Исход 28 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Из всех израильтян ты особо приблизь к себе Аарона, брата своего, и сыновей его, чтобы и сам он служил Мне как священник, и вместе с ним — сыны его Надав и Авиуд, Элеазар и Итамар.
2 Для брата твоего Аарона приготовь священные1 одежды, кои придавали бы величие и благолепие служению его.
3 Распорядись, чтобы самые искусные мастера, которых уменьем Я наделил,2 создали облачения для посвящения Аарона, которому предстоит быть священником и служить Мне.
4 Вот какие облачения должны сделать умельцы: нагрудник, эфод, ризу, хитон узорчатый, тюрбан3 и пояс. Для Аарона, брата твоего, и его сыновей, которым предстоит служить у Меня священниками, должны они приготовить эти особые одеяния,
5 взяв для того золото, голубую, пурпурную и алую шерсть, а также тонкий лен.
6 Когда станут делать эфод, пусть используют золотую нить, голубую, пурпурную и алую пряжу и тонкий лен — искусной должна быть эта работа.
7 К обоим его верхним краям нужно пришить два соединяющих его наплечника, благодаря чему он станет цельным облачением.
8 Искусно сделанный пояс эфода, изготовленный как часть его и с тою же красотою работы, должен быть из золота и пряжи голубой, пурпурной и алой и тонкого льна.
9 После сего возьми два благородных камня, оникса, и вырежи на них имена двенадцати сыновей Израиля
10 в том порядке, как родились они, — шесть имен на одном камне, шесть остальных на другом.
11 Эти двенадцать имен сыновей Израиля поручи вырезать на сих камнях резчику, который делает печати. Вставь камни в золотые оправы
12 и закрепи оба на наплечниках эфода — это камни, напоминающие о сынах Израилевых. Аарон всегда будет носить эти имена на плечах своих перед ГОСПОДОМ для памятования.
13 Позаботься о том, чтобы для этих камней были сделаны золотые оправы искусной работы
14 и чтобы из чистого золота были сделаны еще две цепочки витые, в виде шнура плетеного, и прикрепи их к оправам.
15 Затем сделай искусной работы нагрудник,4 именуемый «нагрудником решений».5 Пусть и он, подобно эфоду, будет изготовлен из нитей золота, голубой, пурпурной и алой пряжи и тонкого льна.
16 Он, будучи сложен вдвое, должен быть квадратным — длиною в ладонь и в ладонь шириной.6
17 Помести на этом нагруднике четыре ряда камней в оправе в таком порядке: сначала рубин, топаз и изумруд — это первый ряд;
18 во втором ряду — бирюза, сапфир7 и бриллиант;8
19 третий ряд — это гиацинт,9 агат и аметист;
20 и четвертый ряд — хризолит, оникс и яшма. Все камни следует вставить в золотые оправы искусной работы.
21 Камни должны соответствовать именам сыновей Израиля: их двенадцать — столько же, сколько и имен, которые надо вырезать на камне, как на печати; на каждом камне — имя одного из двенадцати колен.
22 Сделай для нагрудника из чистого золота цепочки витые в виде шнура плетеного.
23 И еще сделай два золотых кольца и прикрепи их к двум краям нагрудника.
24 Присоедини две золотые плетеные цепочки к обоим кольцам на верхних углах нагрудника,
25 а другие концы этих двух цепочек соедини с теми двумя оправами камней на наплечниках, кои, в свою очередь, прикрепи к наплечникам эфода спереди.
26 После того сделай еще два золотых кольца — их прикрепи к двум нижним углам нагрудника на внутренней стороне его, что прилегает к эфоду.
27 Сделай также два золотых кольца, которые надо будет прикрепить к нижним краям наплечников с передней стороны, у самого шва этих наплечников, прямо над поясом эфода.
28 Нагрудник надо прикреплять продевая сквозь кольца его и кольца эфода голубой шнур, так прикреплять, чтобы не спадал он с эфода и был над поясом его.
29 На этом нагруднике Божественных решений и будет носить Аарон имена сыновей Израиля, входя во Святилище, носить их у самого сердца своего для постоянного памятования о них перед ГОСПОДОМ.
30 А в нагрудник Божественных решений вложи два камня священных: урим и туммим,10 и да будут они всегда у сердца Аарона, когда станет входить он во Святилище пред лицо ГОСПОДА. Всегда у самого сердца будет носить их Аарон перед ГОСПОДОМ для определения решения о сынах Израилевых.
31 Сотки и ризу, на которую надевается эфод, ризу голубого цвета.
32 Посередине у нее должен быть вырез для головы с плотно обметанным краем, достаточно крепким,11 чтобы не рвалось облачение.
33 На подоле у нее должны быть шарики из пряжи голубого, пурпурного и алого цвета в виде гранатовых плодов; по всему подолу пришей их, а между ними, по кругу, — золотые колокольчики.
34 Прикрепи их вперемежку: золотой колокольчик и гранатовый плод, золотой колокольчик и гранатовый плод — и так по всему подолу ризы.
35 Аарон, совершая служение, должен носить ее, когда будет входить во Святилище, чтобы предстать пред ГОСПОДОМ, и выходить оттуда (звон от нее будет слышен тем, кто вне), чтобы не умереть ему там.
36 Отлей налобную пластинку12 из чистого золота и вырежи на ней, как на печати, слова „Святыня ГОСПОДНЯ“.
37 В отверстия по краям вдень голубого цвета шнур и привяжи его, чтобы укреплять ее на тюрбане спереди,
38 на челе Аарона, и так он возьмет на себя всякое несовершенство в священных приношениях сынов Израилевых, ими посвящаемых. Всегда должна быть эта надпись на челе Аарона, дабы ГОСПОДЬ благоволил и принимал приношения.
39 Хитон узорчатый и тюрбан сотки из тонкого льна, а пояс в тон к ним должен быть украшен вышивкой.
40 И для сыновей Аарона тоже сотки хитоны, пояса и повязки головные, которые придавали бы величие и благолепие служению их.
41 Облачи во все одежды эти Аарона, брата твоего, и сыновей его вместе с ним. Соверши помазание елеем, укажи на обязанности и права13 и посвяти их, чтобы они, став священниками, служили Мне.
42 Сделай для них белье из льняной ткани для прикрытия наготы от бедер до голеней.
43 Эта нижняя одежда всегда должна быть на Аароне и на сыновьях его, когда будут входить они в Шатер Откровения или приближаться к жертвеннику во время служения во Святилище. Иначе они будут виновны в пренебрежении к святыне и умрут. Это установление для Аарона и всех потомков его на все времена.

