919 V-API-3P
οἱ  3588 T-NPM
νεκροὶ мёртвые 3498 A-NPM
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPN
γεγραμμένων написанных 1125 V-RPP-GPN
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
βιβλίοις книгах 975 N-DPN
κατὰ по 2596 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἔργα делам 2041 N-APN
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
13
καὶ И 2532 CONJ
ἔδωκεν дало 1325 V-AAI-3S
 1510 T-NSF
θάλασσα море 2281 N-NSF
τοὺς  3588 T-APM
νεκροὺς мёртвых 3498 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ, нём, 846 P-DSF
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ᾅδης ад 86 N-NSM
ἔδωκαν да́ли 1325 V-AAI-3P
τοὺς  3588 T-APM
νεκροὺς мёртвых 3498 A-APM
τοὺς  3588 T-APM
ἐν в 1722 PREP
αὐτοῖς, них, 846 P-DPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκρίθησαν сделались судимы 2919 V-API-3P
ἕκαστος каждый 1538 A-NSM
κατὰ по 2596 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἔργα делам 2041 N-APN
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
14
καὶ И 2532 CONJ
 3588 T-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ᾅδης ад 86 N-NSM
ἐβλήθησαν были брошены 906 V-API-3P
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
λίμνην озеро 3041 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρός. огня. 4442 N-GSN
οὗτος Это 3778 D-NSM
 3588 T-NSM
θάνατος смерть 2288 N-NSM
 3588 T-NSM
δεύτερός вторая 1208 A-NSM
ἐστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
 1510 T-NSF
λίμνη озеро 3041 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρός. огня. 4442 N-GSN
15
καὶ И 2532 CONJ
εἴ если 1536 COND
τις кто 1536 X-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
εὑρέθη был найден 2147 V-API-3S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
βίβλῳ книге 976 N-DSF
τῆς  3588 T-GSF
ζωῆς жизни 2222 N-GSF
γεγραμμένος записанный 1125 V-RPP-NSM
ἐβλήθη был брошен 906 V-API-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
λίμνην озеро 3041 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSN
πυρός. огня. 4442 N-GSN

Комментарии Баркли

ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО ХРИСТА И СВЯТЫХ (Откр 20)

Ввиду того, что эта глава имеет большое значение, потому что она является основой так называемого хилиазма или милленаризма, лучше прочитать ее сперва целиком, а потом рассмотреть детально.

Миллениум — это срок в тысячу лет; а хилиазм происходит от греческого слова хилиос, тысяча. Короче говоря, в самой простой форме хилиазм (милленаризм) учит, что в течение тысячи лет до конца света Христос будет царствовать на земле в Царстве Своих святых, после чего произойдет окончательная битва, воскресение всех, последний суд и конец мира.

Отметим здесь два обстоятельства. Во-первых, в ранней Церкви это учение было типичным и сегодня еще имеет своих приверженцев. Во-вторых, во всем Новом Завете эта идея ясно изложена только в этом отрывке.

Картина такова, что, во-первых, дьявол будет на тысячу лет скован в бездне. После этого будут воскрешены мученики, принявшие мученическую смерть за Христа, хотя остальная часть человечества, в том числе и христиане, которые не умерли мученической смертью, не воскреснет. За этим последует период в тысячу лет, во время которого будут царствовать Христос и Его святые. После этого будет на короткое время освобожден дьявол. Затем последует окончательная битва и общее воскресение. Дьявол будет окончательно побежден и брошен в огненное озеро; его сторонники будут сожжены огнем небесным, т. е. чьи имена занесены в книгу жизни, получат блаженство, а те, чьи имена не занесены в книгу жизни, тоже будут брошены в озеро огненное.

Это учение больше нигде в Новом Завете не встречается, но оно являлось преобладающим в ранней Церкви, особенно среди тех, кто получил свое христианство из иудейских источников. И в этом наш ключ к проблеме. Это учение не является специфически христианским; его источником являются определенные иудейские верования о мессианском веке, широко распространенные в первом веке до Р.Х.

Иудейские верования о Мессии никогда не были чем-то застывшим. Они были разными в разные эпохи и у разных мыслителей. В основе его, однако, лежала идея о том, что придет Мессия и установит на земле эпоху, в которую иудейский народ займет господствующее положение.

Сперва все верили, что установленное таким образом мессианское царство будет длиться вечно. Бог воздвигнет царство, которое никогда не будет разрушено; оно сокрушит и разрушит другие царства, а само будет стоять вечно (Дан 2:44). Это будет владычество вечное (Дан 7:14, 27).

