Быт 47:1−12. Фараон отделил Иакову лучшую часть земли, а именно Гесем (сравните с 45:10), и даже выразил готовность поручить тем братьям Иосифа, которые способны к этому, смотреть за царским скотом (47:6). В древних египетских манускриптах название Гегемоне упоминается, но это та территория, которая позднее называлась земли Раамсеса (стих 11; сравните с Исх 1:11). Это обстоятельство, как и то, что земля была плодородной, и родственники поселились вблизи Иосифа, служившего при дворе, позволяет думать, что она располагалась где-то в восточной части дельты Нила.

Будучи представлен фараону, Иаков, отвечая на его вопрос, сказал, что прожил сто тридцать лет, и что жизнь его коротка, по сравнению с прожитой отцами его, и отмечена многими печалями. Примечательно, что патриарх называет ее днями странствования своего. Любопытно и то, что он, придя в страну с чужой ему культурой, благословил ее царя — фараона, т. е. пожелал ему милости и защиты от своего Бога.

е. Мудрость Иосифа в управлении (47:13−27)

Быт 47:13−27. Иосиф показал себя мудрым администратором в земле Египетской, ибо в конечном счете он спас египтян от голодной смерти. Казалось бы, достойно было осуждения, что он и деньги и скот, и землю жителей страны сделал собственностью фараона, а их самих — его рабами, но в той экстремальной ситуации в сущности иного выхода не было: ведь фараон не дал своему «всесильному» министру права даром раздавать голодным хлебные запасы, да и насколько бы их хватило при постоянном даровом распределении? Кроме того, судя по реакции египтян (стих 25), они не восприняли политику Иосифа как грабительскую и унизительную для себя, а, наоборот, благодарили его.

Переведя имущество и земли египтян в собственность фараона, Иосиф снабдил их семенами для сева — с условием выплаты фараону пятой части урожая. Независимой от «царя» (и это подтверждается историками древности) оставалась лишь жреческая каста, а все жители попали в положение арендаторов у государства. (Правителем Египта был к тому времени Сенусерт III; 1878−1843 гг. до Р. Х.)

О пришедших в Египет израильтянах сказано, что они в отведенной им земле Гесем плодились и весьма умножились. Итак, Бог благословил Свой народ соответственно обетованию, которое Он дал Аврааму. Евреи быстро становились великим народом. Более того, Бог благословил и фараона за то, что тот отдал «семени Авраамову» лучшие земли в Египте. Позже, во дни Моисея, когда другой фараон стал Израиль угнетать, Бог сурово наказал египтян.

Год до Р. Х. Авраам Исаак Иаков Иосиф
2166
Родился Аараам
2066
(+100 лет)
Исаак родился, когда Аарааму было 100 лет Быт 21:5
2006
(+60 лет)
Иаков родился, когда Исааку было 60 лет Быт 25:26
1991
(+15 лет)
Авраам умер (в 175 лет: Быт 25:7)
1915
(+76 лет)
Родился Иосиф
1898
(+17 лет)
Иосиф был продан В Египет в возрасте 17 лет, Быт 37:2, 28
1886
(+12 лет)
Исаак умер (в 180 лет: Быт 35:28)
1876
(+10 лет)
Иаков переселился в Египет в 130 лет Быт 47:9, когда Иосифу было 39 лет
1859
(+17 лет)
Иаков умер в 147 лет, через 17 лет после переселения в Египет Быт 47:28
1805
(+54 года)
Иосиф умер в 110 лет, Быт 50:28, значит он был рожден В 1915 г. до Р. Х.

5. ОБЕТОВАННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕ ИССЯКАЕТ (47:28 — 50:26)

В этом, заключительном, разделе книги повествование обращается к перспективам «семени Авраамова» в будущем.

а. Благословение Ефрема и Манассии (47:28 — 48:22)

Из долгой жизни Иакова, тысячелетия спустя, автор послания к Евреям (Евр 11:21) изберет — как пример великого акта веры — именно это благословение сыновей Иосифа патриархом. Перед лицом смерти Иаков стремился «закрепить» Божие обетование в своих потомках. Некогда он «стяжал» это обетование для себя (Быт 27). И вот объектом благословения снова становились младшие в роде, но на этот раз не ценой интриги и горечи, а через благословение, произнесенное с глубокой верой.

Быт 47:28−31. Иаков прожил в Египте семнадцать лет (сравните со стихом 9), до ста сорока семилетнего возраста. (Авраам умер в возрасте ста семидесяти пяти лет (25:7−8), а Исаак — в возрасте ста восьмидесяти лет (35:28). Если годом переселения Иакова был 1876-ой год до Р. Х. (таблицу «Хронология патриархов»), то Иаков умер в 1859 году до Р. Х. Его рождение за сто сорок семь лет до того, следовательно, приходилось на 2006 год до Р. Х.

Перед своим концом Израиль просил Иосифа поклясться, что похоронит его в гробнице отцов его (сравните с 49:29−33), имея, конечно, в виду пещеру Махпелу, купленную Авраамом (глава 23). Здесь снова (сравните с 24:1−9) упоминание об обычае (в дальнейшем в Библии нигде не встречающееся), который сопутствовал принесению клятвы, — положи руку твою под стегно (бедро) мое, — просит Иаков сына. Видимо, исполняя этот обычай, клявшийся брал на себя ответственность и перед потомками того, кому клялся (ведь они «выходили из чресл его»; сравните толкование на 24:1−9).

Выразить свое благодарное чувство Богу умирающий Иаков мог, лишь склонившись перед Ним на возглавие постели.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 47 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.