Деяния 13 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В общине антиохийской были тогда такие пророки и учителя, как Варнава, Симеон, которого также звали Нигер, Лукий Киринеянин, Манаин, который воспитывался вместе с правителем1 Иродом, и Савл.
2 Однажды, когда они совершали богослужение, молились Господу и постились, Дух Святой сказал им: «Отпустите2 для Меня Варнаву и Савла для дела, к которому Я призвал их».
3 Тогда собравшиеся там, продолжая пребывать в посте и молитве, возложили на них руки и отпустили их.
4 Так, эти двое, посланные Святым Духом, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.
5 Прибыв в Саламин, они проповедовали слово Божие в иудейских синагогах, Иоанн же был с ними как помощник.
6 Они прошли весь остров Кипр до самого Пафа и встретили там некоего лжепророка и волхва. Это был иудей по имени Бар-Иисус,
7 и он был из свиты проконсула Сергия Павла. Проконсул, как человек рассудительный, позвал к себе Варнаву и Савла, желая услышать слово Божие.
8 Но Элима, то есть волхв (так переводится имя его), противостоял им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Тогда Савл (он же Павел), исполнившись Духом Святым, пристально посмотрел на волхва
10 и сказал: «О сын дьявола и враг всякой правды!3 Полон ты всякого порока и коварства. Может быть, довольно уже тебе извращать прямые пути Господни?!
11 Так вот, не уйдешь ты от руки Господней: ослепнешь ты на время и света солнечного не увидишь!»
И тут же словно туманом, а затем и полным мраком заволокло глаза Элимы, и стал он метаться по сторонам в поисках поводыря.
12 Увидев всё происшедшее, проконсул уверовал. Он был под глубоким впечатлением от всего, что узнал о Господе.4
13 Отплыв из Пафа, Павел и сопровождавшие его братья прибыли в Пергию, что в Памфилии, Иоанн, однако, оставил их там и вернулся в Иерусалим.
14 Они же, пройдя Пергию, пришли в Антиохию, что в Писидии, и, в субботний день придя в синагогу, сели там.
15 После чтения Закона и пророков старейшины синагоги послали сказать им: «Братья! Если у вас есть слово наставления к народу, говорите».
16 Павел встал, сделал знак рукою, прося всех умолкнуть, и сказал: «Братья израильтяне и все вы, чтущие единого Бога,5 послушайте!
17 Бог народа израильского избрал отцов наших; и на чужбине, в земле египетской, Он сделал наш народ большим народом и рукой Своей могучей6 вывел его оттуда.
18 И около сорока лет Он заботился о нем7 в пустыне.
19 И истребив семь народов в земле ханаанской, Он отдал отцам нашим во владение8 ту землю
20 лет на четыреста пятьдесят. После того, как взяли они ту землю, давал9 Он им судей, и те правили народом вплоть до дней пророка Самуила.
21 Потом просили они себе царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, из колена10 Вениаминова, который правил сорок лет.
22 Отстранив его, поставил им Бог царем Давида и дал о нем такое свидетельство: „Нашел Я Себе человека по сердцу Своему, Давида,11 сына Иессеева. Он исполнит всю волю Мою“.
23 Бог по Своему обещанию из его потомков даровал12 Израилю Спасителя Иисуса,
24 пришествие Которого было предвозвещено Иоанном, призывавшим весь народ Израиля к крещению в знак покаяния.
25 Иоанн, прежде чем закончить свой путь, сказал: „Я не тот, за кого вы меня принимаете, но за мною вслед идет Тот, у Кого я не достоин развязать обувь на ногах“.
26 Братья мои, дети рода Авраамова и все вы, поклоняющиеся единому Богу! Эта весть о спасении13 послана нам!
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их отказались признать Его14 и исполнили слова15 пророков, читаемые каждую субботу, осудив Его.
28 Они, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, упросили всё же Пилата казнить Его.
29 Исполнив тем самым все, сказанное о Нем в Писаниях, сняли с креста16 и положили Его в гроб,
30 но Бог воскресил Его из мертвых.
31 И в течение многих дней Он являлся тем, кто вместе с Ним пришел из Галилеи в Иерусалим; [теперь] они свидетельствуют о Нем перед народом.
32 Вот и мы принесли вам Благую Весть: обещанное отцам нашим
33 Бог исполнил для нас, [их] детей, восставив Иисуса, как и написано об этом во втором псалме:

