Деяния 1 глава

Деяния святых апостолов
Подстрочник Винокурова → Комментарии Баркли

Подстрочник Винокурова

1
Τὸν  3588 T-ASM
μὲν Ведь 3303 PRT
πρῶτον первое 4412 A-ASM-S
λόγον слово 3056 N-ASM
ἐποιησάμην я сделал 4160 V-AMI-1S
περὶ обо 4012 PREP
πάντων, всём, 3956 A-GPN
о 3739 INJ
Θεόφιλε, Феофил, 2321 N-VSM
ὧν которое 3739 R-GPN
ἤρξατο на́чал 756 V-ADI-3S
 3588 T-NSM
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
ποιεῖν делать 4160 V-PAN
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
διδάσκειν учить 1321 V-PAN
2
ἄχρι до 891 ADV
ἧς которого 3739 R-GSF
ἡμέρας дня 2250 N-GSF
ἐντειλάμενος давший указания 1781 V-ANP-NSM
τοῖς  3588 T-DPM
ἀποστόλοις апостолам 652 N-DPM
διὰ через 1223 PREP
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
ἁγίου Святого 40 A-GSN
οὓς которых 3775 R-APM
ἐξελέξατο Он выбрал 1586 V-AMI-3S
ἀνελήμφθη· Он был взят наверх; 353 V-API-3S
3
οἷς которым 3739 R-DPM
καὶ и 2532 CONJ
παρέστησεν Он представил 3936 V-AAI-3S
ἑαυτὸν Себя 1438 F-3ASM
ζῶντα живущего 2198 V-PAP-ASM
μετὰ после 3326 PREP
τὸ  3588 T-ASN
παθεῖν претерпеть страдание 3958 V-2AAN
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐν во 1722 PREP
πολλοῖς многих 4183 A-DPN
τεκμηρίοις, доказательствах, 5039 N-DPN
δι᾽ через 1223 PREP
ἡμερῶν дней 2250 N-GPF
τεσσεράκοντα сорок 5062 A-NUI
ὀπτανόμενος видимый 3700 V-PNP-NSM
αὐτοῖς им 846 P-DPM
καὶ и 2532 CONJ
λέγων говорящий 3004 V-PAP-NSM
τὰ которое 3588 T-APN
περὶ о 4012 PREP
τῆς  3588 T-GSF
βασιλείας Царстве 932 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
4
καὶ И 2532 CONJ
συναλιζόμενος собирающийся вместе [с ними] 4871 V-PNP-NSM
παρήγγειλεν Он приказал 3853 V-AAI-3S
αὐτοῖς им 846 P-DPM
ἀπὸ от 575 PREP
Ἱεροσολύμων Иерусалима 2414 N-GPN
μὴ не 3361 PRT-N
χωρίζεσθαι, удаляться, 5563 V-PPN
ἀλλὰ но 235 CONJ
περιμένειν ожидать 4037 V-PAN
τὴν  3588 T-ASF
ἐπαγγελίαν обещание 1860 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
πατρὸς Отца 3962 N-GSM
ἣν которое 3739 R-ASF
ἠκούσατέ вы услышали 191 V-AAI-2P
μου· [от] Меня; 3450 P-1GS
5
ὅτι потому что 3754 CONJ
Ἰωάννης Иоанн 2491 N-NSM
μὲν ведь 3303 PRT
ἐβάπτισεν окрестил 907 V-AAI-3S
ὕδατι, [в] воде, 5204 N-DSN
ὑμεῖς вы 5210 P-2NP
δὲ же 1161 CONJ
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι Духе 4151 N-DSN
βαπτισθήσεσθε будете крещаемы 907 V-FPI-2P
ἁγίῳ Святом 40 A-DSN
οὐ не 3739 PRT-N
μετὰ после 3326 PREP
πολλὰς многих 4183 A-APF
ταύτας этих 3778 D-APF
ἡμέρας. дней. 2250 N-APF
6
Οἱ Которые 3588 T-NPM
μὲν ведь 3303 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
συνελθόντες сошедшиеся 4905 V-2AAP-NPM
ἠρώτων спрашивали 2065 V-IAI-3P
αὐτὸν Его 846 P-ASM
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Κύριε, Господи, 2962 N-VSM
εἰ или 1487 COND
ἐν во 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
χρόνῳ время 5550 N-DSM
τούτῳ это 5129 D-DSM
ἀποκαθιστάνεις восстанавливаешь 600 V-PAI-2S
τὴν  3588 T-ASF
βασιλείαν царство 932 N-ASF
τῷ  3588 T-DSM
Ἰσραήλ; Израилю? 2474 N-PRI
7
εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
πρὸς к 4314 PREP
αὐτούς, ним, 846 P-APM
Οὐχ Не 3756 PRT-N
ὑμῶν ваше 5216 P-2GP
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
γνῶναι узнать 1097 V-2AAN
χρόνους времена 5550 N-APM
или 1510 PRT
καιροὺς сроки 2540 N-APM
οὓς которые 3775 R-APM
 3588 T-NSM
πατὴρ Отец 3962 N-NSM
ἔθετο положил 5087 V-2AMI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἰδίᾳ собственной 2398 A-DSF
ἐξουσίᾳ· власти; 1849 N-DSF
8
ἀλλὰ но 235 CONJ
λήμψεσθε полу́чите 2983 V-FDI-2P
