Евр 4:1. Из трагедии, пережитой Израилем в прошлом, следует, что и христианам надо было внять предупреждению. Потому что обетование войти в покой Его все еще остается в силе.

Авторскую концепцию «покоя» нельзя отрывать от ее ветхозаветных корней. В Септуагинте имеются примечательные места, где «покой» (греческое слово «катапаусис») в контексте владения Израиля землей явно параллелен по смыслу понятию «наследия» (греческое слово «клерономиа»). Моисей ясно показал (Втор 3:18−20; 12:9−11), что для Израиля его покой и был его наследием. Естественно отсюда предположить, что для автора Послания к Евреям термин «покой» был практически эквивалентен понятию христианского наследия.

О том, что христиане — «наследники», он уже заявил (Евр 1:14) и вскоре повторит это опять (6:12, 17; сравните 9:15). О христианах в свете обещанного им наследия он будет говорить по ходу послания подробно. Это «наследие» едва ли может быть отторгнуто в его представлении от царства Мессии и Его «соучастников» в нем.

И если это так, если он был озабочен тем, чтобы кто из его читателей не счел себя опоздавшим «ко вступлению в права наследия» (именно так можно понять стих 1), тогда совершенно ясно, что он столкнулся в среде своих читателей с проблемой Второго пришествия и возможной «отсрочки» его, как столкнулся с ней Павел в Фессалонике.

За призывом автора послания к терпению, с которым он обратится к читателям позднее, дабы им «получить обещанное», следует его заверение, что «еще немного, очень немного, и Грядущий прийдет и не умедлит» (10:36−37). Поскольку речь шла о Боге, надо было незамедлительно показать, что обещание Им «покоя» все еще остается в силе.

Евр 4:2. В отношении израильтян уже было сказано прежде, что, хотя «обетование войти в покой Его» было возвещено им, то, что они услышали, не принесло им пользы по недостатку их веры (3:19). Отсюда следует, что и читатели послания, дабы обетование Божие, «остающееся» для них, не оказалось в их случае не исполнившимся — надо было не ослабевать, а укрепляться в вере.

Евр 4:3. При более точном переводе с греческого начало этого стиха звучит как «А входим в покой мы верующие». Автора не столько занимал факт уверования его читателей в прошлом, сколько их твердость в вере (сравните 3:6, 14). Вхождение «в покой» по-прежнему обусловливается верой, так как именно в отношении тех, кто утратили ее, поклялся Господь в гневе что они не войдут в покой Его.

Хотя покой Божий был «учрежден» Им в начале творения, об исключении из него несостоятельных в вере было сказано как об акции в будущем.

Евр 4:4−5. Автор увязывает субботний покой Бога по сотворении Им мира с тем «покоем», которого израильтяне лишились в пустыне. Бог почил, когда закончил дело творения, и с тех пор это стало прообразом того, что ожидает людей в их деятельности, по завершении ими их дел (стих 10). О тех же, кто, как народ в пустыне, оставляет свое дело незавершенным, говорится и повторяется: они «не войдут в покой Мой».

Евр 4:6−7. Однако несостоятельность израильтян не аннулировала той истины, что некоторым остается войти в него, и потому Бог еще во времена царя Давида повторил Свое приглашение (Пс 94). Бог тогда вновь определил некоторый день, назвав его ныне, или сегодня (Пс 94:7), и предоставив таким образом благую возможность всем, кто прочел бы упомянутый Псалом; Его «ныне» каждому читающему следует понимать как «ныне», «сегодня» для себя лично. Автор послания не преминул об этом напомнить своим читателям, применив это «ныне» к ним (Евр 3:14−15).

Евр 4:8−10. Тем, к кому он обращался, не следовало думать, будто обещание покоя исполнилось в дни Иисуса Навина. Автор, однако, прекрасно сознавал, что его оппоненты могли бы возразить ему ссылками на Ветхий Завет (Нав 22:4; Нав 23:1), где говорится, что народ уже вошел в покой, овладев в те дни обетованной землей. Возможно, кто-то и обращал уже внимание его читателей на эти места. Опровержение автора звучит, однако, просто и убедительно: если бы это действительно было так, то (Богом) не было бы сказано после того о другом дне.

Псалом 94, на основании которого строится тут текст послания, опровергает представление, будто «покой» уже достигнут и доступ в него прекращен. Это подтверждается и тем очевидным фактом, что победа, одержанная евреями в дни Навина, не привела к овладению обетованной землей навечно. Оно, это вечное владение, стало для иудаизма предметом ожидания, осуществиться которому предстоит лишь в царстве Мессии. На этом, по крайней мере, стоял ортодоксальный иудаизм, хотя в тех или иных сектантских группировках могли на этот счет думать иначе.

Можно предположить, что автор послания возражал на какую-то форму «осуществившейся эсхатологии» (т. е. веры в то, что «конец» уже состоялся), отрицавшей возможность осуществления упомянутой надежды в будущем. (сравните со схожей точкой зрения на воскресение верующих, на, якобы, уже состоявшееся восхищение Церкви, которую опровергал апостол Павел в 2Тим 2:17−18.) Если это так, то в Пс 94 автор Послания к Евреям видел опровержение столь искаженной перспективы.

Покой — как сотрудничество верующих с Мессией — был для него делом будущего: Посему для народа Божия еще остается субботство, пишет он; субботство как прообраз грядущего покоя. Ибо войти в покой Его значит успокоиться от дел своих, как и Бог от своих, ясно говорит автор. Слова эти содержат в себе заверение и призыв одновременно. С одной стороны, они подразумевают, что доступ в покой еще существует.