Толкование Далласской семинарии

в. Наставления относительно священства (главы 28−29)

Описав скинию и ее обстановку, Господь вслед за тем дал Моисею указания относительно священства, которое, должно было осуществлять контроль над религиозной жизнью народа. В скинии и во дворе ее священникам предстояли различные виды служения: дважды в день они должны были возжигать курения на золотом жертвеннике, следить за тем, чтобы не угасал свет в светильнике и за порядком на столе, где лежали хлебы предложения; они должны были приносить жертвы на жертвеннике всесожжения, строго при этом соблюдая данные им правила, и благословлять народ. Кроме того, священники осуществляли контроль и над решением гражданских дел (например, Чис 5:5−31; Втор 19:17; 21:5), наставляли народ в законе (Втор 17:9, 11; 33:8, 10) и вдохновляли Израиль на решительные, мужественные действия в дни войны (Втор 20:2−4).

1) Священнические одеяния (глава 28).

Исх 28:1. Священниками, которым предстояло совершать служение в скинии, были назначены Аарон и его четыре сына. Через некоторое время старшие — Надав и Авиуд умерли, осужденные Божиим судом (Лев 10:1−2), и после этого священнический клан Аарона составляли два его младших сына: Елеазар, наследовавший после отца сан первосвященника (Чис 3:4), и Ифамар.

