2 Царств 12 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ послал к Давиду пророка Натана, и тот, придя к нему, рассказал притчу: «Два человека жили в одном городе, один богач, а другой бедняк.
2 У богача было великое множество стад и отар,
3 а у бедняка — только одна маленькая овечка, которую он приобрел и выкормил. Она росла вместе с его детьми, ела с его руки, пила из его чаши, лежала у него на груди и была ему как дочь.
4 Пришел к богачу путник, и тот пожалел собственный скот на угощение гостю, а взял овечку бедняка и приготовил ее для гостя».
5 Давид сильно разгневался на того человека и сказал Натану: «Жив ГОСПОДЬ, смерти достоин тот, кто так поступил!
6 А за овечку должен заплатить вчетверо, раз он поступил так безжалостно!»
7 «Этот человек — ты сам! — отвечал Давиду Натан. — Вот что говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Я помазал тебя в цари над Израилем и спас тебя от рук Саула.
8 Я отдал тебе дом владыки твоего, и жен его отдал в твои объятия, и народ Израилев и Иудин отдал тебе. Если этого мало, то и больше Я дал бы тебе и еще прибавил!
9 Зачем пренебрег ты словом ГОСПОДНИМ и сотворил то, что было злом в Его глазах? Урию-хетта предал мечу, а жену его взял себе — ты же сам убил его руками аммонитян!
10 Теперь уже никогда не отступит меч от рода твоего за то, что ты пренебрег Мной и взял себе жену Урии-хетта, сделал ее своей женой“.
11 Так говорит ГОСПОДЬ: „ По воле Моей придет на тебя беда из твоего собственного дома. У тебя на глазах заберу жен твоих и отдам другому, и ляжет он с твоими женами среди бела дня.
12 Что ты сотворил втайне, то Я сделаю на виду у всего Израиля, среди бела дня“».
13 Давид сказал Натану: «Согрешил я пред ГОСПОДОМ!» «Да, но ГОСПОДЬ снял с тебя этот грех, ты не умрешь, — ответил ему пророк Натан. —
14 Но раз ты, так поступив, подал повод врагам ГОСПОДНИМ хулить Его, твоего новорожденного сына ждет смерть».
15 Натан отправился домой, и ГОСПОДЬ поразил ребенка, которого родила Давиду жена Урии, так что он заболел.
16 Давид обратился к Богу с мольбой о мальчике, строго постился и, когда вошел к себе, провел ночь лежа на земле.
17 К нему вошли старшие в роду, чтобы поднять его с земли, но он не захотел и не стал ничего есть.
18 На седьмой день дитя умерло, но слуги Давида боялись сообщить ему, что ребенок мертв. Они говорили: «Пока дитя было еще живо, мы говорили с ним, но он нас не слушал, а если скажем теперь, что ребенок умер, не миновать беды!»1
19 Увидел Давид, что слуги его перешептываются, и понял, что ребенок мертв. Он спросил у слуг: «Что, умер ребенок?» «Умер», — ответили они.
20 Тогда Давид поднялся с земли, омылся, умастился благовониями, переоделся и пошел в Святилище ГОСПОДНЕ, чтобы поклониться Ему. Вернувшись к себе, он потребовал пищи и, когда ему подали, поел.
21 Слуги спросили: «Что это значит, как понимать: пока жив был ребенок, ты постился и плакал, а когда ребенок умер, ты встал и принялся за еду?»
22 Он ответил: «Пока ребенок был жив, я постился и плакал, всё думал: может быть, помилует меня ГОСПОДЬ и дитя будет жить?
23 А теперь он мертв, зачем мне поститься? Разве можно его вернуть? Я когда-нибудь отправлюсь к нему, а он ко мне не вернется».
24 Давид утешил Вирсавию, свою жену, и был с ней и спал с ней. Она забеременела и родила сына; назвали его Соломоном, и был он угоден ГОСПОДУ,
25 Который побудил пророка Натана наречь младенца Едидья2 — так пожелал ГОСПОДЬ.
26 Тем временем Йоав решился на захват Раббы, столицы аммонитян, и уже подступил к царской твердыне.
27 И послал Йоав к Давиду гонцов с такими словами: «Я пошел приступом на Раббу и захватил запасы городской воды.
28 А ты собери остаток народа, осади город и захвати его, ведь если город захвачу я, то над ним будет наречено мое имя».
29 Давид собрал весь народ, пошел приступом на Раббу и захватил ее.
30 А золотая корона с головы их царя с драгоценными камнями, весом в талант,3 досталась Давиду, и он надел ее на свою голову, а потом вывез из города богатую добычу.
31 Жителей он тоже увел с собой и заставил работать: приставил их к пилам, железным молотилкам и топорам и заставил обжигать кирпичи.4 Так поступил он со всеми городами аммонитян. Затем Давид возвратился в Иерусалим со всем своим войском.