Но с другой — напоминают читателям, что открыт он лишь для тех, кто завершили дела свои, как Бог Свою работу по созданию вселенной. Ведь «успокоился от дел своих» означает «прекратил дела свои» (подразумевается: по успешном их завершении). Именно этот «аргумент» имел автор в виду с самого начала данного раздела.

Его читателям следовало строить свою жизнь по примеру Иисуса Христа, «Который (был) верен Поставившему Его» (3:2); им надо было твердо держаться начатой ими жизни до конца (3:14; сравните 3:6). Лишь исполнив это условие, в состоянии они будут «успокоиться» от дел своих в радостном владении обещанного им наследия в царстве Мессии.

Евр 4:11. Итак постараемся, пишет автор, включая и себя самого в число тех, кому адресован его призыв, — войти в покой оный. В отличие от заверения, что все христиане обретут вечную жизнь и будут наслаждаться ею в присутствии Бога (сравните Ин 6:39−40), из сказанного выше и в этих стихах следует, что «соучастие» с Мессией в управлении творением достигается исполнением воли Его до конца (Откр 2:26−27). В связи с этим читатели предостерегаются, чтобы кто из них по примеру Израиля не впал в непокорность.

3. СЛОВО БОЖИЕ И ПРЕСТОЛ БЛАГОДАТИ (4:12−16)

Раздел, построенный на разборе Пс 94 и неспособности Израиля в прошлом «войти в покой», завершается на ноте отрезвляющей и одновременно утешительной. Слово Божие есть суровое орудие Его суда, но престол Его есть престол благодати и милости.

Евр 4:12. Урок, только что преподанный автором его читателям, не был простым экскурсом в историю. Он имел к ним самое непосредственное отношение. Ибо слово Божие живо «зон» и действенно «енергес». Более того: его всепроникающая сила превышает силу меча обоюдоострого; ибо достигает таких внутренних глубин человека, что судит (его) помышления и намерения сердечные.

И в состоянии различить между тем, что есть в нем духовное, и тем, что всего лишь душевное, плотское (оно проницает до разделения души и духа); причем слово Божие «различает» между духовным и душевным даже тогда, когда эти зачастую противоречивые внутренние «элементы» так тесно связаны между собой, как связаны в теле человека суставы (кости) и костный мозг (составы и мозги).

Внутренняя жизнь христианина нередко определяется странной смесью побуждений как истинно духовных, так и откровенно плотских. Лишь действием «сверхъестественного фактора», каким является слово Божие, можно «отделить» их друг от друга. Вот и читатели послания могли думать, что намереваются предпринять те или иные шаги из чисто духовных побуждений. И только слово Божие могло показать им, что на деле их действия диктовались им недостаточностью веры — так же, как древним израильтянам.

Евр 4:13. Пусть же не думают они, что их побуждения не будут выявлены Богом, ибо нет в творении ничего, что было бы сокрыто от Него (и нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его). В последней фразе стиха читателям напоминается, что, как и все христиане, они однажды предстанут «пред судилище Христово», чтобы дать Ему отчет в своих жизнях (Рим 14:10−12; 2Кор 5:10).

И если в тот день обнаружится, что жизнь кого-либо из них запятнана духовной несостоятельностью в том или ином ее проявлении (в отношении чего они и предупреждаются), то, подразумевает автор, таковой христианин будет лишен награды («потерпит урон»; 1Кор 3:11−15). В данном контексте «урон» следует понимать как лишение «соучастия» в наследии «покоя».

Евр 4:14. Да не будет этого с ними. Ведь у них есть все основания твердо держаться веры, которую они исповедуют — в свете того, что христиане имеют Первосвященника великого, прошедшего небеса. До этого лишь однажды (2:1 — 3:6) автор недвусмысленно говорил о священстве Иисуса, хотя косвенно говорит о нем и в 1:3. Теперь же он готовится к подробному рассмотрению этой истины.

Евр 4:15. Первосвященник христиан побывал там, где живут они, и, подобно им, был искушен во всем, т. е. подвергся всем тем испытаниям, которым повседневно подвергаются люди, но в отличие от них, Он не имел в Себе греха (сравните 7:26; 2Кор 5:21; 1Ин 3:5). Не будучи «искушаем грехом», Он никогда, следовательно, не реагировал неверно на испытания, через которые проходил (да и не мог, будучи Богом).

Однако как человек Он в состоянии был ощутить при этом всю тяжесть земной реальности и потому теперь мог сострадать верующим в их человеческих слабостях (немощах). В самом деле, лишь Тот, Кто полностью преодолел силу искушений, может судить о том, как эта сила велика, потому и обладает Безгрешный большей способностью сострадать человеку, чем сам он — такому же грешнику, как он.

Евр 4:16. И потому же — да приступаем с дерзновением (в значении «доверия» и «смелости») к престолу благодати, — пишет автор. В Послании к Евреям, с его особым красноречием, немного, однако, найдется фраз более выразительных, чем этот «Престол благодати». В двух словах выражена автором вся его концепция присутствия Бога в мире — как Верховного Правителя (христиане «приступают» к Его престолу) и Личности милостивой, доброжелательной. От общения с таким Богом у христиан есть все основания ожидать получения милости и обретения благодати в минуту их нужды (по-русски выражено как для благовременной помощи).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Евреям, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Евреям 4 глава в переводах:
Евреям 4 глава, комментарии:
  1. Комментарии Баркли
  2. Новой Женевской Библии
  3. Толкование Иоанна Златоуста
  4. Учебной Библии МакАртура
  5. Комментарии Жана Кальвина
  6. Комментарии МакДональда
  7. Толкование Мэтью Генри
  8. Толковая Библия Лопухина
  9. Толкование Далласской семинарии
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Толкования Августина
  16. Комментарии Скоуфилда


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.