Ты — Мой Сын,
Отцом Твоим стал Я ныне“.17

34 А о том, что Бог восставил Его из мертвых, навсегда избавив от тления, Он сказал так:

„Я дам Вам те святые, обещанные Давиду блага,
на которые положиться можно“.18

35 Потому и в другом псалме сказано:

Не дашь Святому Твоему Ты в тлен обратиться“.19

36 Но Давид, как вы знаете, по воле Божьей20 послужил своему поколению и почил, он был похоронен с отцами своими и «тлен увидел».
37 Но тление не коснулось Того, Кто Богом был воскрешен.
38 [38-39] И знайте, братья мои, что это через Него возвещается вам прощение грехов. Через Него каждый верующий получает оправдание во всем, в чем вы через Закон Моисея не могли быть оправданы.
39
40 Так смотрите, чтобы не случилось того, о чем говорили пророки:
41

Только посмотрите, насмешники!
И останется вам лишь поразиться и погибнуть,
ибо во дни ваши совершаю Я такое,
чему вы никогда бы не поверили,
случись вам услышать об этом“».21

42 Когда Павел и Варнава выходили из синагоги, их22 просили продолжить говорить об этом в следующую субботу.
43 Когда же собрание закончилось, многие иудеи и люди благочестивые, из обращенных в иудаизм, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.23
44 В следующую субботу чуть ли не весь город собрался, чтобы слушать слово Господне.24
45 Иудеи, увидев эти толпы, исполнились зависти и начали, бранясь, противоречить всему, что говорил Павел.
46 Тогда Павел и Варнава смело и решительно сказали: «Мы должны были вам первым возвестить слово Божье; но раз вы его отвергаете и, как видно, не считаете себя достойными вечной жизни, мы обращаемся к язычникам.
47 Так заповедал нам Господь:

Светом для язычников сделал Я Тебя,
чтоб стал Ты спасением до края земли“».25

48 Слыша это, язычники радовались и славили слово Господне, и уверовали все, кто избран26 был для вечной жизни.
49 Слово Господне распространялось по всем окрестностям.
50 Но иудеи, сумев повлиять на чувства благочестивых женщин из знатных семей и на влиятельных людей города, начали преследовать Павла и Варнаву и изгнали их из своих краев.
51 Они же, отряхнув прах с ног во свидетельство против своих гонителей, пошли в Иконию.
52 А ученики из обращенных в Антиохии, исполненные Духа Святого, пребывали в великой радости.

Толкование Далласской семинарии

Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:23 — 16:5)

1. САМООТВЕРЖЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ВАРНАВЫ И САВЛА (12:25 — 13:3)

Первое миссионерское путешествие главы 13−14)

Деян 13:1. Церковь в Антиохии стала опорным пунктом для Савла в его миссионерском служении. «Материнской» все еще оставалась церковь в Иерусалиме, но «миссионерской» сделалась церковь в Антиохии-на-Оронте. Кроме того, Петр более не играл в Церкви главной роли; ее взял на себя Савл (Павел). О космополитическом характере антиохийской церкви говорит «разнообразие» (с точки зрения географической, культурной и социальной) ее руководителей. Варнава был евреем с о. Кипр (4:36). Симеон тоже был евреем, темнокожим, судя по его прозвищу Нигер.

Это мог быть тот самый Симон Киринеянин (т. е. уроженец североафриканского города Кирина), который нес крест Иисуса (Мф 27:32; Мк 15:21), но это — вопрос спорный. Из того же Кирина был Луций. Манаил был человеком из высших слоев общества, судя по тому, что воспитывался вместе с Иродом четвертовластником, т. е. с Иродом Антипой, который обезглавил Иоанна Крестителя и издевался над Господом, когда Его привели к нему (Таблицу семейства Иродов в толковании на Лк 1:5). Из этих двух «совоспитанииков» один стал врагом Господа, а другой — Его учеником! Перечисление завершается Савлом, иудеем, получившим высокое раввинское образование. Столь разные, все эти люди действовали, тем не менее, заодно.