Но в первом веке до Р. Х. эта идея претерпела изменения. Люди чувствовали, что этот мир так неизлечимо порочен, что в нем вообще никогда нельзя будет создать Царства Божия, и потому возникла идея, что Мессия будет царствовать ограниченное время, после которого наступает конец мира.

Более распространенной была вера в то, что век мира сего будет такой же, как время, которое потребовалось на его создание, а это время считалось равным 6000 лет. «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89:5). «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет 3:8). Отсюда каждый день творения считали равным 1000 лет. И потому считали, что Мессия придет в 6000-ый год, а седьмая тысяча, равнозначная субботе — дню отдыха в истории творения, — будет Царством Мессии.

Основываясь на этом отрывке из Откровения, хилиазм или милленаризм получили широкое распространение в ранней Церкви, хотя общепринятым он не был никогда.

Иустин Мученик считал его неотъемлемой частью правоверности, хотя и соглашался с тем, что есть хорошие христиане среди тех, кто его не принимают. «Я и другие благонамеренные во всяких отношениях христиане уверены в том, что будут воскресение мертвых и тысяча лет в Иерусалиме, который тогда будет украшен и расширен, как говорят пророки Иезекииль, Исайя и другие («Диалог с Трифоном Иудеем», 80). Ириней Лионский («Против ересей» 5:32) твердо придерживался веры в тысячелетнее царство на земле. Помимо прочего он считал, что, коль скоро святые и мученики пострадали на земле, будет вполне справедливо, если они на земле пожнут плоды своей верности. И Тертуллиан настаивал на том, что придет тысячелетнее царство. Папий, собравший во втором веке много материала по Евангелиям, настаивает на том, что Иисус проповедовал учение о тысячелетнем царстве.

Мы уже говорили о том, что хотя многие в ранней Церкви приняли веру в тысячелетие, как часть имевшейся у них ортодоксии, другие все-таки отвергали ее. Евсевий почти с презрением отвергал утверждения Папия. «Предполагают, что он усвоил себе эти идеи, — говорил он, — благодаря неправильному пониманию апостольских писаний, не уяснив себе, что вещи, о которых они говорили, выражены в мистических образах» («Церковная история» 3:38).

Одним из моментов, который вызывал недоверие к тысячелетию, являлся тот факт, что оно, вне всяких сомнений, склонялось к материалистической интерпретации, которая предлагала физические наслаждения наравне с духовными. Евсевий рассказывает о том, как великому богослову Дионисию пришлось иметь дело в Египте с некоторым весьма уважаемым епископом, по имени Непос, который учил и говорил о «тысячелетнем периоде телесной роскоши на этой земле» («Церковная история» 7:24). Еретик Церинт сознательно говорил о тысячелетнем «чревоугодничестве и удовлетворении сексуальных страстей, об объедении, пьянстве и браке» («Церковная история» 3:28). Иероним едва ли не с презрением говорил об этих «полуиудеях, которые ожидают Иерусалима, переполненного золотом и драгоценными камнями с небес, в котором все народы будут служить Израилю» («Комментарий на книгу Исайи» 60:1).

Ориген порицал тех, которые ожидали в тысячелетии телесных наслаждений. Святые действительно будут есть, но это будет хлеб жизни; они будут пить, но это будет чаша мудрости («О началах» 2.11.2:3). Августин же — мы могли бы так сказать, — нанес едва ли не смертельный удар учению о тысячелетии. В одно время он сам был сторонником этого учения о тысячелетии, однако, он всегда помышлял о духовных благословениях. Суит так обобщает позицию Августина: «Он научился видеть в пленении сатаной предсказанное Господом связывание сильного еще более сильным (Мк 3:27; Лк 11:22); в тысяче лет — весь период между первым пришествием и последней битвой; в царствовании святых — все время Царствия Небесного; в данном им праве судить — связывание и освобождение грешников; в первом воскресении — духовное соучастие в воскресении Христа, которое принадлежит всем крещенным» («О граде Божьем» 20:7). Августин придал духовный оттенок всей идее тысячелетнего царства.

Хилиазм, учение о тысячелетнем царстве, никогда не было общепринятым учением Церкви; настоящий отрывок является единственным текстом в Новом Завете, где оно проповедуется определенно и однозначно.

ЗАКОВЫВАНИЕ САТАНЫ В ЦЕПИ (Откр 20:1−3)

Бездна в представлении иудеев была огромной пещерой под поверхностью земли, иногда место, куда отправлялись все умершие, иногда место, где содержались особые грешники в ожидании наказания. Туда вела глубокая расселина и ее то и замкнул ангел, чтобы удержать дьявола в бездне.