δύναμιν силу 1411 N-ASF
ἐπελθόντος пришедшего 1904 V-2AAP-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
ἁγίου Святого 40 A-GSN
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
ἐφ᾽ на 1909 PREP
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
καὶ и 2532 CONJ
ἔσεσθέ будете 1510 V-FDI-2P
μου Мои 3450 P-1GS
μάρτυρες свидетели 3144 N-NPM
ἔν в 1722 PREP
τε  5037 PRT
Ἰερουσαλὴμ Иерусалиме 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
[ἐν] во 1722 PREP
πάσῃ всей 3956 A-DSF
τῇ  3588 T-DSF
Ἰουδαίᾳ Иудее 2449 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
Σαμαρείᾳ Самарии 4540 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἕως до 2193 ADV
ἐσχάτου последнего [ме́ста] 2078 A-GSM-S
τῆς  3588 T-GSF
γῆς. земли́. 1093 N-GSF
9
καὶ И 2532 CONJ
ταῦτα это 5023 D-APN
εἰπὼν сказавший 2036 V-2AAP-NSM
βλεπόντων видящих 991 V-PAP-GPM
αὐτῶν их 846 P-GPM
ἐπήρθη, Он был поднят, 1869 V-API-3S
καὶ и 2532 CONJ
νεφέλη облако 3507 N-NSF
ὑπέλαβεν подобрало 5274 V-2AAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ὀφθαλμῶν глаз 3788 N-GPM
αὐτῶν. их. 846 P-GPM
10
καὶ И 2532 CONJ
ὡς как 5613 ADV
ἀτενίζοντες впивающиеся глазами 816 V-PAP-NPM
ἦσαν они были 1510 V-IAI-3P
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανὸν небо 3772 N-ASM
πορευομένου двигающегося 4198 V-PNP-GSM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἄνδρες мужа 435 N-NPM
δύο два 1417 A-NUI
παρειστήκεισαν стояли около 3936 V-LAI-3P
αὐτοῖς них 846 P-DPM
ἐν в 1722 PREP
ἐσθήσεσι одеждах 2067 N-DPF
λευκαῖς, белых, 3022 A-DPF
11
οἳ которые 3588 R-NPM
καὶ и 2532 CONJ
εἶπαν, сказали, 3004 V-2AAI-3P
Ἄνδρες Мужи 435 N-VPM
Γαλιλαῖοι, Галилеяне, 1057 N-VPM
τί что 5100 I-ASN
ἑστήκατε стои́те 2476 V-RAI-2P
[ἐμ]βλέποντες всматривающиеся 1689 V-PAP-NPM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανόν; небо? 3772 N-ASM
οὗτος Этот 3778 D-NSM
 3588 T-NSM
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
 3588 T-NSM
ἀναλημφθεὶς взятый наверх 353 V-APP-NSM
ἀφ᾽ от 575 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
εἰς на 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανὸν небо 3772 N-ASM
οὕτως так 3779 ADV
ἐλεύσεται придёт 2064 V-FDI-3S
ὃν каким 3739 R-ASM
τρόπον образом 5158 N-ASM
ἐθεάσασθε вы увидели 2300 V-ADI-2P
αὐτὸν Его 846 P-ASM
πορευόμενον идущего 4198 V-PNP-ASM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανόν. небо. 3772 N-ASM
12
Τότε Тогда 5119 ADV
ὑπέστρεψαν они возвратились 5290 V-AAI-3P
εἰς в 1519 PREP
Ἰερουσαλὴμ Иерусалим 2419 N-PRI
ἀπὸ от 575 PREP
ὄρους горы́ 3735 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
καλουμένου называемой 2564 V-PPP-GSN
Ἐλαιῶνος, Оливковой рощей, 1638 N-GSM
которая 3588 R-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐγγὺς близко [от] 1451 ADV
Ἰερουσαλὴμ Иерусалима 2419 N-PRI
σαββάτου субботы 4521 N-GSN
ἔχον имеющая 2192 V-PAP-ASN
ὁδόν. путь. 3598 N-ASF
13
καὶ И 2532 CONJ
ὅτε когда 3753 ADV
εἰσῆλθον, они вошли, 1525 V-2AAI-3P
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
ὑπερῷον верхнюю комнату 5253 N-ASN
ἀνέβησαν они взошли 305 V-2AAI-3P
οὗ где 3739 ADV
ἦσαν они были 1510 V-IAI-3P
καταμένοντες, остающиеся, 2650 V-PAP-NPM
 3588 T-NSM
τε  5037 PRT
Πέτρος Пётр 4074 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Ἰωάννης Иоанн 2491 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Ἰάκωβος Иаков 2385 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Ἀνδρέας, Андрей, 406 N-NSM
Φίλιππος Филипп 5376 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Θωμᾶς, Фома, 2381 N-NSM
