Быт 16:1−6. Сара была бесплодна, так что по всем человеческим представлениям наследник обетования никак не мог появиться через нее. Эти-то соображения и повлекли за собой роковые действия Сары и Аврама. Вскоре Авраму предстояло узнать, что не таким образом исполнится Божие обетование.

По обычаю того времени неплодная женщина могла дать свою служанку в жену мужу своему, и родившееся от такого союза дитя считалось ребенком первой жены. Если муж говорил сыну рабыни-жены: «Ты мой сын», то тем самым «усыновлял» его и делал своим наследником. Поэтому Сара не сделала ничего «противозаконного». Однако обычаи, принятые обществом, часто отвергаются Богом. Вот и план Сары, хоть и одобренный Аврамом, не привел ни к чему хорошему. Забеременев, Египтянка Агарь стала заноситься пред Сарой. Вопрос о «семени» Аврама занимал теперь обеих женщин.

Не от Агари ли пойдут потомки его? Возникла конфликтная ситуация, в которой Сара обвинила Аврама. Он же сказал ей: поступи с египтянкой, как тебе угодно. И Сара стала притеснять рабыню так откровенно, что та убежала от нее (16:6). Так Аврам, который, подобно Адаму, последовал сомнительному совету жены, попал между двух огней.

Быт 16:7−16. Повествование имеет как темную сторону (притеснение Сарой служанки), так и светлую (Ангел Господень явился Агари в пустыне). «Темная сторона» не была, однако, «исчерпана» конфликтом между Сарой и Агарью. Это очевидно. Оставив путь веры (сопряженный с терпеливым ожиданием) и вступив на путь человеческих расчетов, Аврам навлек на себя лавину причин и следствий, которые потомки его ощущают и по сей день (Измаил стал предком арабов, которые остаются врагами евреев).

Ангел Господень нашел рабыню Агарь у источника воды при дороге к Суру (25:18); это была дорога, которая привела бы ее домой, в Египет. Здесь первое в Ветхом Завете упоминание об «Ангеле Господнем» (буквально «Ангеле Иеговы»). Он отождествляется с Самим Иеговой в 16:13, равно как и в 22:11−12; 31:11, 13; 48:16; Суд 6:11, 16, 22; 13:22−23; Зах 1:2). И все-таки Ангел не есть Иегова (Быт 24:7; 2Цар 24:16; Зах 1:12). Значит, под словами «Ангел Господень» подразумевается теофания (явление Христа до Его воплощения); сравните Быт 18:1−2; 19:1; Чис 22:22; Суд 2:1−4; 5:23; Зах 12:8.

Задав Агари два вопроса (откуда ты пришла, и куда идешь?), Бог обратился к ней с увещеванием — возвратись и покорись (Быт 16:9), и с обещанием: у нее родится сын (стихи 10−12). Египтянка назвала Бога «Видящим ее» (стих 13), а источник, у которого произошло это памятное событие, — Беэр-лахай-рои («Источник Живого, видящего меня»; местонахождение его неизвестно); 24:62; 25:11.

Этимология книги Бытия часто несет смысловую нагрузку. В первую очередь это относится к именам и названиям. Налицо так называемый мнемонический прием, способствующий запоминанию событий и их значения. В этом тексте два подобных приема, обусловливающих самую суть его. Устами Ангела Бог Сам назвал мальчика Измаилом (что дословно значит: «слышит Бог») и тут же пояснил: ибо услышал Господь страдание твое (16:11).

Другой мнемонический прием — в наименовании, которое Агарь дала Богу: «Видящий меня», то есть Тот, Который беспокоится обо мне. Так что в этих двух именах содержится целое «богословие»: Бог слышит, и Бог видит.

Имена содержат в себе информацию: Бог говорил к Агари в данном ей откровении, и она ответила верою. Следовало знать и Саре, что Бог видит человеческие беды и слышит обращающихся к Нему. И, зная это, воззвать к Господу, Которому известно было, что она бесплодна. Но, поскольку, вместо этого, она поступила «по собственному разумению», ей пришлось усвоить урок трудным для нее путем — на опыте презренной в ее глазах рабыни-жены, которая возвратилась из пустыни в дом своей госпожи, окрепнув верою. Не прозвучало ли это упреком и, для Аврама, когда Агарь сказала, что это Бог велел ей дать сыну имя Измаил: «Бог слышит»!

Как не может человек «помочь» Богу, так бессилен он и помешать осуществлению Его обетовании. Ибо Ему по силам все, в частности, дать дитя бесплодной женщине (Пс 112:9). Впоследствии это предстояло узнать и жене Иакова — Лии, которая отразила это свое знание в именах своих сыновей (Быт 29:32−33). (Имя «Рувим» имеет «двойную этимологию» — буквальную: «вот сын», и основанную на игре слов — «призрел (Господь) на бедствие мое»; имя «Симеон» означает, что Он (Господь) слышал ее; оно в сущности тождественно имени «Измаил».)

Итак, Бог позаботился о беременной женщине, вынужденной бежать в пустыню. Он пообещал Агари, что через сына, которого родит, ею будет положено начало (своего рода «матриархат») великому племени диких людей, исполненных враждебности к окружающему миру (сравните 25:18); местом их обитания будет Аравийская пустыня (25:12−18).

Однако не они станут обетованным семенем; своим незапланированным Богом появлением они только усложнят дело. Измаильтяне были вызваны к жизни грехом Сары, и всходы «семени», посеянного им, пожинаются поныне. Между прочим, правнук Сары — Иосиф — был десятилетия спустя уведен в Египет измаильтянами (37:28).

Представляется, что урок этот был усвоен теми, кому он был преподан непосредственно, т. е. Сарой, Аврамом, Агарью, Израилем; ясен он и христианам: Божиим слугам следует уповать на Его слово, терпеливо ожидая его исполнения. По ходу книги Бытия это становится все очевиднее: каждый человек, как и всякий народ, будучи обязан своим существованием Божественному решению, должен жить верою. Ибо вечно живой Бог слышит и видит.

б. Обетование семени подтверждается именем и знамением (глава 17)

В этой главе зафиксированы а) Божие заверение относительно Его обетовании, отразившееся в изменении Им имен Аврама (стихи 1−8) и Сары (стихи 15−18); б) учреждение Богом ритуала обрезания в ознаменование завета (стихи 1−14); в) неизменность слова Божия об исполнении обетовании — через Сарру (стихи 19−22) и Авраама (стихи 23−27).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 16 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.