2 Царств 24 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вновь разгневался ГОСПОДЬ на израильтян и поднял на них Давида, сказав: «Иди пересчитай израильтян и иудеев!»1
2 Тогда царь сказал Йоаву, военачальнику при нем и его войске: «Обойди все племена Израилевы от Дана до Беэр-Шевы и проведи перепись, чтобы мне знать точное число народа».
3 Йоав ответил царю: «Да умножит ГОСПОДЬ, Бог твой, твой народ и станет его больше, чем нынче, и пусть еще во сто крат умножит его на глазах у владыки моего царя — но зачем это владыке моему царю?»
4 Но слово царя перевесило слова Йоава и других военачальников, так что Йоав с военачальниками отправился по приказу царя проводить перепись народа Израилева.
5 Они перешли Иордан и расположились станом у Ароэра, к югу от города, в долине Гад, по пути к Язеру.
6 Затем пришли они в Гилад, вошли в землю Тахтим-Ходши, двинулись дальше в Дан-Яан и в окрестности Сидона.
7 Достигнув укреплений Тира, вошли они во все города хивитов и ханаанеев и дошли даже до южной пустыни иудейской, до Беэр-Шевы.
8 Так обошли они всю страну и по прошествии девяти месяцев и двадцати дней вернулись в Иерусалим.
9 Йоав представил царю перепись народа, и оказалось, что в Израиле восемьсот тысяч воинов, способных носить меч, а в Иудее — пятьсот тысяч.
10 После этого нехорошо стало на сердце у Давида, что пересчитал он народ. И сказал Давид ГОСПОДУ: «Согрешил я тяжко тем, что сделал это! Но теперь, ГОСПОДИ, прости вину слуге Твоему. Я поступил весьма безрассудно!»
11 Когда Давид встал поутру, было слово ГОСПОДА к пророку Гаду, провидцу Давидову:
12 «Ступай, возвести Давиду, что так говорит ГОСПОДЬ: „Я позволю тебе избрать2 одну из трех бед, выбери, что сделать с тобой“».
13 Гад пришел к Давиду и сказал ему: «Выбирай, быть ли голоду семь лет3 в твоей стране, или три месяца скрываться тебе от врагов, что будут гнаться за тобой, или три дня быть поветрию моровому в стране твоей. Рассуди и реши, что мне передать Пославшему меня».
14 Давид ответил Гаду: «Велико горе мое, но лучше попасть мне в руки ГОСПОДА, ведь милосердие его безмерно, только бы не попасть в руки людей».
15 ГОСПОДЬ обрушил моровое поветрие на Израиль с утра и до назначенного времени, и погибло из народа от Дана до Беэр-Шевы семьдесят тысяч человек.
16 Ангел смерти простер руку и над Иерусалимом, чтобы опустошить его, но ГОСПОДЬ пожалел об этом бедствии и повелел ангелу, губившему народ: «Довольно, опусти руку». Ангел был тогда над самим гумном Аравны-евусея.
17 Давид, увидев ангела, поражавшего народ, сказал ГОСПОДУ: «Это я согрешил, моя вина, а эти люди — овцы, что сделали они? Против меня подними Свою руку и против рода отца моего!»
18 В тот день пришел Гад к Давиду и сказал ему: «Иди и воздвигни ГОСПОДУ жертвенник на гумне Аравны-евусея».
19 Давид отправился туда по слову Гада, как и велел ГОСПОДЬ.
20 Когда Аравна увидел, что к нему приближается царь со своими слугами, он вышел навстречу царю и поклонился до земли.
21 «Зачем пришел владыка мой царь к своему слуге?» — спросил Аравна. «Хочу купить у тебя гумно, — ответил Давид, — чтобы воздвигнуть там жертвенник ГОСПОДУ и отвести моровое поветрие от народа».
22 Аравна сказал Давиду: «Пусть возьмет владыка мой, царь, для жертвы всё, что ему приглянется: смотри, вот скот, чтобы принести жертву, вот молотильные салазки с упряжью — на дрова».
23 Всё это Аравна отдавал царю даром, и еще сказал Аравна царю: «Да будет ГОСПОДЬ, Бог твой, милостив к тебе».
24 Но царь ответил Аравне: «Нет, я заплачу тебе за всё. Не стану приносить ГОСПОДУ, Богу моему, то всесожжение, которое ничего мне не стоило». И Давид купил гумно вместе со скотом за пятьдесят шекелей серебра.
25 Давид воздвиг там жертвенник ГОСПОДУ, принес всесожжения и благодарственные жертвы — ГОСПОДЬ внял мольбе о стране, и моровое поветрие не губило более народ израильский.