Βαρθολομαῖος Варфоломей 918 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Μαθθαῖος, Матфей, 3156 N-NSM
Ἰάκωβος Иаков [сын] 2385 N-NSM
Ἁλφαίου Алфея 256 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
Σίμων Симон 4613 N-NSM
 3588 T-NSM
ζηλωτὴς ревнитель 2207 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Ἰούδας Иуда [брат] 2455 N-NSM
Ἰακώβου. Иакова. 2385 N-GSM
14
οὗτοι Эти 3778 D-NPM
πάντες все 3956 A-NPM
ἦσαν были 1510 V-IAI-3P
προσκαρτεροῦντες придерживающиеся 4342 V-PAP-NPM
ὁμοθυμαδὸν единодушно 3661 ADV
τῇ  3588 T-DSF
προσευχῇ молитвы 4335 N-DSF
σὺν с 4862 PREP
γυναιξὶν женщинами 1135 N-DPF
καὶ и 2532 CONJ
Μαριὰμ Мариам 3137 N-PRI
τῇ  3588 T-DSF
μητρὶ матерью 3384 N-DSF
τοῦ  3588 T-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τοῖς  3588 T-DPM
ἀδελφοῖς братьями 80 N-DPM
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
15
Καὶ И 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἡμέραις дни 2250 N-DPF
ταύταις эти 3778 D-DPF
ἀναστὰς вставший 450 V-2AAP-NSM
Πέτρος Пётр 4074 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
μέσῳ середине 3319 A-DSN
τῶν  3588 T-GPM
ἀδελφῶν братьев 80 N-GPM
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
[ἦν была 3739 V-IAI-3S
τε  5037 PRT
ὄχλος толпа 3793 N-NSM
ὀνομάτων имён 3686 N-GPN
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
αὐτὸ том [месте] 846 P-ASN
ὡσεὶ приблизительно 5616 ADV
ἑκατὸν сто 1540 A-NUI
εἴκοσι], двадцать, 1501 A-NUI
16
Ἄνδρες Мужи 435 N-VPM
ἀδελφοί, братья, 80 N-VPM
ἔδει надлежало 1163 V-IAI-3S
πληρωθῆναι быть исполненным 4137 V-APN
τὴν  3588 T-ASF
γραφὴν Писанию 1124 N-ASF
ἣν которое 3739 R-ASF
προεῖπεν предрёк 4277 V-2AAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
τὸ  3588 T-NSN
ἅγιον Святой 40 A-NSN
διὰ через 1223 PREP
στόματος уста 4750 N-GSN
Δαυὶδ Давида 1138 N-PRI
περὶ об 4012 PREP
Ἰούδα Иуде 2455 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
γενομένου сделавшемся 1096 V-2ADP-GSM
ὁδηγοῦ вожаке 3595 N-GSM
τοῖς  3588 T-DPM
συλλαβοῦσιν [для] взявших 4815 V-2AAP-DPM
Ἰησοῦν, Иисуса, 2424 N-ASM
17
ὅτι потому что 3754 CONJ
κατηριθμημένος причислен 2674 V-RPP-NSM
ἦν он был 3739 V-IAI-3S
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν нас 2254 P-1DP
καὶ и 2532 CONJ
ἔλαχεν он получил 2975 V-2AAI-3S
τὸν  3588 T-ASM
κλῆρον жребий 2819 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
διακονίας служения 1248 N-GSF
ταύτης. этого. 3778 D-GSF
18
Οὗτος Этот 3778 D-NSM
μὲν ведь 3303 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
ἐκτήσατο приобрёл 2932 V-ADI-3S
χωρίον место 5564 N-ASN
ἐκ из 1537 PREP
μισθοῦ платы 3408 N-GSM
τῆς  3588 T-GSF
ἀδικίας, неправедности, 93 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
πρηνὴς распростёртый 4248 A-NSM
γενόμενος сделавшийся 1096 V-2ADP-NSM
ἐλάκησεν он треснул 2997 V-AAI-3S
μέσος, среди, 3319 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐξεχύθη вылились 1632 V-API-3S
πάντα все 3956 A-NPN
τὰ  3588 T-NPN
σπλάγχνα внутренности 4698 N-NPN
αὐτοῦ. его. 846 P-GSM
19
καὶ И 2532 CONJ
γνωστὸν известное 1110 A-NSN
ἐγένετο оно сделалось 1096 V-2ADI-3S
πᾶσι всем 3956 A-DPM
τοῖς  3588 T-DPM
κατοικοῦσιν населяющим 2730 V-PAP-DPM
Ἰερουσαλήμ, Иерусалим, 2419 N-PRI
ὥστε так что 5620 CONJ
κληθῆναι быть названным 2564 V-APN
τὸ  3588 T-ASN
χωρίον место 5564 N-ASN
ἐκεῖνο то 1565 D-ASN
τῇ  3588 T-DSF
ἰδίᾳ [на] собственном 2398 A-DSF
διαλέκτῳ наречии 1258 N-DSF
αὐτῶν их 846 P-GPM
Ἁκελδαμάχ, Акелдамах, 184 N-PRI
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν, есть, 1510 V-PAI-3S
