Исход 7 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 «Помни, Я возвысил тебя, ты — словно Бог для фараона, а брат твой Аарон будет твоим пророком, — отвечал ГОСПОДЬ Моисею. —
2 Говори всё, что Я повелю тебе сказать, Аарону, брату своему, а он будет передавать эти слова фараону, чтобы тот отпустил сынов Израилевых из страны своей.
3 Я попущу фараону коснеть в своем упрямстве;1 и, хотя совершу множество чудес и знамений в земле египетской,
4 фараон не послушает вас. Явлю Я тогда Египту силу Свою: ниспошлю на него суды великие и выведу построенные по коленам и родам рати Мои, народ Мой, сынов Израилевых, из Египта.
5 И узнают египтяне, что Я ГОСПОДЬ, когда Я руку Свою простру, чтобы сокрушить Египет и вывести из него сынов Израилевых».
6 Моисей с Аароном так всё и сделали, как повелел им ГОСПОДЬ.
7 (На то время, когда говорили они с фараоном, Моисею было уже восемьдесят лет, а Аарону — восемьдесят три года.)
8 ГОСПОДЬ сказал Моисею и Аарону:
9 «Если фараон потребует: „Дайте мне подтверждение слов ваших — чудо какое-нибудь покажите“, тогда ты, Моисей, вели Аарону бросить его посох к ногам фараона. Посох превратится в змею!»2
10 Моисей с Аароном пришли к фараону и сделали всё так, как повелел им ГОСПОДЬ: при фараоне и его придворных Аарон бросил на землю свой посох, и тот превратился в змею.
11 Тогда фараон созвал мудрецов и чародеев, и эти маги египетские силою своего волшебства проделали то же самое:
12 каждый из них бросил на землю свой посох и все они, посохи эти, тоже превратились в змей. Но посох Аарона, в змею превращенный, поглотил все их посохи.
13 И тут сердцем фараона овладело упрямство, как и предрекал ГОСПОДЬ: он и слушать не стал Моисея с Аароном.
14 Тогда сказал ГОСПОДЬ Моисею: «Фараон непреклонен.3 Не хочет он отпустить народ.
15 Поэтому завтра ранним утром иди опять к фараону в то время, когда он обычно направляется к реке. Стань на берегу Нила в том месте, где ты можешь повстречаться с ним. Держи в руке тот самый посох, который был превращен в змею,
16 и вот что скажи фараону: „ГОСПОДЬ, Бог евреев, посылал меня к тебе со словами: „Отпусти народ Мой, дабы мог он совершить в пустыне служение Мне“. Но этим словам ты до сих пор не внял.
17 Поэтому так говорит ГОСПОДЬ: „Ты узнаешь, Кто есть ГОСПОДЬ. Узнаешь это, когда посохом, что в руке моей, ударю я по воде,4 и в кровь превратится она.
18 Погибнет рыба в ней, и река станет зловонной. Не смогут тогда египтяне пить воду из Нила““».
19 И еще сказал ГОСПОДЬ Моисею: «Вели Аарону взять посох, поднять руку свою и ударить по водам Нила в знак бедствия, насылаемого на воды египтян: на реки их и оросительные каналы, пруды и все водоемы, — вода в них превратится в кровь. Кровью станет она по всей земле египетской, даже в деревянных и в каменных сосудах».
20 На глазах фараона и придворных его Моисей с Аароном сделали всё, как повелел им ГОСПОДЬ. Поднял посох свой Аарон и ударил по водам Нила: вся вода в реке превратилась в кровь,
21 и вымерла рыба в ней. Стала зловонной река, и египтяне не могли уже пить воду из нее. Повсюду в Египте кровь была вместо воды.
22 То же самое проделали силою чар своих и маги египетские. И фараон остался непреклонен, как и предрекал ГОСПОДЬ, не стал он слушать Моисея и Аарона,
23 отвернулся от них и пошел во дворец свой, как будто ничего не произошло.
24 А всем остальным египтянам пришлось копать колодцы у берегов Нила, чтобы найти воду, годную для питья, потому что воду из реки пить они не могли.
25 Прошло семь дней после того, как ГОСПОДЬ поразил реку Нил.