Толкование Далласской семинарии

Б. Нафан укоряет царя; наказание Давида (глава 12)

2Цар 12:1−6. Через какое-то время после того, как Вирсавия родила, послал Господь пророка Нафана к Давиду, и тот поведал ему о единственной овечке бедняка, украденной у него богатым человеком, иносказательно описав царю преступление, совершенное им самим. Достоин смерти человек, сделавший это, в гневе воскликнул царь, и вчетверо должен заплатить он за то, что не имел сострадания; отдать четыре овцы за одну украденную требовалось согласно закону (Исх 22:1).

2Цар 12:7−14. Реакция Давида на рассказ Нафана была искренней и непосредственней, потому что человеку свойственно, обличая в том или ином грехе других, в себе самом тот же грех не сознавать. И потому слова пророка: ты — тот человек! — потрясли Давида.

От имени Господа Нафан напомнил царю, что все, включая дом и жен предшественника своего Саула, получил он высшей милостью в свою полную власть. И больше дал бы ему Господь, но он, отняв Вирсавию у Урии и послав его самого на смерть, украл овечку бедняка (стих 9). И теперь ему предстоит так же страдать от меча, как пострадал от меча Аммонитян Урия. И жены Давида будут отняты от него, как отнял он Вирсавию у Хеттеянина. Последнее осуществилось, когда собственный сын Давида Авессалом «вошел к наложницам отца пред глазами всего Израиля» (16:22). Позор Давида будет тем горше, что зло, которое он сотворил тайно, Господь сделает по отношению к нему явно.

Позволительно спросить, почему же Бог не наказал Давида смертью — ведь двойной грех прелюбодеяния и убийства давал для этого все основания (Исх 21:12; Лев 20:10)! Ответ безусловно в искренности покаяния Давида (для сравнения заметим, что Саул, хоть и каялся, сознавая свой грех, сердцем не болел за содеянное; 1Цар 15:24−31); Давид же, осознав, сколь отвратительно было его согрешение, сокрушался всей душой, о чем проникновенно свидетельствует Псалом 50, и особенно трогательно — 12-ый и 13-ый стихи этого Псалма: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня».

Господь был достаточно милостив, чтобы снять с Давида грех его: ты не умрешь, свидетельствовал ему Нафан. И в общении с Ним впредь не отказал Господь помазанному Своему, но последствия злого дела, совершенного им, он должен был понести, и до конца дней предстояло Давиду пить горькую чашу, и не только ему, но и всему народу.

2Цар 12:15−23. Вскоре после встречи Давида с Нафаном тяжело заболел новорожденный сын царя, смерть которого предсказал пророк (стих 14). Через неделю дитя умерло, несмотря на то, что все это время Давид постился и горячо молился. И прекратил Давид излияние скорби своей, как только узнал об этом. Но привел себя в порядок (с ритуальной точки зрения; стих 20), принял пищу и поклонился Богу. Он вел себя вопреки обычаю, и это изумило приближенных его; замечателен ответ им Давида: доколе дитя было живо я постился и плакал. А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его?

2Цар 12:24−25. По прошествии времени Вирсавия родила Давиду другого сына, который получил двойное имя: родители назвали его Соломон, что значит «мир», а Господь, через Нафана нарек ему имя Иедидиа («возлюбленный Богом»).

2Цар 12:26−31. Тем временем Иоав успешно вел осаду Раввы Аммонитской. Почти (стих 26) он взял ее в том смысле, что лишил город воды (стих 27). Остальное он предложил довершить царю, чтобы честь взятия Раввы (теперь называется Амманом; столица современной Иордании) выпала Давиду, а не ему. И взял Давид Равву, и множество военной добычи досталось ему, включая венец царя (здесь евр. малкам; оно может означать и Молоха, главного аммонитского бога), в котором золота было талант, т. е. примерно 40 кг. (Аммонитяне, потомки Лота, были грубыми идолопоклонниками, ненавидевшими израильтян; пророки неоднократно грозили им за это наказаниями от Бога; Иер 49:1−6; Иез 25:2−10.) Глава завершается описанием казней, которым подверг Давид жителей Раввы и других городов аммонитских.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
18  [1] — Или: он может что-либо с собой сделать.
25  [2] — Букв.: возлюбленный Господом.
30  [3] — Ок. 34 кг.
31  [4] — Так по друг. чтению. Ср. 1Пар 20:3. Масоретский текст: народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.