Χωρίον Место 5564 N-ASN
Αἵματος. Кро́ви. 129 N-GSN
20
Γέγραπται Написано 1125 V-RPI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐν в 1722 PREP
βίβλῳ книге 976 N-DSF
ψαλμῶν, Псалмов, 5568 N-GPM
Γενηθήτω Пусть сбудется 1096 V-AOM-3S
 1510 T-NSF
ἔπαυλις двор 1886 N-NSF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἔρημος пустой 2048 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
ἔστω пусть будет 1510 V-PAM-3S
 3588 T-NSM
κατοικῶν живущий 2730 V-PAP-NSM
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ, нём, 846 P-DSF
καί, и, 2532 CONJ
Τὴν  3588 T-ASF
ἐπισκοπὴν надзор 1984 N-ASF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
λαβέτω пусть возьмёт 2983 V-2AAM-3S
ἕτερος. другой. 2087 A-NSM
21
δεῖ Надлежит 1163 V-PAI-3S
οὖν итак 3767 CONJ
τῶν  3588 T-GPM
συνελθόντων [из] пришедших с 4905 V-2AAP-GPM
ἡμῖν нами 2254 P-1DP
ἀνδρῶν мужей 435 N-GPM
ἐν во 1722 PREP
παντὶ всё 3956 A-DSM
χρόνῳ время 5550 N-DSM
[в] которое 3739 R-DSM
εἰσῆλθεν вошёл 1525 V-2AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐξῆλθεν вышел 1831 V-2AAI-3S
ἐφ᾽ к 1909 PREP
ἡμᾶς нам 2248 P-1AP
 3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
Ἰησοῦς, Иисус, 2424 N-NSM
22
ἀρξάμενος начавши 756 V-AMP-NSM
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
βαπτίσματος крещения 908 N-GSN
Ἰωάννου Иоанна 2491 N-GSM
ἕως до 2193 ADV
τῆς  3588 T-GSF
ἡμέρας дня 2250 N-GSF
ἧς [в] который 3739 R-GSF
ἀνελήμφθη Он был взят наверх 353 V-API-3S
ἀφ᾽ от 575 PREP
ἡμῶν, нас, 2257 P-1GP
μάρτυρα свидетеля 3144 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
ἀναστάσεως воскресения 386 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
σὺν с 4862 PREP
ἡμῖν нами 2254 P-1DP
γενέσθαι сделаться 1096 V-2ADN
ἕνα одного 1520 A-ASM
τούτων. [из] этих. 5130 D-GPM
23
καὶ И 2532 CONJ
ἔστησαν они поставили 2476 V-AAI-3P
δύο, двух, 1417 A-NUI
Ἰωσὴφ Иосифа 2501 N-PRI
τὸν  3588 T-ASM
καλούμενον называемого 2564 V-PPP-ASM
Βαρσαββᾶν, Варсаввой, 923 N-ASM
ὃς который 3739 R-NSM
ἐπεκλήθη был прозван 1941 V-API-3S
Ἰοῦστος, Иуст, 2459 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Μαθθίαν. Матфия. 3159 N-ASM
24
καὶ И 2532 CONJ
προσευξάμενοι помолившиеся 4336 V-ADP-NPM
εἶπαν, сказали, 3004 V-2AAI-3P
Σὺ Ты 4771 P-2NS
κύριε, Господи, 2962 N-VSM
καρδιογνῶστα сердцеведец 2589 N-VSM
πάντων, всех, 3956 A-GPM
ἀνάδειξον укажи 322 V-AAM-2S
ὃν которого 3739 R-ASM
ἐξελέξω Ты выбрал 1586 V-AMI-2S
ἐκ из 1537 PREP
τούτων этих 5130 D-GPM
τῶν  3588 T-GPM
δύο двух 1417 A-NUI
ἕνα одного 1520 A-ASM
25
λαβεῖν принять 2983 V-2AAN
τὸν  3588 T-ASM
τόπον место 5117 N-ASM
τῆς  3588 T-GSF
διακονίας служения 1248 N-GSF
ταύτης этого 3778 D-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀποστολῆς, апостольства, 651 N-GSF
ἀφ᾽ от 575 PREP
ἧς которого 3739 R-GSF
παρέβη преступил 3845 V-2AAI-3S
Ἰούδας Иуда 2455 N-NSM
πορευθῆναι [чтобы] отправиться 4198 V-AON
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
τόπον место 5117 N-ASM
τὸν  3588 T-ASM
ἴδιον. собственное. 2398 A-ASM
26
καὶ И 2532 CONJ
ἔδωκαν они да́ли 1325 V-AAI-3P
κλήρους жребий 2819 N-APM
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
καὶ и 2532 CONJ
ἔπεσεν пал 4098 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
κλῆρος жребий 2819 N-NSM
ἐπὶ на 1909 PREP
Μαθθίαν, Матфия, 3159 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
συγκατεψηφίσθη он был сосчитан 4785 V-API-3S
μετὰ с 3326 PREP
τῶν  3588 T-GPM
ἕνδεκα одиннадцатью 1733 A-NUI
ἀποστόλων. апостолами. 652 N-GPM

