и. Испытание веры Авраама (22:1−19)

Быт 22:1−2. Величайшее испытание в жизни Авраама (Бог искушал употреблено именно в значении испытывал его) пришло после того, как по долгом ожидании он получил «семя обетованное». Испытание это было вполне конкретным: патриарху следовало возвратить Исаака Богу целью Которого было узнать, насколько крепка вера Авраама). Нелогичный (с точки зрения патриарха) характер испытания увеличивал для него трудность его, но оно и должно было быть чем-то таким, что вызывало бы чувство протеста.

Бог велел Аврааму отослать Измаила (21:12−13), а теперь требовал от него принести в жертву Исаака... Пока вы ожидаете (того или иного) от Бога, не трудно уверять себя и других, что вы уповаете на слово Его, и совсем другое дело — уповать и быть послушным Слову после того, как ожидаемое получено. Предпочтет ли Авраам «удержать при себе» долгожданного сына, или послушается и возвратит его Господу? Иными словами, действительно ли верил он, что Бог так или иначе слово Свое исполнит и, значит, не отнимет у него обещанного наследника?

Тут просматривается явная связь с давним повелением Аврааму «выйти из дома» и пойти в землю, которую Он укажет ему (12:1−3). Итак: возьми сына твоего, сказал Бог, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака (причину радостного смеха твоего; 22:2), и принеси его в жертву всесожжения. Жертвоприношения детей известны были в Ханаане, и все-таки Аврааму трудно было обнаружить смысл в этом повелении свыше. Как же сможет Господь исполнить Свои обетования (12:1−3), не говоря уж о страдании, ожидающем его, Авраама, если он потеряет сына, так поздно появившегося в его жизни?

Быт 22:3−8. Реакция патриарха — его безоговорочное повиновение — впечатляет до глубины души! Он даже поднялся утром пораньше, чтобы, не откладывая, приступить к исполнению Божьего повеления. Мучительным был этот трехдневный путь, мучительным и безмолвным. Расстояние от Вирсавии до горы Мориа составляло километров семьдесят. Увидев издалека то место, куда они направлялись (стих 2; возвышенное место, получившее позднее название Храмовой горы, — 2Пар 3:1), Авраам оставил позади двух сопровождавших их отроков (слуг), а с собой взял только Исаака.

Произнесенная им фраза: мы поклонимся и возвратимся назад (Быт 22:5) — удивительна. Ведь все, что Авраам знал, это а) что будущее, «запланированное Богом», не может осуществиться без сына его Исаака, и б) что Бог, тем не менее, хочет, чтобы Исаак был принесен в жертву. И патриарх повиновался — несмотря на то, что совместить одно с другим он не умел. Это и есть вера. Она звучит и в ответе Авраама на вопрос Исаака: где же агнец? — Бог усмотрит Себе агнца (стих 8; сравните стих 14).

Быт 22:9−14. Божие вмешательство, столь драматичное и одновременно назидательное, показало, что доведение Авраамом до конца этого страшного жертвоприношения ни на минуту не входило в Его цели. (Заметим, что в Израиле детей в жертву не приносили.) Это действительно было испытанием. Ангел Господень (сравните с толкование на 16:7) остановил патриарха в тот момент, когда он «взял нож, чтобы заколоть сына своего»! Теперь Бог знал, что Авраам ничего не стремится «удержать для себя», и что он на самом деле боится Бога. То есть благоговеет перед Ним как перед державным Владыкой, доверяет Ему беззаветно и готов беспрекословно слушаться Его.

Боящийся Бога верит, что Он усмотрит. Ключевая мысль этого текста кроется в названии, которое Авраам дал этому месту: Иегова-ире — «Господь усмотрит» (стих 14).

Заключительная фраза стих 14 — Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится — отражает истину, неоднократно повторенную в Ветхом Завете: народу надлежало поклоняться Господу на Его Святой горе. «Три раза в году должен был являться весь мужской пол (Израиля) пред лице Владыки, Господа» — чтобы поклониться Ему и принести жертвы (Исх 23:17; сравните с Втор 16:16). Господь увидит («усмотрит») нужды тех, кто предстал перед Ним, и исполнит их. Овен (не агнец; сравните Быт 22:8), запутавшийся в чаще рогами (стих 13) был предусмотрен («усмотрен») Богом в благодати Его как замена отроку. Впоследствии весь Израиль будет «приносить» животных Господу.

Богопоклонение избранного народа включало предложение Богу заместительной жертвы и принятие Им ее. В Новом Завете Бог Сам совершает замену: вместо животных, в совершенную жертву был принесен Им Его единственный Сын. Несомненно, Иоанн имел в виду именно это, когда представил Иисуса как «Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29).

И все же не учение о заместительной жертве является главным в Быт 22:9−14. На первом плане здесь патриарх, явивший себя послушным слугою, который поклоняется Господу потому, что верит Ему в любой ситуации. Авраам не стал «удерживать» своего сына. В этом видится параллель с тем, что было сделано Богом Отцом, Который, по словам апостола Павла, «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32).

Величие веры, которое продемонстрировал Авраам, было явлено и Исааком: он имел все, ради чего стоило жить, но подчинился слову своего отца и пошел за ним, уповая на то, что «Бог усмотрит» для Себя жертву.

Быт 22:15−19. Господь снова подтвердил свой завет с Авраамом (сравните с 15:5; 18−21; 17:3−8). Его потомки будут многочисленны, как звезды небесные (сравните с 15:5; 26:4), как песок на берегу моря (сравните с 32:12). И, добавил Бог, они овладеют городами врагов своих хананеев. Это осуществилось под военным руководством Иисуса Навина.

3. ПО ВЕРНОСТИ АВРААМА НАСЛЕДНИКОМ ОБЕТОВАНИИ СТАНОВИТСЯ ИСААК (22:20 — 25:11)

С этого момента задача Авраама — готовиться к получению благословений в Исааке.

а. Сообщение о семье Нахора (22:20−24)

Быт 22:20−24. Известие о том, как выросла семья его брата Нахора (11:27−29), пришла к Аврааму с востока. Среди родившихся в этой семье была и Ревекка, будущая жена Исаака (24:15, 67). Она была дочерью Вафуила, младшего из восьми сыновей Нахора, родившихся от Милки (жены и племянницы Нахора). (таблицу «Семья Фарры» в толковании на 11:27−32.)

Казалось бы, эту информацию следовало поместить ближе к главе 24, но она «привязана» к главе 23, где повествуется о смерти и погребении Сарры.

В землю своих предков Авраам, чтобы похоронить Сарру, не вернулся.

б. Авраам покупает пещеру Махпела в земле Ханаанской (глава 23)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Бытие, 22 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.