Деян 13:2. Дух Святый выразил волю Божию через «пророков», которые были в аитиохийской церкви (стих 1). На страницах книги Деяний Апостолов Он довольно часто говорит к людям, руководившим Божией работой на земле (к примеру, 8:29; 10:19; 13:4). В данном случае Святой Дух заговорил к тем пятерым, которые перечислены, в стихе 1, когда они служили Господу и постились, и повелел отделить для Него Варнаву и Савла.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что и здесь для исполнения какой-то определенной работы призывались одновременно два человека. Савл, судя по Новому Завету, трижды на протяжении его жизни отделялся Богом — при рождении его (Гал 1:15), по обращении его — как благовестник (Рим 1:1), и теперь вот в Антиохии (13:2) — для исполнения некоей конкретной работы (в греческом тексте во всех этих трех случаях употреблен глагол «отделять» — апхоризоо).

Деян 13:3. Руководители церкви возложили руки на Варнаву и Савла и отпустили их. Это означало, что церковь солидарна с ними в предстоящем им служении и склоняется перед Божиим решением относительно них.

2. МИССИОНЕРСКИЙ ОБХОД МАЛОЙ АЗИИ (13:4 — 14:28)

а. На Кипре (13:4−12)

Деян 13:4. И снова подчеркивается, что «отделенные» антиохийской церковью были руководимы Духом Святым, Который послал их сначала в Селевкию (морской порт, примерно в 25 км от Антиохии), откуда они отплыли на Кипр. В Ветхом Завете этот остров известен под названием «Киттим» (Быт 10:4). Кипр был родиной Варнавы (Деян 4:36), и поэтому, надо думать, он руководил их маленькой группой (третьим в которой был Иоанн Марк; стих 5).

Деян 13:5. Саламин являлся самым крупным городом в восточной части Кипра. Судя по тому, что Варнава и Савл проповедовали слово Божие в синагогах (а не в синагоге) Иудейских, там жило немало евреев. Говорить именно в таких «религиозных центрах», которые представляли собой синагоги, было весьма мудро, и вот почему: 1) Это давало возможность первым в том поколении услышать Благую Весть евреям (сравните Рим 1:16; Деян 13:46; 17:2; 18:4, 19; 19:8). 2) Язычники, которые посещали синагоги, являли собой благоприятную «почву» для сеяния евангельского семени, потому что уже были знакомы с Ветхим Заветом и содержащимися в нем предсказаниями относительно прихода Мессии.

Иоанн Марк, племянник Варнавы (Кол 4:10), был взят в эту группу в качестве помощника (сравните Деян 12:25); в греческом тексте именно так и сказано, но что конкретно означало это хиперетен (помощник), можно только предполагать. Возможно, Иоанн беседовал с новообращенными, помогал при крещении (1Кор 1:14−17) и во всяком другом деле, когда возникала в этом нужда.

Деян 13:6. О результатах служения Варнавы и Савла в Саламине не говорится. Город Паф лежал километрах в 150 на юго-запад от Саламина; в Пафе находилась резиденция римского губернатора, и именно туда направилась миссионерская группа. То, что произошло там, имело большое значение для распространения Евангелия среди язычников. В Пафе Варнава и Савл встретили волхва лжепророка, Иудеянина… Вариисуса.

В некоторых случаях слово «волхв» (магос) означает мудрого знающего человека (и именно в таком значении употреблено оно в Мф 2:1, 7, 16), но тут оно подразумевает колдуна, прибегавшего в своей деятельности к помощи сил зла и не гнушавшегося обманом и мошенничеством. Таким же «волхвом» был Симон (Деян 8:9).

Деян 13:7. Случилось так, что этот Вариисус оказался в помощниках у проконсула Сергия Павла. Это был человек умный и мыслящий, и колдуну вовсе не улыбалось, чтобы Сергий Павел заинтересовался Благовестием. «Проконсулами» назывались правители территорий, которых назначал римский сенат; «прокураторами» — губернаторы провинций, назначаемые самим императором. В Новом Завете говорится о трех прокураторах Иудеи — Понтии Пилате (26−36 гг. по Р. Х.), Антонии Феликсе (52−59? гт. по Р. Х.) и Порции Фесте (59−62 гг. по Р. Х.).

Деян 13:8. И вот Елима волхв… противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. В отношении имени «Елима» нет полной ясности. Вероятно, это какое-то семитское слово — синоним «колдуна»; возможно, это было прозвище Вариисуса.