Комментарии Баркли

СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ ДЕЛО (Деян 1:1−5)

В двойном смысле Деяния представляют вторую главу незавершенной истории. Во-первых, Деяния являются вторым томом, посланным Лукой Феофилу. В первом томе, в Евангелии, Лука рассказал историю жизни Иисуса на земле. Во втором он продолжает рассказ об истории христианской Церкви. С другой стороны, Деяния являются второй частью истории, не имеющей конца. Ведь Евангелие — это лишь история «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала».

Бессмертие может быть разным. Во-первых, бессмертие славы. В Генрихе В. Шекспир вкладывает в уста короля речь, в которой он обещает бессмертную память, если будет одержана победа в битве при Азенкуре:

«Отзвук битвы прогремит во все века,
И с победой вечно славны будут наши имена» —

Вне всякого сомнения, Иисус обрел такое бессмертие, ибо имя Его никогда не будет забыто.

Во-вторых, непреходящее влияние. Некоторые люди оказывают на мир такое влияние, которое никогда не пройдет. Довольно напомнить о Копернике и Колумбе. Иисус, несомненно, оказал большее влияние на мир и жизнь человека, которое не пройдет вовеки.

Но выше всех форм бессмертия — непреходящее присутствие и власть. Христос оставил нам не только бессмертное имя и влияние, Он жив и действует и ныне. Он Тот, «который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8).

Деяния, также учат нас, что жизнь Христа продолжается в Его Церкви. Джон Форстер рассказывает, как однажды к одному индийскому епископу пришел представитель индуизма. Без всякой помощи прочитал Новый Завет, был восхищен им и Христос пленил его. Он читал дальше... и он почувствовал, что вступил в иной мир. В Евангелии он узнал о Христе, Его деяниях и страданиях. В Деяниях Его место заняли Его ученики, их деяния, мысли и учение. Церковь продолжала делать то, что смерть прервала в жизни Иисуса. «Поэтому, — сказал мне этот человек, — я должен принадлежать к Церкви, продолжающей жизнь Христа». Деяния знакомят нас с «Церковью, продолжающей жизнь Христа».

Этот первый отрывок сообщает о том, как Церковь посредством Святого Духа приобрела власть делать это. Мы часто отождествляем Святого Духа с Утешителем. Это слово восходит к Уиклифу, но во времена Уиклифа оно имело другое значение. Оно происходит от латинского слова фортис, что значит храбрый. Утешитель, поэтому, наполняет сердца людей мужеством и силой. В Деяниях трудно разделить творения Святого Духа от деяний воскресшего Христа, и нет надобности разделять их, ибо явление Духа является исполнением обещания Иисуса: «И се, Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф 28:20).

Следует отметить также следующее. Апостолам было повелено ждать явления Святого Духа. Мы имели бы больше силы, смелости и мира, если бы научились ждать.

В повседневной жизни мы вынуждены быть спокойными. «А надеющиеся на Господа обновятся в силе» (Ис 40:31). И среди напряженной работы важно находить для обновления сил.

ЦАРСТВО БОЖИЕ И ЕГО СВИДЕТЕЛИ (Деян 1:6−8)

На протяжении всей своей проповеднической миссии Иисусу приходилось сталкиваться с серьезными недоразумениями. Центральное место в Его проповеди, занимало Царство Божие (Мк 1:14), под которым Он понимал вовсе не то, что понимали Его слушатели.