Толкование Далласской семинарии

В. Согрешение Давида: самовольное «исчисление» им Иуды и Израиля (глава 24)

2Цар 24:1−3. Только на основании Второй книги Царств невозможно определить, к какому времени относится этот эпизод, но при сопоставлении этих стихов с параллельным текстом в 1Пар 21 напрашивается вывод, что он имел место непосредственно перед наставлениями Давида Соломону относительно возведения храма (1Пар 21:28 — 22:19). Перепись населения, очевидно, была произведена в конце царствования Давида и, возможно, имела отношение к осуществлению династических планов его, в преддверии вступления на царство Соломона.

Не объясняется, по каким причинам Гнев Господень возгорелся на Израильтян; слово опять в первой фразе стих 1, может быть, подразумевает тот Его «гнев», о последствиях которого читаем в 21:1. Так или иначе, в гневе Господь возбудил Давида приказать произвести перепись. В 1Пар 21:1 об этом говорится так: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».

Не следует, однако, искать противоречия между 2Цар 24:1 и 1Пар 21:1. Мысль и там и здесь одна и та же: Господь попустил сатане подтолкнуть царя на поступок Богу неугодный — с тем, чтобы наказать Израиля и преподать урок Давиду. Это сходно с тем, как действовал Господь в отношении Иова, испытать которого позволил сатане (Иов 1:12; 2:6); известную параллель находим и в 1Цар 16:14, где злому духу попущено было воздействовать на Саула (толкование на это место). В любом случае не Сам Господь «искушал» Давида сделать неверный шаг, «потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого» (Иак 1:13).

Не вполне ясно, какими соображениями руководствовался Давид, отдавая распоряжение о переписи, но, судя по тому, что произвести ее поручено было военачальнику (24:2, 9), царь, вероятно, хотел определить размеры своей армии. В этом, в свою очередь, и могло таиться греховное начало, а именно честолюбивое желание Давида лишний раз порадоваться своему могуществу. В пользу такого понимания говорит и вопрос, заданный Давиду Иоавом: для чего царь желает этого дела? Иоав напоминает царю, что Бог в состоянии умножить и во сто раз воинство Давида; какая же нужда исчислять его теперь?

2Цар 24:4−9. Повеление царя было, однако, исполнено, и перепись произвели по всей стране. Начиная с восточного Заиорданья, счетчики, идя против часовой стрелки, на север, дошли до Дан-Яана (одно из названий главного города данитян), затем они свернули на запад и юго-запад; обошли город Силой и пришли к Тиру (приморские города финикийцев), т. е. они проследовали по самой границе Финикии. Они шли через равнины и речные долины, населенные хананеями и хивеями (то же, что евеи; потомки Хама по линии Ханаана). Наконец они спустились к югу; последним их пунктом была Вирсавия.

Свой отчет царю Иоав и его счетчики представили по возвращении в Иерусалим спустя девять месяцев и двадцать дней после того, как вышли для выполнения его задания. Согласно «списку» Израильтян, способных к войне оказалось восемьсот тысяч мужей, а Иудеян пятьсот тысяч (стих 9). В параллельном тексте в 1-й Паралипоменон соответствующие цифры равны одному миллиону ста тысячам (израильтян) и 470 тысячам (иудеев); при этом автор 1Пар замечает, что левиты и вениамитяне не были включены в это число (1Пар 21:5−6).

