III. Часть II: Сын Божий как Первосвященник (главы 5−10)

В первой части послания (1:5 — 4:16) автор изложил две важные истины: 1) относительно высокого положения и назначения Того, Кто является Царственным Божиим Сыном, и 2) относительно спасения (в значении наследования «покоя») тех, кто верою «прилепились» к Нему. По ходу изложения этих истин автор со всей серьезностью предупреждал читателей, чтоб не утратили по нерадивости этого чудного и доступного им наследия.

Итак, в центре первого раздела — будущее Царство Сына. В то же время автор ясно дал понять, что Царь-Сын является и Первосвященником. Он вкратце указал на важность этого обстоятельства. Далее, однако, священническая роль Сына будет им подвергнута детальному разбору. Как обычно, стихи, в которых он излагает и толкует материал, автор перемежает с теми, в которых содержатся призывы и предостережения.

А. Введение: характеристика Первосвященника (5:1−10)

Прежде чем приступить к рассмотрению всех результатов священства Христа автор говорит о тех Его свойствах, которые делают Его идеальным исполнителем этой роли. Именно исходя из них, призывает и увещает автор; именно они придают его увещаниям должный вес.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПЕРВОСВЯЩЕННИКУ (5:1−4)

Евр 5:1. На вопрос о том, что такое первосвященник, легко найти ответ в Ветхом Завете, который хорошо был знаком читателям послания. Из человеков избираемый, первосвященник назначался как их представитель для служения Богу, включавшего принесение даров и жертвы за грехи (сравните 8:3; 9:9).

Евр 5:2−3. Такой первосвященник должен был уметь снисходить (т. е. иметь сочувствие, сострадание к другим, и средствами греческого языка это подчеркнуто особо). Тут подразумевалась и его способность контролировать свои чувства, чтобы избегать крайностей в проявлении их — будь то холодное равнодушие или безудержная печаль. В обычном ветхозаветном священнике упомянутая способность питалась сознанием собственных слабостей (потому что и сам обложен немощами), своей «негарантированностью» от падений и поражений.

Потому-то он и должен был как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И только в этом последнем, как скажет автор позднее (7:27), «не соответствовал» Христос описанным тут свойствам первосвященника, так как был без греха (4:15). Думается, и самая способность к состраданию Сына-Священника представлялась автору куда большей, чем у обычных первосвященников.

Евр 5:4. В любом, однако, случае исполнявший первосвященническое служение назначался Богом. Никто не мог занять это положение лишь по своему стремлению к этой чести, но будучи призван Богом, как и Аарон.

2. ПРИЗВАНИЕ СЫНА НА СВЯЩЕННИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ (5:5−10)

Евр 5:5−6. Никто, включая Христа, и автор подчеркивает это. Но Тот, Кто провозгласил Его Царем-Сыном, поставил Его и священником вовек по чину Мелхиседека. Сознательно соединяя тут тексты двух псалмов — Пс 2:7 (уже цитированного им прежде — в Евр 1:5) и Пс 109:4, автор искусно преподносит две истины о Мессии, составляющие сердцевину его послания, как некую единую истину, каковой они и являются.

В Пс 2 Сын провозглашается Наследником по линии Давида, назначение Которого — править народами (Пс 2:8). На Пс 109 (тоже цитированный прежде — в Евр 1:13) тут автор ссылается снова, чтобы показать: будущий Победитель является в то же время и Священником «по особому чину». Таким образом две эти функции, два этих звания — Священника и Царя — автор слил — в Личности Иисуса Христа — в одно.

Поступая так, он, видимо, сознавал, что тем опровергает сектантское представление, очевидно бытовавшее в Кумране, где ожидали прихода двух «Мессий» — Царя и Священника. В любом случае обе приводимые автором цитаты — из Пс 2:7 и Пс 109:4 — «работают» на его основную мысль о Господе Иисусе Христе. Ибо осуществление провозглашенных в них пророчеств автор, по всей видимости, относит к тому моменту, когда Сын «воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр 1:3).

Евр 5:7. И в других отношениях Иисус соответствовал Своему священству. Взять вопрос принесения жертв (сравните стих 1). Будучи на земле, Он… принес молитвы и моления (русскому «принес» как здесь и в стихе 1, соответствует греческое слово «просферо»). Он «принес» их с сильным воплем и со слезами… могущему спасти Его от смерти; часто эту фразу понимают как ссылку на пережитое Иисусом в Гефсиманском саду.

Однако построение здесь греческой фразы скорее свидетельствует о цитировании автором Пс 21:25. Но поскольку для автора этот Псалом был мессианским (Евр 2:12), то он, конечно, имел в виду крестные страдания Христа, которые и в нем подразумевались. Тем более что «вопль и слезы» Спасителя автор непосредственно связывает далее с Его жертвенным подвигом.

О том, что «вопль и слезы» Его были приняты Богом, свидетельствуют слова: и услышан был за Свое благоговение. Эта мысль подтверждается Псалмом 21, во второй половине которого приведены слова Того, Кто, выйдя из страданий с победой, возносит за это хвалу Богу (Пс 21:23−32). Победная нота, первой звучащая в этом Псалме (21:23), прозвучала и у автора послания еще во 2 главе (стих 12). «Благоговейный» Страдалец действительно спасен был от смерти — в том смысле, что был воскрешен из мертвых. И этот факт — воскрешения Его — является решающим Доказательством в пользу принятия Богом жертвоприношения Иисуса Христа.