Толкование Далласской семинарии

Исх 7:1−5. Выслушав слова Моисея о его несоответствии этой задаче (6:30), Бог опять приказал ему слушаться. Господь сказал Моисею, что он будет, как Бог, перед фараоном (сравните 4:16); Он имел, вероятно, в виду те Божии казни, которые чудесным образом нашлет на Египет как бы через Моисея. А Аарон… будет… пророком (тем, кто говорит за другого; сравните 4:16) у Моисея. Короткое обращение к фараону должно быть такого же содержания, как прежде (7:2; 5:1; сравните 3:10, 18; 6:11). Несколько вещей явятся результатом этого (7:3−5).

Несмотря на красноречие Аарона и способность Моисея подтверждать данную ему власть сверхъестественными знамениями, Бог ожесточит сердце фараоново (толкование на 4:21). И это в свою очередь приведет к совершению над Египтом страшных судов Божиих (10 казней; 7:8 — 12:36). А через них — к освобождению Израиля (7:4) и к осознанию египтянами того факта, что Бог есть Иегова (Господь, стих 5).

Исх 7:6−7. Моисей и Аарон послушались Господа. Нам указан возраст двух главных персонажей. Моисею было 80 лет, а Аарону 83 года. На страницах Ветхого Завета возраст выдающегося лица нередко указывается перед тем, как произойти значительному событию (сравните, например, Быт 16:16, 17:24−25). После 40 лет странствований в пустыне Моисей умер в возрасте 120 лет (Втор 34:7), а Аарон — в возрасте 123 лет (Чис 33:38−39).

2) Требование Моисея, обращенное к фараону.

Исх 7:8−13. Зная, что фараон усомнится в полномочиях Моисея и Аарона (сравните 5:1−2) и бросит им вызов, потребовав совершить чудо, Бог научил их, как им воспользоваться своими полномочиями. Он повелел Моисею сказать Аарону, чтоб бросил жезл свой пред фараоном, и жезл сделается змеем (сравните 4:2−4).

Однако, когда они сделали это, то волхвы фараона (чародеи) с помощью своих чар сделали то же самое; скорее всего, чудеса, продемонстрированные ими, были совершены силою сатаны, а не просто благодаря «ловкости рук». Сатана ведь способен «на всякие знамения и чудеса ложные» (2Фес 2:9), которые вводят в заблуждение (2Фес 2:10; Откр 13:10−15; сравните Мф 24:24). Возможно, двое из этих чародеев и были Ианнием и Иамврием, которые «противились Моисею» (2Тим 3:8).

Египетские волхвы оказались в состоянии повторить, кроме того, чудо обращения воды в кровь (Исх 7:22) и сумели вывести на землю жаб (8:7), т. е. повторили то, что сделалось для Египта двумя первыми казнями. Однако жезл Ааронов — змей поглотил таковых же у чародеев — так было продемонстрировано превосходство Божией силы.

Моисей и Аарон, посланники Бога, столкнулись с посланниками сатаны, богами Египта и их волхвами. Каждая из последовавших затем казней поражала тот или иной аспект египетской системы религиозных верований (сферу господства сатаны), причем кульминацией явилась смерть их «наследного бога» — перворожденного сына Аменхотепа II. Бог израильский восторжествовал над силами тьмы. Как и предсказал Бог (4:21; 7:3; сравните стих 22; 8:15, 19), сердце фараоново оказалось неспособным внять предостережениям и явить раскаяние: царь явил бы его на деле, отпустив народ (7:13).

Бог демонстрирует Свою абсолютную власть над человечеством, пользуясь людьми по своему усмотрению; одним, как Моисею, Он дает воздать Себе честь, а другим, как Аменхотепу II, — позволяет какое-то время пренебрегать Собой). Но как те люди, так и другие, служат славе Божией, хотя каким это образом происходит, лежит за пределами ограниченного человеческого понимания.

2. Десять судов Божиих над Египтом (7:14 — 12:36)

Десять судов или кар излились на египтян. Эти суды, которые принято называть казнями, могут быть объединены в три группы — по три казни в каждой, при том, что 10-ая казнь явится кульминационной. Первая, четвертая и седьмая начинают каждую из групп (циклов): 7:15; 8:20; 9:13. Первые три (кровь, жабы и мошки) возбуждали отвращение; вторые три — беспокоили (песьи мухи) или причиняли боль — как душевную, так и физическую (падеж скота и нарывы, высыпавшие на людях и на животных); три третьи были казнями, как бы «насылаемыми природой»: саранча, град, тьма. Третья казнь завершается поражением чародеев (8:19), шестая — их неспособностью устоять перед Моисеем (9:11), а девятая — удалением Моисея от фараона (10:28).

