2 Царств 16 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Давид начал спускаться с вершины горы, навстречу ему вышел Цива, слуга Мефивошета, с парой навьюченных ослов, а на них — две сотни хлебов, сотня лепешек изюма, сотня лепешек смокв и бурдюк с вином.
2 Царь спросил Циву: «Для чего всё это?» Цива ответил: «Ослы — для царского дома, чтобы ездить на них, хлеб и сушеные фрукты — в пищу слугам твоим, а вино — для питья тем, кто ослабеет в пустыне».
3 «А где сын твоего владыки?» — спросил его царь. «Остался в Иерусалиме, — ответил Цива, — ведь он рассуждает так: „Теперь Израиль1 возвратит мне царство отца моего“».
4 Царь сказал Циве: «Всё, что было у Мефивошета, теперь твое». «Низко кланяюсь тебе, да буду я тебе угоден, владыка мой царь!» — сказал в ответ ему Цива.
5 Когда царь Давид подошел к Бахуриму, навстречу ему вышел человек из рода Саула, по имени Шими, сын Геры; он шел, изрекая проклятия
6 и швыряя камнями в Давида, во всех его слуг и в народ, хотя справа и слева были могучие воины.
7 Говорил Шими, проклиная царя: «Прочь, прочь, кровопийца и негодяй!
8 Отплатил тебе ГОСПОДЬ за всю кровь рода Саулова, престол которого ты занял, и отдал ГОСПОДЬ твое царство Авессалому, сыну твоему. Вот и на тебя обрушилась беда, кровопийца!»
9 Авишай, сын Церуи, предложил царю: «Что этот дохлый пес проклинает владыку моего царя? Позволь, я пойду и снесу ему голову!»
10 Но царь ответил: «Что мне до этого,2 сыновья Церуи? Если он проклинает потому, что ГОСПОДЬ велел ему проклинать Давида, то кто может запретить ему делать это?»
11 И еще сказал Давид Авишаю и всем своим слугам: «Если мой собственный сын ищет моей смерти, то чего ждать от вениаминитянина! Оставьте его, пусть проклинает, верно, так велел ему ГОСПОДЬ.
12 Может быть, увидит ГОСПОДЬ унижение мое и воздаст мне за него благом».
13 Давид и его люди следовали своим путем, а Шими шел рядом по склону горы — шел, изрекая проклятия и швыряя в его сторону камни и горсти пыли.
14 Царь и все люди, что были с ним, устали и расположились на отдых.
15 Авессалом и его сторонники израильтяне вступили в Иерусалим. Был с ним и Ахитофел.
16 Когда Хушай-аркитянин, друг Давида, пришел к Авессалому, то воскликнул: «Да здравствует царь! Да здравствует царь!»
17 Авессалом ответил Хушаю: «Так вот какой ты верный друг! Что же ты не ушел вместе со своим другом Давидом? »
18 «Нет, — ответил он Авессалому, — кого избрал и ГОСПОДЬ, и этот народ — все израильтяне, за того буду и я, останусь с ним.
19 Да и кому мне служить, как не сыну царя? Как служил я твоему отцу, так и тебе буду».
20 Авессалом тогда попросил Ахитофела: «Дай нам совет, чтобы знали мы, как поступить!»
21 «Возьми наложниц своего отца, которых он оставил присматривать за дворцом, — посоветовал ему Ахитофел, — и так узнает весь Израиль, что ты стал ненавистен своему отцу, и все, кто за тебя, обретут силу!»
22 И вот на крыше дворца разбили шатер для Авессалома, и он на глазах у всего Израиля спал с наложницами своего отца.
23 В те дни совет Ахитофела был как если бы вопросили слово у Бога — так ценен был любой совет Ахитофела и для Давида, и для Авессалома.

Толкование Далласской семинарии

2. АВЕССАЛОМ УКРЕПЛЯЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ (Глава 16)

В результате вынужденного бегства Давида из Иерусалима не только его собственное правление оказалось в опасности: возникла угроза возобновления борьбы за власть между династиями Саула и Давида. Утвердившись у власти в Иерусалиме, Авессалом несомненно попытался бы взять под свой контроль все северные территории. Представляется, что, наблюдая растущие вражду и разделение в доме Давидовом, оставшиеся в живых родственники Саула могли бы предпринять попытку восстановить собственную власть.

2Цар 16:1−4. Возможное свидетельство этому находим в известии, которое принес Давиду Сива, слуга Мемфивосфея, внука Саулова. Давид встретил его в пустыне ведущим ослов навьюченных провиантом и вином. Все это предназначалось для царя-изгнанника и его спутников; Сива мог действовать и по собственному почину (а не по указу своего господина), из чувства благодарности Давиду (глава 9). Но когда царь спросил его о Мемфивосфее (стих 3), то услышал от него, будто тот лелеет надежду возвратить себе — в результате конфликта между Давидом и Авессаломом — царство отца своего (Ионафана, сына Саулова). Сказанное в 16:3 сравните, однако, с 19:24−30. Получив это известие, Давид все, чем облагодетельствовал некогда Мемфивосфея, передает Сиве (стих 4; сравните 9:7, 13).

2Цар 16:5−14. Следующим, кого встретил на своем пути Давид, был Семей, родственник Саула. Выйдя из Бахурима, который лежал восточнее Елеонской горы, тот долго шел по окраине горы, на некотором расстоянии от Давида и его воинов, и не переставал сыпать обвинениями и оскорблениями в адрес царя и кидать в сторону уходивших камнями и пылью. Семей зло укорял Давида в том, что он убийца и кровопийца, и что в отмщение за кровь дома Саулова Господь отнял у него царство и предал его в руки Авессалома.

Это было неправдой — ведь Давид, несмотря на не раз представлявшуюся ему возможность, не поднял руки на Саула, которого считал помазанником Господним, и, напротив, пользовался каждым случаем, чтобы оказать благодеяние родственникам Саула. Истинной причиной ненависти Семея к Давиду было то, что он воцарился вместо Саула (стих 8).

Авесса, один из телохранителей царя и его племянник, просил разрешения прикончить Семея, этого «мертвого пса» (выражение крайнего презрения, уничижения; сравните 9:8), но Давид не позволил ему этого. Господь повелел ему злословить Давида, рассудил царь; и если собственный сын его, Авессалом, ищет души его то стоит ли ему обращать внимание на злословие Семея (этого, как и Саул, Вениамитянина)! Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне благостию — выражает надежду царь.

2Цар 16:15−23. Тем временем Авессалом и все, кто приняли его сторону, пришли в Иерусалим, и вскоре к нему явился Хусий Архитянин, друг Давидов, чтобы заявить о своей «лояльности» новому царю. Свою миссию — давать советы, противоположные тем, что станет давать Ахитофел, главный советник царя, он исполнит позже. К Ахитофелу и обратился Авессалом прежде: скажи, что нам делать?

И тот посоветовал ему войти — пред глазами всего Израиля — к наложницам отца, в знак того, что царская власть переходит теперь к нему (сравните 3:6−7; толкование на эти стихи). Авессалом не замедлил последовать этому совету. В свете того, что советы Ахитофела приравнивались его соплеменниками Божьим наставлениям (столь мудрым человеком почитался он!), миссия Хусия становилась особенно трудной.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: дом Израилев.
10  [2] — Или (ближе к букв.): что между нами общего?..
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.