Исх 28:2−5. Одеяния первосвященника отличались от обычной одежды, подчеркивая высокое значение его служения (это были одежды для славы и благолепия; сравните стих 40); самым видом своим они должны были постоянно напоминать о святости Божией. Предназначенные лишь для служения в скинии (35:19), они должны были быть изготовлены искусными мастерами (28:3) и из тех же материалов (шерсть и тонкий лен), что и завесы скинии (сравните стих 6, 8, 15, 33, 39, 42), а также из золота (стих 5; сравните стихи 6, 8, 22, 24, 26−27, 36) и драгоценных камней (стихи 17−20). Шесть частей священнического убора, перечисленные в стихе 4, подробно описываются в остальной части главы.

Исх 28:6−14. Ефод, вероятно, представлял из себя короткую безрукавку; она, по-видимому, состояла из двух частей — передней и задней, которые скреплялись на плечах, образуя нарамники (т. е. «наплечники») золотыми цепочками с камнями оникса на них (стих 9); ефод опоясывался по талии (стих 8). На двух камнях оникса следовало вырезать имена 12 колен Израилевых (по шесть на каждом камне, стих 10) — так, чтобы Аарон, входивший в скинию, носил имена их пред Господом (стих 12).

Исх 28:15−21. Наперсник или «нагрудник» первосвященника должен был быть сделан из того же материала, что и ефод (сравните стих 6). Ему следовало быть четыреугольным (квадратным), размером 9 дюймов на 9 дюймов (т. е. «пол-локтя» на «пол-локтя» или 23, 5 на 23:5), с двенадцатью драгоценными камнями, вправленными в золотые гнезда и расположенными на «наперснике» в 4 ряда — по 3 камня в каждом. И на каждом камне следовало вырезать имя одного из колен Израилевых, поставив их, вероятно, в той же последовательности, что и имена, вырезанные на камнях оникса (стихи 9−10).

Исх 28:22−28. «Нагрудник» надевался поверх ефода и аккуратно крепился к нему четырьмя золотыми цепочками. Две из них продевались через золотые кольца на верхних углах нагрудника, и прикрепляли его к нарамникам ефода. Две другие золотые цепочки продевались через золотые кольца на нижних углах нагрудника и прикрепляли его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над поясом ефода.

Исх 28:29−30. Наперсник… у сердца его (Ааронова) — фраза, трижды повторяемая в этих стихах — должен был служить постоянным напоминанием в очах Господа (для постоянной памяти пред Господом). Другое назначение его соответствовало назначению урима и туммима, посредством которых священники принимали решения за израильтян (сравните стих 15). Нагрудник был «двойным» (стих 16), образуя своего рода карман для хранения урима и туммима.

«Урим» и «туммим» (слова эти означают «свет», точнее, «светы» и «совершенства») упоминаются в Чис 27:21; 1Цар 30:7−8 (в книге 1Цар под «ефодом» подразумеваются именно урим и туммим); Езд 2:63; Неем 7:65. Они были средством искания у Бога — через священника — ответов на вопросы и возможностей разрешения кризисных ситуаций, перед которыми человеческий ум оказывался бессильным.

По всей видимости, урим и туммим представляли из себя два камня. Каким образом пользовались ими, чтобы познать Божию волю, — неизвестно; некоторые предполагают, что урим соответствовал отрицательному ответу, а туммим — положительному. Возможно, в пользу подобного понимания свидетельствует то, что слово «урим» начинается с первой буквы еврейского алфавита, а «туммим» — с его последней буквы. Другие думают, что эти предметы (камни) просто символизировали право первосвященника вопрошать Бога или уверенность в том, что ему будут даны от Бога просветление («светы») и исчерпывающее, совершенное знание («совершенства»).