При совершении казней 1−3 Аарон применял свой жезл (7:19; 8:5−6, 16−17), а при совершении казней 7−9 Моисей применял свой жезл (9:22−23; 10:12−13, 21−22; хотя в 10:21−22 упоминается лишь рука Моисея; может быть, при этом был применен и жезл). Но при совершении казней 4−6 жезлы применены не были.

Десять казней могли происходить на протяжении примерно 9 месяцев. Первая настигла Египет во время разлива Нила (июль-август). Седьмая (9:31) — в январе, когда зреет ячмень и цветет лен. Преобладающими в марте или апреле восточными ветрами могло нанести полчища саранчи (8-ая; 10:13). А 10-ая казнь (главы 11−12) свершилась в апреле, в месяц Пасхи. Насылая все эти казни, Бог совершал суд над богами Египта (которых было очень много) и являл Свое превосходство над ними (12:12; 18:11; Чис 33:4). Таблицу «Египетские казни; боги и богини Египта».

Помимо того, назначение казней могло состоять в одолении фараона и выявлении его бессилия. Ведь египтяне почитали его как воплощенного бога Гора, сына Хасор. А отцом Хасор был сам верховный бог Амон-Ра. Далее: казни продемонстрировали как фараону, так и египтянам, что Бог есть Господь (Иегова; Исх 7:5, 17; 8:10, 22; 9:14, 16), и та же истина была продемонстрирована Израилю (10:2).

Любопытна реакция фараона на каждую из казней. После совершения 1-ой он не захотел и слушать об освобождении израильтян (7:22−23). В процессе 2-ой согласился отпустить народ, если жабы будут удалены с земли египетской (8:8). Когда совершилась третья казнь, он не стал слушать совета собственных волхвов (8:19). В ответ на четвертую он вначале предложил, чтобы израильтяне принесли жертву в земле египетской (8:25). Позднее он согласился отпустить их с тем, однако, чтоб не уходили далеко (8:28), но в конце-концов отказался от своего обещания (8:32).

И опять — после 5-ой и 6-ой казней — он отказался удовлетворить требование израильтян (9:7, 12), однако, после 7-ой казни пообещал отпустить их (9:28), если прекратятся дождь и град, но снова взял свое слово назад. В процессе совершения 8-ой казни фараон предложил отпустить одних мужчин (10:11) и даже признал, что согрешил пред Господом (10:16); когда же совершалась 9-ая казнь, он сказал, что все они — мужчины, женщины и дети — могут идти, только пусть не берут с собой своего скота (10:24).

Египетские казни, боги и богини Египта

Казни Ссылки Возможные боги и богини Египта, подвергшиеся казням
1. Нил превратился в кровь Исход 7:14−25 Хапи (называемый также Аписом), бог-бык, бог Нила; Изида, богиня Нила; Кнум — бог-баран, страж Нила и др.
2. Жабы 8:1−15 Хекет, богиня рождения новой жизни, с головой жабы
3. Мошки 8:16−19 Сет, бог пустыни
4. Песьи мухи 8:20−32 Ра, бог солнца; или бог Уатшит, возможно, представляемый в образе мухи
5. Падеж скота 9:1−7 Хасор, богиня с головой коровы; Апис, бог-бык, символизирующий плодородие
6. Воспаление 9:8−12 Секмет, богиня, имеющая силу врачевания; Суну, бог гибельных эпидемий; Изида — богиня, исцеляющая болезни
7. Град 9:13−35 Нут, богиня неба; Озирис, бог урожая и плодородия; Сет, бог штормов и бурь
8. Саранча 10:1−20 Ну, богиня неба; Озирис, бог урожая и плодородия
9. Тьма 10:21−29 Ра, бог солнца (верховный); Гор, один из богов солнца; Нут, богиня неба; Хасор, богиня неба
10. Смерть перворожденных 11:1-:2:30 Мин, бог воспроизведения потомства и продолжения рода; Хекет, богиня, посещающая женщин при родах; Изида — богиня, покровительствующая детям; первенец фараона — тоже бог

Некоторые боги и богини выполняли не одну, а больше функций, и были ответственны не за одну какую-то сферу, а за большее число их. Кроме того, в соответствии с верованиями древних египтян — многие боги или богини, которым поклонялись в одном городе или месте, и (или) в какой-то определенный период времени, уподоблялись, как бы «поглощая» их, богам и богиням, которые были предметом поклонения в других местах и в другие периоды времени. Таким образом система религиозных представлений у египтян была весьма сложной и порой противоречивой.