Именно бездны больше всего и боялись дьяволы. В рассказе об одержимом бесами из страны Гадаринской бесы просили Иисуса, чтобы не повелевал им идти в бездну (Лк 8:31).

Печать была положена на расселину, чтобы обеспечить надлежащее заключение узника, точно также, как печать была положена на гроб Иисуса, чтобы гарантировать, что Он не исчезнет (Мф 27:66).

Дьявол будет содержаться в бездне в течение тысячи лет. Уже сам факт того, как слово тысяча употребляется в Писании, предостерегает нас от того, чтобы понимать его в буквальном смысле. В Пс 49:10 сказано, что скот на тысяче холмов принадлежит Богу; и в Иов 9:3 сказано, что человек не сможет ответить Богу ни на одно из тысячи обвинений. Тысяча просто значит очень много.

По прошествии срока в тысячу лет дьявол будет на короткое время освобожден. Суит полагает, что причина этого последнего освобождения дьявола заключается в том, что после долгого периода мира и праведности, когда, так сказать, не было никакого врага, люди могли начать относиться к своей вере просто, не задумываясь над нею. Освобождение дьявола — это испытательный срок для христиан, а такой испытательный срок иногда очень важен для сохранения подлинной веры.

ПРИВИЛЕГИЯ СУДИТЬ (Откр 20:4−5)

В первом воскресении из мертвых восстанут лишь те, кто умер и страдал за веру. Воскресение всех произойдет только после прошествия тысячелетнего царствования Христа на земле. У тех, кто доказал свою особую верность Христу есть и особая привилегия.

К ним относятся две категории людей. Во-первых, те, кто умер мученической смертью за Христа — души обезглавленных. Это значит самую жестокую смерть. Во-вторых, те, кто не поклонялся зверю и не принял его знак на чело свое. Суит считает, что это те, кто, даже не будучи мученически убиты, добровольно понесли страдания, позор, были посажены в тюрьмы, потеряли ради Христа свое состояние, дом и личные отношения.

В античности, в эпоху гонений, употреблялись два термина. Мученики — это те, кто действительно умер за свою веру; а исповедники — это те, кто вынес за свою верность Христу все, кроме смерти. И те, кто умер за Христа, и те, кто жил для Христа, получат свою награду.

Все, кто был верен Христу, получит привилегию судить. Эта идея неоднократно встречается в Новом Завете. Иисус заявляет, что когда Он сядет на престоле славы Своей, двенадцать Его апостолов сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28). Павел напоминает ссорящимся друг с другом коринфянам, что святые будут судить мир (1Кор 6:2). И опять же не надо понимать это буквально. Это символическое выражение идеи, что в грядущем мире будет восстановлено равновесие с этим миром. В этом мире христианин может оказаться под судом людей; в мире грядущем роли поменяются, и те, кто считал себя судьями, будут судимы.

ПРИВИЛЕГИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ХРИСТЕ (Откр 20:6)

В 20:6 приведены привилегии христиан, верных Христу даже тогда, когда эта верность им дорого стоила.

1. Над ними смерть не имеет никакой власти. Вторая смерть не властна над ними. Они не должны бояться физической смерти, потому что это врата в жизнь вечную.

2. Они будут священниками Бога и Христа. В латинском священник — понтифекс, что значит строитель мостов.

Священник — строитель мостов между Богом и человеком, и он, как представляли себе это иудеи, имеет право непосредственного доступа в присутствие Бога. Те, кто был верен Христу, получат право свободного доступа в присутствие Бога и привилегию вводить других к Иисусу Христу.

3. Они будут царствовать с Христом. Во Христе даже самый простой человек становится царем.

ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА (Откр 20:7−10)

По истечении тысячи лет дьявол будет освобожден, но он ничему не научился и продолжает свое старое дело. Он соберет народы на последнюю битву с Богом.

Последний приступ враждебных народов на Иерусалим — одна из стандартных в иудейском мировоззрении картин последнего времени. В частности, об этом говорится в Дан 11 и в Зах 14:1−11.

И здесь мы наталкиваемся на картину Гога и Магога, которая глубоко, хоть и странно, отпечаталась в иудейском мировоззрении. Впервые она появляется в Иез 38−39. Гог в земле Магог, князь Роха, Шеха и Фувала собирается в большой поход против Израиля, и в конце терпит полнейшее поражение. Вполне возможно, что первоначально Гога связывали со скифами, вторжения которых все очень страшились.

Со временем Гог и Магог стали в иудейском мировоззрении символами всего, что враждебно Богу. Раввины учили, что когда-нибудь Гог и Магог объединятся и поведут свои силы против Иерусалима и будут разбиты рукой Мессии.

