Библия » Толкование Далласской семинарии

Бытие 5 глава

В. Родословие Адама (5:1 – 6:8)

Новое родословие (толедот) начинается отсюда – с двояким намерением: связать историю первых людей с историей Ноя, и показать последствия греха. Фактически тут содержится ответ на вопрос, возникающий в предыдущем разделе. Если, несмотря на действие греха, цивилизация и сопутствующие ей прогресс и процветание – налицо, то в чем же сказывается, проклятие греха? Ответ видится в том, что «завершением» всех человеческих стремлений и достижений является смерть.

1 РОДОСЛОВИЕ ОТ АДАМА ДО НОЯ (глава 5)

Родословие в этой главе следует «по вертикали» – от Адама, через Сифа, к Ною. Родословие потомков Каина в 4 главе насчитывает семь поколений (от Каина до Иувала). А в этом родословии их десять (от Адама до Ноя). Каждый из «перечней» завершается тремя сыновьями того, кто стоит в перечислении последним (Иавал, Иувал и Тувалкаин, сыновья Ламеха (4:20-22); Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноя; 5:32).

В каждом перечне «выступает со словом» лишь один мужчина: в перечне каинитов – Ламех (4:23-24), и другой Ламех – в перечне сифитов (5:29). Ламех, потомок Каина, в сущности насмехался над Божиим проклятием, «обыгрывая» его на свой лад (4:24), а тот Ламех, что был из рода Сифа, стенал под проклятием, ожидая утешения от сына своего Ноя (5:29).

Как библейский текст так и «Перечень шумерских царей», найденный в Месопотамии, свидетельствуют о долголетии древних людей. По-видимому, этому феномену способствовали природные условия в допотопном мире, отличавшиеся от нынешних. И, несомненно, это было частью Божьего плана направленного на заселение земли (сравните с 1:28).

Быт. 5:1-2. Эта глава начинается с напоминания о том: что человек был сотворен по подобию Божию; трудно не заметить и напоминания о том, что, сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их. Однако по ходу главы постоянно говорится о смерти, которая есть следствие греха.

Быт. 5:3-32. Образ Божий, полученный Адамом, воспроизведен был затем в Сифе, сыне Адама.

Эта глава, помимо того, что образует связующее звено между Адамом и его временем и Ноем и его временем, несет в себе (как лейтмотив) вновь и вновь повторяющуюся фразу – и он умер (стихи 5,8, 11, 14, 17, 20, 27, 31). Если бы кто усомнился в том, что «возмездие за грех смерть» (Рим. 6:23), то и поверхностный обзор библейской истории развеял бы его сомнения.

Констатацией факта смерти заканчивается краткое сообщение о каждом из мужей, потомков Адама. Исключение составляет Енох. О других говорится, что они долго жили, но все-таки умерли, о нем же что он ходил пред Богом (5:22,24). Термин этот в Библии означает близкое общение с Богом и послушание Ему, награждаемые Божиим благоволением. «Хождение» Еноха длилось триста шестьдесят пять лет. Несомненно, оно продолжалось бы, но Бог взял его (стих 24) – патриарх этот не умер. Такое именно «хождение» заповедано было Израилю (Лев. 26:3,12) и затем – Церкви.

В пятой главе Бытия дается этимология имени Ноя (стих 29); жизнью Ноя определяется развитие повествования в последующих разделах. Ламех назвал сына своего Ной в надежде, что он принесет людям, работающим на проклятой Богом земле (стих 29; сравните «со скорбью будешь питаться» и «проклята земля за тебя» в 3:17) утешение, успокоение. Ламех понятия не имел, как Бог осуществит его надежду, которую он вложил в имя своего сына, и все-таки он надеялся. Так в этой «главе смерти» появляется второй луч надежды. Енох избежал проклятия смертью, а Ной внесет утешение в жизнь тех, кто находится под этим проклятием.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 5 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.


2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.