После того, как Египет настигла 10-ая казнь, фараон сам стал побуждать израильтян выйти из его земли! (12:31−32). В Псалмах 77:46−51 и 104:28−36 упоминаются некоторые из казней египетских как свидетельство Божией силы и Его заботы о Своем народе.

а. Казнь 1: вода в Ниле обратилась в кровь (7:14−25)

Этот текст посвященный первой казни, можно подразделить на три части: Божии наставления Моисею и Аарону (стихи 14−19); чудо, совершенное через Моисея и Аарона (стихи 20−21); ответные действия фараона и египтян (стихи 22−25).

Исх 7:14−19. Бог повелел Моисею встретить фараона… когда он выйдет к воде (к Нилу). На Нил в Египте смотрели как на источник жизни и почитали реку как бога. Когда в июле и августе Нил разливался, выходя из берегов, то удобрял почву, и это давало людям возможность собирать обильные урожаи. В это время года фараон совершал торжественные церемонии благодарения, чествуя реку, которая несла им благословения. Возможно, Моисей прервал своим появлением одну из таких церемоний, совершавшихся фараоном (сравните 8:20).

Моисей должен был поставить фараона в известность о причине грядущих судов (от имени Бога Евреев, 7:16; сравните 3:18; 5:3; 9:1, 13; 10:3). Фараон не послушался истинного Бога (7:16) — и в этом объяснение характера и результатов последовавших казней (стихи 17−18). Казнь обрушилась на реки их, притоки рек и даже на самые малые водохранилища (стих 19).

Исх 7:20−21. Как только Аарон, по указанию Моисея, простер свой жезл над Нилом, ужасная казнь совершилась — вода в реке превратилась в кровь. Некоторые комментаторы Библии высказывают предположение, что вода лишь приобрела красноватый цвет, а не обратилась в кровь в буквальном смысле слова. Так, Кассуто полагает, что красный цвет могли дать воде «мелкие грибки и другие красные водоросли, либо крошечные насекомые красноватого оттенка».

Такое понимание, однако, ничем не оправдано, да и не объясняет ни внезапности наступления этого чуда, ни массовой гибели рыбы. Хотя химический состав предполагаемого органического вещества красного цвета — неизвестен, египтяне воспринимали его — на вид и на вкус — как кровь. Из-за мертвой рыбы вода в реке стала смердеть (стихи 18, 21). И поскольку Нил имел жизненно важное значение для сельского хозяйства и экономики страны, это чудо не могло не вызвать тревогу среди населения.

Несколько богов из их пантеона ассоциировались в глазах египтян с Нилом, и среди них — Апис, Изида, Кнум (Таблицу «Египетские казни; боги и богини Египта»). Кроме того, в разливе Нила они видели символ ежегодного чудесного возрождения Озириса, бога земли и растительности, покрывающей ее. Другие боги, по-видимому, стояли на страже рыбного богатства Нила.

Превращение нильской воды в кровь знаменательно и с той точки зрения, что египтяне ассоциировали Нил с кровеносной системой Озириса.

Исх 7:22−25. Однако придворные чародеи фараона оказались в состоянии повторить это чудо, так что царь ожесточил свое сердце против Бога.

Если вся вода стала кровью, то какой водой воспользовались чародеи, чтобы повторить чудо, явленное Моисеем и Аароном? Ответ, возможно, найдем в стихе 24: поражены были воды Нила, но не подземных источников, вода из которых просачивалась на землю. В поисках питьевой воды люди не обращались более к Нилу. Это загрязнение Нила длилось семь дней (стих 25). Некоторые понимают этот стих так, что семь дней прошло между первой казнью (продолжавшейся один день) и началом второй. Но поскольку промежутки между другими казнями в Библии не указаны, то правильнее, по-видимому, допустить, что первая казнь длилась семь дней.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: Я сделаю сердце его упрямым / жестким / непреклонным; см. примеч. к 4:21.
9  [2] — Или: дракона; то же в ст. 10 и 12.
14  [3] — Букв.: сердце фараона жестко / упрямо.
17  [4] — Букв.: узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке Моей, Я ударю по воде — Бог здесь говорит о действиях Моисея и Аарона как о Своих действиях, поскольку и тот и другой были орудиями в руках Божьих.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.