Исх 28:31−35. Под ефодом первосвященнику полагалось носить голубое одеяние (ризу) без рукавов, которое ниспадало ниже колен и крепилось у ворота. На ризе не должно было быть швов, а по подолу ее должны были украшать гранатовые яблоки из нитей (либо прикрепленные к кайме подола так же, как колокольчики, либо вышитые по ней), чередующиеся с упомянутыми золотыми колокольчиками (позвонками).

Позванивая, колокольчики давали людям знать, что первосвященник совершает служение во святилище. Звук их убеждал израильтян, что Бог в милости своей позволил священнику служить Ему от их имени. Лишь, облаченный в соответствующее одеяние, мог священник входить в святое место. Нарушение этих инструкций привело бы его к смерти.

Исх 28:36−38. Головной убор, кидар («тюрбан») священника следовало сделать из льняной ткани (стих 39). Наибольшей достопримечательностью кидара была полированная дощечка из чистого золота с вырезанными на ней словами «Святыня Господня». Ради этих слов, отражавших нужду Израиля в очищении перед Богом, дощечка помещалась на передней части кидара, то есть как бы на лбу у Аарона, прикрепленная к кидару шнуром голубого цвета. Вырезанные на ней слова превращали эту золотую дощечку в «диадиму святыни» (29:6; 39:30; Лев 8:9).

Как представитель израильтян, Аарон нес на себе недостатки их приношений, т. е. предлагаемых израильтянам жертв; место это нелегко поддается объяснению. Возможно, имеется в виду, что грех приносившего жертву как бы «заражал» ее; другое толкование: подразумевается греховность самого священника, «передававшаяся» жертве. Так или иначе, первосвященник «нес» (в значении «снимал») эти грехи — в противном случае дары, предназначенные для очищения человека и умилостивления Бога не достигали бы своей цели.

Исх 28:39−42. Хитон из тонкой льняной ткани, о котором здесь говорится, представлял из себя длинное белое одеяние; оно носилось под ефодом (Лев 8:7). (Относительно кидара, тоже изготовленного из тонкой льняной ткани, толкование на Исх 28:36−37).

Пояс был широким кушаком, который обматывался вокруг талии священника; концы его свисали вниз. Даже и эти части их одежд служили славе и благолепию (сравните стих 2) священников и таким образом способствовали тому, что уважение к ним и к Богу со стороны народа возрастало. Полностью и соответственно облаченные, служители Божии должны были пройти через обряд посвящения (сравните главу 29).

Исх 28:43 Поскольку Бог свят, священникам следовало приближаться к Нему со всей почтительностью и в то же время осторожно. В противном случае они навлекли бы на себя вину и смерть (сравните стих 35). Аарону и его сынам надо было одеться с соблюдением всех правил — прежде чем войти в скинию собрания или приблизиться к жертвеннику (возможно, имеется в виду жертвенник для приношения курений), чтобы служить пред Господом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: особые, ср. ст. 4.
3  [2] — Букв.: исполнил духом мудрости.
4  [3] — Или: головная повязка, подобная тюрбану; то же в ст. 37, 39.
15  [4] — Или: нагрудный (съемный) карман (ср. ст. 30: в нагрудник вложи два камня).
15  [5] — Или: нагрудником суда.
16  [6] — Т. е. 23 см.
18  [7] — Или: ляпис-лазурь.
18  [8] — Или: алмаз; или: гагат.
19  [9] — Или: опал.
30  [10] — Урим и туммим — священные камни, предназначенные для определения воли Божьей. Вероятное значение этих слов соответственно: свет огня / освещение и полнота / совершенство; в LXX: проявление и истина.
32  [11] — Букв.: а край выреза тканым будет, подобным вырезу кожаного панциря.
36  [12] — Букв.: цветок, т. е. пластинку в виде цветка.
41  [13] — Букв.: наполни руки их — выражение, обычно указывающее на содержание, получаемое священнослужителями от совершаемого ими служения. Здесь же речь идет о назначении на служение (ср. Лев 8:28); то же в 29:9.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.