Вражеские армии пришли под руководством дьявола, окружили стан народа Божия и Его возлюбленный город, то есть Иерусалим; полчища их уничтожены огнем с неба, а дьявол, прельщавший народ, брошен в озеро огненное и серное, чтобы разделить участь зверя и лжепророка. Бог одерживает полную победу.

ПОСЛЕДНИЙ СУД — 1 (Откр 20:11−15)

А теперь идет последний суд. Бог, судия, восседает на великом белом престоле, который символизирует неприступную чистоту.

Может быть, для некоторых здесь возникнет трудность. Обычно в Новом Завете в качестве судии выступает Иисус Христос. В Ин 5:22 Иисус говорит: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну». В притче об овцах и козлах судией выступает Иисус Христос на престоле славы Своей (Мф 25:31−46). В речи Павла в Афинах говорится, что Бог назначил день, в который будет праведно судить мир через Иисуса (Деян 17:31). В 2Тим 4:1 сказано, что Иисус будет судить живых и мертвых.

На эту, кажущуюся на первый взгляд, трудность есть два ответа.

Во-первых, Отец и Сын настолько едины, что нет ничего особенного в том, что действия Одного приписываются Другому. Собственно, Павел так и делает. В Рим 14:10 он пишет: «Все мы предстанем на суд Христов» [у Баркли: на суд Божий], а в 2Кор 5:10 он пишет: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово».

Во-вторых, может быть, Бог потому выступает судией, что вся книга Откровения отражает иудейское мировоззрение; в представлении иудея, даже обратившегося в христианство, Бог был совершенно один, и ему казалось естественным, что судией будет Бог.

В описании Иоанна суд начинается с того, что убежал мир нынешний; небо и земля бежали от присутствия Бога. Иоанн мыслит в образах и картинах, хорошо знакомых по Ветхому Завету. Бог положил основание земли, и небеса — дело рук Его. И тем не менее справедливо, что «они погибнут... и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся» Пс 101:25−27. «Небо и земля прейдут» (Мк 13:31). «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет 3:10). Новому человеку во Христе нужен новый мир во Христе.

ПОСЛЕДНИЙ СУД — 2 (Откр 20:11−15 (продолжение))

За этим следует суд человечества.

Это суд малых и великих. Нет таких великих, которые могут избежать суда Божия, и нет таких малозначительных, чтобы они не получили свое воздаяние.

Упоминаются два рода книг. В первой книге записаны дела людей. Это типичная для Писания идея. «Судьи сели, и раскрылись книги» (Дан 7:10).

Когда нынешний век начнет проходить, книги раскроются пред лицом тверди, и все вместе увидят (3Езд 6:20).

Идея заключается попросту в том, что Бог ведет книгу всех дел человека; и, таким образом, всю нашу жизнь мы пишем свою судьбу; не столько Бог судит человека, скорее человек сам записывает свое осуждение.

Вторая книга — книга жизни. И она часто упоминается в Писании. Моисей готов быть изглаженным из книги, если Бог не может простить его народу его грех (Исх 32:32). Псалмопевец молит Бога изгладить нечестивых из книги живых и не писать их с праведниками (Пс 68:29). Пророк Исайя говорит о вписанных в книгу для житья в Иерусалиме (Ис 4:3). Павел говорит о своих сотрудниках, которых имена — в книге жизни (Флп 4:3). Воскресший Христос обещает церквам в Сардисе, что имени побеждающего не изгладит Он из книги жизни (Откр 3:5). Те, имена которых не написаны в книге жизни, переданы на уничтожение (Откр 13:8). За этим стоит идея, что у каждого правителя была книга-список живущих у него граждан, и, конечно, когда человек умирал, его имя изымалось из списка. Записанные в книгу жизни — это живые, активные граждане Царствия Божия.

Во время суда море отдаст мертвых. Здесь две идеи. Во-первых, в древнем мире захоронение было крайне важным актом; считалось, что дух человека, не получившего захоронения, должен блуждать, бездомно, ни на небе, ни на земле. И, конечно, те, кто умер в море, не могли быть захоронены. Даже такие, говорит Иоанн, должны явиться на суд Божий. Во-вторых, как это выразил Суит: «Случайности смерти не помешают предстать пред судией». Как бы человек ни умер, при каких бы обстоятельствах это ни произошло, он не уйдет от наказания и не лишится своей награды.

И, наконец, смерть и ад повержены в озеро огненное. Ненасытные чудовища, поглотившие стольких, в конце концов истреблены сами. На суде все те, кто не записан в книгу жизни, осуждены на озеро огненное вместе с дьяволом, их хозяином, а для тех, чьи имена стоят в книге жизни, смерть исчезла навсегда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.