Предполагаемое объяснение может быть в том, что 100 тысяч включали в себя и постоянную армию Давида, состоявшую из 12 «отделений» по 24 тысячи человек в каждом (итого: 288 тысяч; 1Пар 27:1−15), плюс 12 тысяч воинов, приписанных к Иерусалиму и другим «колесничным городам» (2Пар 1:14). Если полученные 300 тысяч вычтем из 1. 100 тысяч, то останется как раз 800 тысяч, т. е. цифра, приведенная в 2Цар 24:9. Кроме того, автор 1Пар мог не включить в число иудеев тех отборных воинов числом 30 тысяч, которые, очевидно, составляли постоянную армию Иудеи (2Цар 6:1), тогда как в цифре, приведенной в 2Цар 24:9, они учтены. Отсюда 500 тысяч здесь к 470 тысяч там. Но все это только предположение, так как достаточно данных, чтобы судить о причине расхождения в цифрах переписи, не имеется.

2Цар 24:10−25. Когда Давиду был вручен «список», то вздрогнуло сердце его: царь внутренне содрогнулся при мысли, над каким множеством народа поставил его Бог, а он, облеченный Его высочайшим доверием, поддался искусу честолюбия и властолюбия. И покаялся Давид перед Господом в тяжком согрешении, в неразумном своем поступке (сравните 1Пар 21:7, где прямо сказано, что Бог наказал Израиля за неугодное в Его очах деяние Давида).

Выбор наказания был предложен самому Давиду через посланного к нему пророка по имени Гад. Быть ли голоду в стране семь лет (в 1Пар 21:12 (возможно, в тексте лучше сохранившемся) не 7 лет, а 3 года)? Бегать ли царю три месяца от врагов его? Свирепствовать ли моровой язве в стране на протяжении трех дней? Вторая казнь означала бы для Давида впасть в руки человеческие. И царь предпочел предаться воле Господа, уповая на милосердие Его (24:14). Результатом явилось трехдневное поражение народа массовым заболеванием (моровой язвой), которая унесла семьдесят тысяч жизней.

В начале этой главы сказано, что греховное побуждение произвести перепись было внушено Давиду ради того, в первую очередь, чтобы наказать израильтян, на которых опять возгорелся гнев Господень. По мнению многих толкователей Священного Писания, начиная с древних времен, более всего раздражали израильтяне Бога своими неоднократными мятежными выступлениями против Давида, Его помазанника, царя, наиболее угодного Ему.

Ангел, посланный Господом покарать народ упомянутой эпидемией, уже простер руку свою на Иерусалим, и тогда Господь остановил его. Ангел находился в тот момент у гумна иевусея Орны. И предстал он взору Давида, и тогда царь взмолился Господу, чтобы поразил его за его беззаконие, а не этих несчастных «овец». Что сделали они? — горестно восклицает Давид, не помня в эту минуту об изменах своих сограждан и глубоко сострадая им.

И был царю дан ответ (через вновь посланного к нему Гада): поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина. Ибо именно на том месте приказано было Ангелу прекратить поражение народа; стих 16.) Согласно преданию, это гумно — обшитое гладкое пространство — находилось на горе Мориа, сразу за северной стеной Иерусалима: каким он был в дни Давида. Однако строить жертвенник на земле, ему не принадлежавшей, царь не имел права, и потому он отправился к Орне, чтобы купить у него гумно.

Узнав о желании Давида, Орна хотел безвозмездно предоставить царю все необходимое для жертвоприношения, заодно с разрешением воспользоваться его гумном для возведения жертвенника. Но Давид не пожелал приносить Богу жертву, которая ничего не стоила бы ему самому (24:24). И купил Давид гумно волов за пятьдесят сиклей серебра. В 1Пар 21:25 говорится о 600 сиклях золота, уплаченных царем Орне за все это место. Представляется, что пятьдесят сиклей серебра, т. е. около 600 грамм, Давид уплатил лишь за волов и непосредственно за гумно, а 600 сиклей золота (примерно 7 кг) он дал Орне за окружавшие гумно земли.

Только став хозяином всего этого «места», соорудил Давид жертвенник Господу и принес всесожжение и мирные жертвы, выступив посредником между Богом и народом. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян.

Именно на горе Мориа готов был Авраам принести Богу сына своего Исаака (Быт 22:2). А тысячу лет спустя, там же, на месте гумна Орны, воздвиг Соломон великолепный храм Иегове (1Пар 22:1; 2Пар 3:1).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 1Пар 21:1.
12  [2] — Или: предлагаю.
13  [3] — В LXX: три года.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.