Иудеи ясно сознавали, что они избранный Богом народ. Под этим они понимали особые привилегии, и что им предназначена мировая власть. Однако, весь ход развития истории этого народа показывал, что, в чисто человеческом понимании, это никогда не могло осуществляться. Палестина — небольшая страна 190 километров с севера на юг и 65 км с запада на восток. Когда-то она была независима, но потом покорена поочередно Вавилоном, Персией, Грецией и Римом. Поэтому иудеи стали ждать того дня, когда Бог сам непосредственно вмешается в историю человечества и обеспечит Израилю то мировое господство, о котором они мечтали. Царство мыслилось ими в политических категориях.

Как же Иисус представлял Себе его? Рассмотрим для этого «Отче наш». Здесь рядом стоят две просьбы: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Для иудейского стиля характерно — это видно при анализе любого стиха псалма, — выражать одну мысль в двух параллельных формах, причем во второй части первая повторяется, либо же усиливается. Таким же образом сформулированы и эти две просьбы. Вторая просьба представляет собой уточнение первой. Таким образом, мы видим, что Иисус подразумевал под Царством земное общество, в котором воля Божия будет такой же безупречной, какой она является на небе. Именно поэтому Его Царство должно быть основано на любви, а не на силе.

Без Святого духа люди Его не достигнут. Лука уже дважды говорил о явлении духа. Не следует думать, что Дух Святой явился людям впервые, или что Его вовсе не было. Ведь какая-то сила может существовать и одновременно оставаться до определенного момента недоступной для человеческого опыта. Например, люди не изобрели атомной энергии. Она всегда существовала; но лишь в наши дни ее открыли. Так же и Бог — вечно Отец, Сын и Святой Дух, но лишь в определенные времена люди полностью ощущали силу, которая всегда пребывала сними.

Сила Духа Святого сделала людей свидетелями Христа. Это свидетельство должно было проявляться в серии расширяющих концентрических кругов: сперва в Иерусалиме, потом во всей Иудее, потом в Самарии — наполовину иудейской стране, которая должна была послужить своего рода мостом в языческий мир и, наконец, свидетельство должно было дойти до края земли.

Сначала заметим нечто о христианском свидетельстве. Во-первых, свидетель говорит: я знаю, что это правда, Джон Буньян одно время не был совершенно уверен в своей вере. Его волновала мысль, что иудеи считают свою религию самой лучшей, мусульмане тоже считают свою религию лучшей; что, если и христиане лишь полагают, что христианство самая лучшая религия? Свидетель не говорит: «Я думаю, это было так». Он говорит: «Я знаю, что это так».

Во-вторых, истинный свидетель достоверен не только по словам, но и по делам. Когда Стенли нашел в Центральной Африке Ливингстона и провел с ним некоторое время, он сказал: «Если бы я пробыл с ним дольше, я бы обязательно стал христианином, хотя он никогда не говорил со мной об этом». Жизнь этого человека представляла собой неопровержимое свидетельство.

В-третьих. По-гречески свидетель и мученик определяются словом мартус. Свидетель должен был быть готовым стать мучеником. Быть свидетелем означает быть верным, чего бы оно ни стоило.

ВЕЛИЧИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЯ (Деян 1:9−11)

В этом коротком отрывке мы сталкиваемся с двумя трудными концепциями Нового Завета.

Во-первых, в нем говорится о вознесении. Лишь Лука пишет об этом, и он говорил уже о нем в своем Евангелии (Лк 24:50−53). Факт вознесения необходим по двум причинам:

а) Он ясно показал заключительный аккорд возвращающегося Иисуса к принадлежавшей Ему славе. Прошли дни Его явлений после воскресения. Ясно, что это было особое время, но которое было ограничено. Также ясно, что завершиться этот период должен был чем-то необычным. Ведь было бы странно, если бы эти явления Христа после Его воскресения стали реже и в конце прекратились.

б) Чтобы понять вторую причину, представим себе ту эпоху. Ведь теперь мы не считаем небо как место за небосводом в нашем понимании оно — порука состояния блаженства, в котором мы будем навечно с Богом. Но в те дни даже самый мудрый человек считал землю плоской, а небо расположенным небосводом. Поэтому, чтобы дать своим ученикам неопровержимое доказательство того, что Он вернулся к Своей славе, Иисус должен был вознестись на небеса. Но следует обратить внимание еще и на следующее. Когда Лука рассказывает об этом в своем Евангелии, он говорит: «Они... возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк 24:52). Несмотря на виденное ими вознесение, а может быть, именно поэтому, ученики были уверены в том, что Иисус не покинул их, но что Он всегда с ними.

Во-вторых, мы здесь сталкиваемся с учением о втором пришествии. В связи с ним следует помнить два момента:

а) Рассуждать о том, когда и как это произойдет, было бы глупо и бессмысленно. Сам Иисус сказал, что даже Он не знает дня и часа, когда придет Сын человеческий (Мк 13:32). Рассуждать о том, что скрыто даже от Христа, почти богохульство.