Евр 5:8−10. Все, что пережил Иисус на земле, необходимо было пережить Ему для того, чтобы Он мог послужить Своему страдающему народу. Несмотря на Его уникальные взаимоотношения с Богом (хотя Он и Сын), Ему надо было познать истинный смысл послушания через страдание, которое послушание влекло за собой. И лишь тогда Он сделался совершенным (И совершившись) исполнителем Своей роли — Вождя и Первосвященника народа.

Нельзя отрицать, что во всем этом есть элемент тайны, но не меньше ее и в словах евангелиста Луки: «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк 2:52). Для нас это не вполне постижимо, но познание условий человеческого существования на опыте было необходимо и без того, казалось бы, безгранично мудрому и совершенному Сыну Божиему, и Он обрел это познание благодаря Своему воплощению.

Вкусив реальность страданий, Он обрел этой ценой способность к глубокому сочувствию людям. По-гречески окончание стих 8 звучит примерно как «Он страдал и через это научился послушанию»; при этом в подлиннике явная игра слов: «Он страдал» (епатен) и «Он научился» (ематен). Вследствие этого Он и стал источником (по-русски «виновником») спасения вечного для всех послушных Ему.

Спасение, о котором тут идет речь, неотделимо от «спасения-наследия» (Евр 1:14) и от того, что именуется «вечным наследием» в 9:15. Это, однако, не следует путать с обретением вечной жизни, обусловливаемым не послушанием, а верой (Ин 3:16). Повторим снова: автор имел тут в виду окончательное освобождение и последнюю победу над врагами и последующее наслаждение «славой» многих сынов и дочерей.

Этот род «спасения» прямо зависит от послушания, причем от послушания по примеру Иисуса, Который тоже принял страдание. Такое понимание очень созвучно словам Самого Господа, сказавшего: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:34−35).

Первосвященник сделался источником именно такого спасения для тех, кто готов жить в послушании. Говоря о Нем в этом контексте, автор послания не мог не думать обо всем том, что благоприятствует послушанию христианина благодаря первосвященнической деятельности Христа. Сколь сильно ни страдал бы верующий, Первосвященник понимает его, сочувствует ему; милосердие и благодать, исходящие от Него, помогают верующему успешно пройти через горький его опыт. Как скажет автор позднее: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр 7:25). С этой-то именно целью и был Христос наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

Б. Третье предупреждение (5:11 — 6:20)

Едва лишь приступив к рассмотрению священства Христа по чину Мелхиседека, автор почувствовал необходимость прервать ход своих рассуждений, чтобы обратиться к читателям с новым предупреждением. Его, по-видимому, весьма тревожили их незрелость и инертность, и он задавался вопросом: а многое ли в состоянии они «переварить» из того, что он излагает им? Конечно, он надеялся пробудить в них более внимательное отношение к истинам, которые объяснял им. Но в то же время он считал необходимым без обиняков заявить им об опасности оставаться на занятых ими позициях, ибо это грозило трагическим отступлением от Христа.

1. ПРЕПЯТСТВИЕ — В НЕЗРЕЛОСТИ (5:11−14)

Евр 5:11−12. О сем надлежало бы нам говорить много, начинает автор, подразумевая священство Иисуса по чину Мелхиседека. И судя по дальнейшему развитию им этой темы, он действительно отведет ей много места (7:1 — 10:18) и уделит самое пристальное внимание. Автор, однако, предвидел, что его читателям трудно будет истолковать ее, потому что они сделались неспособны слушать.

Долгое уже время являются они христианами, напоминает он им, и, казалось бы, сами должны были быть учителями, т. е. наставлять менее опытных в христианских доктринах. Между тем, их снова приходилось учить началам слова Божия. По всей видимости, автор имел в виду их «шатание», т. е. тенденцию к «благосклонному» восприятию тех ошибочных взглядов, которые грозили увести их от веры.

Если под воздействием сектантов или кого другого они склонны были усомниться в истинности своего христианского исповедания веры, то, значит, нетверды были в основных ее истинах. И, следовательно, для них нужно было молоко, а не твердая пища. Однако вскоре он предложит им поистине твердую пищу, посредством которой, очевидно, надеялся вновь решительно повернуть их в русло христианского опыта.

Евр 5:13−14. Скверно это — оставаться младенцем в духовных вопросах, ибо духовный младенец несведущ в слове правды (по-англ.: «в учении о праведности»). Словом «несведущ» передано греческое слово «апейрос», которое скорее означает «неопытен». То есть автор хотел сказать, что «духовный младенец» не столько не имеет достаточно сведений (хотя поначалу это именно так), сколько «не приучен» плодотворно пользоваться «словом правды» или учением о праведности. Ему недостает того, что приходит со зрелостью и проявляет себя в способности «совершать верный выбор». Означенная способность присуща совершенным, которые питаются твердой пищей, ибо благодаря Постоянному употреблению ее они приучаются различать между добром и злом.

Тут автор выдает свою тревогу относительно способности читателей отвергать лжеидеи, с которыми они сталкиваются. Будь они достаточно зрелы, они сумели бы понять, что в сопоставлении с теми истинами, которые они познали как «добро», эти идеи таят в себе «зло». Все его усилия направлены с этого момента на то, чтобы привить им эту способность.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на послание к Евреям, 5 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Евреям 5 глава в переводах:
Евреям 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.