б) Сущность христианского учения состоит в том, что Бог предначертал план для каждого человека и для всего мира. Важно помнить, что история — не хаотическое сочетание случайных событий, которые никуда не ведут. Мы верим, что имеется божественное предначертание, к которому все творение движется, и что, когда оно Свершится, Иисус будет судьей и Господом всего. Второе пришествие не может быть предметом теоретических рассуждений и простого любопытства; это обращенный к нам призыв быть готовыми, когда этот день придет.

УЧАСТЬ ПРЕДАТЕЛЯ (Деян 1:12−20)

Прежде чем перейти к судьбе предателя Иуды, надобно отметить несколько моментов. Суббота была для иудея днем отдыха, когда была запрещена всякая работа. Пешеходная прогулка была ограничена в 2000 локтей (900 м), и это расстояние называлось расстоянием субботнего пути.

Интересно отметить, что братья Иисуса находятся здесь вместе с учениками Иисуса. Во время Его жизни Его родственники иногда стояли на стороне Его противников (Лк 3:21). Возможно, только смерть Иисуса открыла им, как и многим другим, глаза и тронула их сердца сильнее, чем Его жизнь.

Мы узнаем, что тогда было около 120 учеников. Это одно из вдохновительных новостей в Новом Завете. В то время лишь сто двадцать человек чувствовали свою общность с Иисусом Христом и маловероятно, чтобы хотя один из них побывал когда-нибудь до этого за пределами Палестины. Если принять во внимание, что в Палестине проживало около четырех миллионов иудеев, то из 30 тысяч населения лишь один был христианином. И на этих сто двадцать простых людей была возложена задача выйти в мир и проповедовать Христово Евангелие. Христианская Церковь имела самое малонадежное начало. Может быть, и мы являемся единственными христианами в цеху, на заводе, в бюро, в своем кругу. Эти сто двадцать человек смело приняли возложенное на них задание, и нам следует поступать также, и, может быть, мы тоже будем тем семенем, из которого вырастет вокруг нас Царство Божие.

Большой интерес в этом отрывке представляет судьба Иуды. Не совсем ясно, как следует понимать греческий текст, но по Матфею (Мф 27:3−5), ясно, что Иуда покончил с собой. Навсегда останется загадкой, почему же Иуда предал Иисуса. Высказывались по этому поводу различные предположения.

1) Высказывалось предположение, что прозвище Искариот означает муж из Кариот. В этом случае Иуда, один среди всех апостолов, не был уроженцем Галилеи. Может быть, он чувствовал себя чужаком среди них и был настолько огорчен этим, что совершил это ужасное преступление.

2) Возможно, он совершил это предательство, дабы спасти самого себя, и только потом осознал чудовищность содеянного.

3) Может быть, он сделал это из корыстолюбия. Если это так, то это была самая чудовищная сделка в истории человечества, ибо он продал своего Господа за тридцать серебряников, то есть приблизительно за 35 рублей. По Исх 21:32 это была стоимость раба.

4) Возможно, Иуда стал ненавидеть Иисуса. От других он скрыл свои предательские мысли, но Иисус видел его насквозь. И, поэтому, Иуда видел единственный выход в том, чтобы убить Того, Кто знал его истинную сущность.

5) Может быть, прозвище Искариот по-гречески означает человека с кинжалом. Эти «люди с кинжалом» являлись членами террористической националистической организации, бывшими всегда готовы совершить политическое убийство в борьбе за освобождение Палестины. Возможно, Иуда сначала видел в Иисусе руководителя, способного повести националистическое движение к победе; но когда узнал, что Иисус отрицает этот путь, он отвернулся от Него и в своем крайнем разочаровании предал Его.

6) Но, вероятней всего, Иуда никогда не рассчитывал на смерть Иисуса, а предал Его для того, чтобы побудить Его к действиям. В таком случае он, увидев трагические последствия своего деяния и крах своего плана, и движимый угрызениями совести, «пошел и удавился».

Как бы это ни было, Иуда вошел в историю человечества как человек с самым черным именем изо всех людей. Нет покоя человеку, предавшему Иисуса.

КВАЛИФИКАЦИИ АПОСТОЛА (Деян 1:21−26)

Посмотрим, как был выбран человек, который занял место Иуды среди апостолов. Может показаться странным, что для этого бросали жребий. Но среди иудеев это был естественный образ действия, потому что все должности и обязанности в храме так определялись. Имена кандидатов записывались на камнях, камни опускали в сосуд, который встряхивали до тех пор, пока вылетал один камень; тот, чье имя стояло на камне, и был избран.

Однако, обратим внимание на две чрезвычайно важные истины.

Во-первых, здесь сказано, что апостол должен быть свидетелем воскресения. Христова. Принципиальное отличие христианина в том, что он знает Иисуса, а не в том, что он знает о Нем. Ошибочно рассматривать Иисуса как человека, который жил и умер, жизнь которого мы изучаем, и историю которого мы читаем. Иисус не действующее лицо книги, Он живет и присутствует среди верующих; а христианин — человек, жизнь которого свидетельствует о том, Которого он знает как воскресшего Господа, пребывающего в нем.

Апостолом мог стать тот, кто всегда был вместе Иисусом. Истинный христианин изо дня в день живет с Ним. Об одном известном проповеднике говорили, что он часто замолкал во время проповеди, как бы прислушиваясь к чьему-то голосу. Джером К. Джером рассказывал о сапожнике, оставившем в один очень холодный день дверь своей мастерской открытой. На вопрос, зачем он это сделал, он ответил: «Чтобы Иисус мог войти, если Он пройдет мимо». Мы часто говорим о том, что было бы, если бы Иисус был здесь, и как бы мы жили иначе, если бы Он был в наших домах и на нашем рабочем месте. Мать одной девочки, у которой был приступ ярости, рассказывает, что после приступа дочка сказала: «Я хотела бы, чтобы Иисус пришел к нам и остался на все время». Но ведь именно так и обстоит дело: Иисус пребывает среди нас, и истинный христианин живет всегда со Христом.

ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.

Пожалуй, мы никогда достоверно не узнаем, что же произошло в День Пятидесятницы. Но мы знаем, что это был один из величайших дней христианской Церкви, ибо в этот день Дух Святой явился христианской Церкви совершенно необычным способом.

Деяния Апостолов назвали Евангелием Святого Духа; поэтому, прежде чем приступить к детальному исследованию второй главы, посмотрим, что сказано в Деяниях о Святом Духе.

ЯВЛЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА

Может быть, не совсем верно так часто говорить о событиях дня Пятидесятницы как о явлении Святого Духа. Опасность в том, что мы можем подумать, будто Святой дух зародился и явился впервые именно в это время. Но это не так: Бог испокон веков — Отец, Сын и Дух Святой, Деяния это ясно излагают. Святой Дух говорил устами Давида (Деян 1:16): Дух Святой говорил через Исайю (Деян 28:25); Стефан обвиняет иудеев: «вы противились Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян 7:51). В этом смысле Святой Дух — Бог, в каждом веке, открывающий Свою истину людям. Но все же в день Пятидесятницы произошло нечто необычное.

ТВОРЕНИЯ ДУХА СВЯТОГО В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

С этого момента дух Святой становится главной реальностью в первохристианской Церкви.

Во-первых, Дух Святой вдохновлял и направлял людей. Дух Святой направил Филиппа заговорить с евнухом из Эфиопии (Деян 8:29), подготовил Петра к встрече посланцев Корнилия (Деян 10:19), повелел Петру идти без всяких сомнений с этими посланцами (Деян 11:28), повелел отделить Варнаву и Павла, чтобы они отправились проповедовать Слово Божие (Деян 13:2, 4), направил решение апостольского совещания в Иерусалиме (Деян 15:28), провел Павла через Азию, Мисию и Винифию в Троаду и далее в Европу (Деян 16:6−10), сказал Павлу, что его ждет в Иерусалиме (Деян 20:23). Первохристианская Церковь была общиной, которую направлял Дух Святой.

Во-вторых, все отцы христианской Церкви были исполнены Святого Духа. Они выбрали семь из них исполненных Святого Духа и мудрости (Деян 6:3). Стефан и Варнава были людьми, исполненными Святого Духа и веры (Деян 7:55; Деян 11:24). Павел говорит пресвитерам в Ефесе, что Дух Святой поставил их блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога (Деян 20:28).

Кроме того, Дух Святой был источником повседневного мужества и силы. Ученики примут силу, когда на них сойдет Дух Святой (Деян 1:8). Мужество и красноречие Петра перед синедрионом явились результатом деяний Святого Духа (Деян 4:8−31); победа, одержанная Павлом над Елимой волхвом, — результат деяния Святого Духа (Деян 13:9). Мужество христиан, помогающее им выстоять в опасной ситуации, сила христиан, позволяющая им выстоять в трудных условиях, христианское красноречие, когда оно необходимо, христианская радость, независящая от окружающих условий, — все они результат Деяния Святого Духа.

И, наконец, в Деян 5:32, говорится о духе Святом «которого Бог дал повинующимся Ему». Тем самым здесь выражена важная мысль о том, что мера Духа Святого, данного человеку, определяется тем, каким человеком он является. Это значит, что человек, честно старающийся исполнить волю Божию, будет преисполнен все более и более даром духа Святого.

В первых тринадцати главах Деяний более сорока упоминаний о Святом Духе; первохристианская Церковь была преисполнена Духа Святого, и в этом был источник ее силы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.