Деян 13:9. С этого момента на первый план выдвигается Савл, о котором здесь впервые сказано он же и Павел. Он становится руководителем группы. Возможно, в силу более решительного, чем у Варнавы, характера, а также потому, что лучше Варнавы разбирался в психологии язычников. Примечательно, что теперь и имя его упоминается перед именем Варнавы, за исключением тех мест где описывается их пребывание в Иерусалиме (15:12, 25), а также в 14:14. Примечательно и то, что с этого времени апостол зовется своим римским именем — Павел; евр. «Савл» звучит только тогда, когда, свидетельствуя, апостол обращается к своему прошлому (22:7; 26:14).

Деян 13:10. В переводе с арамейского языка «Вариисус» означает «сын Иисуса», т. е. «сын Иеговы во спасение». Так что Павел сознательно подчеркивает, что Елима не «сын Иисуса», а сын диавола. Апостол, исполнившись Духа Святого (стих 9), обличает колдуна, беспощадно раскрывая его суть как человека, исполненного… коварства и… злодейства, как врага… правды (в значении «праведности»).

Перестанешь ли ты, восклицает он, совращать, прибегая к помощи демонской силы (это в словах Павла подразумевалось), с прямых путей Господних? Это второй случай из четырех на страницах книги Деяний, когда апостолы вступают в конфликт с бесовской силой и одерживают над ней победу (8:9−23; 16:16−18; 19:13−17).

Деян 13:11−12. В наказание Павел наводит на Елиму временную слепоту. Это первое записанное чудо из совершенных Павлом, и совершил он его, вступив в конфликт с иудеем, препятствовавшим донесению Благой Вести до язычника. Сергий Павел и до того интересовался учением Господним, но теперь, под действием поразившего его чуда, уверовал во Христа.

Инцидент этот весьма значителен по трем причинам: 1) Он кладет начало руководящей роли Павла в этом миссионерском путешествии; в стихе 13 это явственно следует из фразы «Павел и бывшие при нем». 2) С этого момента апостольское служение обретает явный перевес в сторону язычников. 3) Весь эпизод исполнен символических нюансов. Язычник по имени Павел принимает Благовестие, тогда как иудей противостоит ему. В слепоте Елимы, как в капле воды, отражается «слепота» Израиля (сравните 28:26−27). Лука таким способом подчеркивает переходный характер книги Деяний Апостолов: в ней первым объектом Благовествования делаются язычники, и Бог — временно отворачивается от евреев, тем выражая им Свое осуждение.

б. В Антиохии Писидийской (13:13−52)

1) Уход Иоанна Марка.

Деян 13:13. Благородство Варнавы выразилось и в том, что он не возражал против того, чтобы руководство группой перешло от него к Павлу. Итак, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилию. Но Иоанн (т. е. Иоанн Марк) возвратился в Иерусалим. Насчет того, почему он сделал это, высказывалось немало догадок: 1) Юноша был огорчен «сменой руководства» — тем более, что Варнава приходился ему родственником. 2) Он, палестинский еврей, не мог смириться с тем, что теперь Благовестие, в первую очередь, проповедовалось язычникам. 3) Иоанн попросту испугался опасной дороги, избранной Павлом, — через Тверские горы в Антиохию Писидийскую. Имеются свидетельства, что в Перги Павел серьезно заболел, возможно, малярией, которая была бичом этого города.

Есть даже сведения, что именно по этой причине первым Павел проповедал галатам (Гал 4:13), т. е. группа уходила вглубь континента, поднимаясь все выше в горы и избегая низменных мест где особенно свирепствовала малярия. Маршрут этот мог не понравиться Марку, который предпочел вернуться домой. 4) Предполагают, что юноша просто сильно соскучился по дому и своей матери вдове (12:12). Но что бы ни послужило причиной ухода Марка, Павел счел его поступок дезертирством (15:38).

Выступление в первую субботу (13:14−41).

Деян 13:14. Эта Антиохия находилась на территории Фригии, но известна была как Антиохия Писидийская, потому что была рядом с Писидией. Как и другие города, — такие, как Листра, Троада, Филиппы и Коринф, — она являлась римской колонией. Все эти города Павел посетил потому, что они представляли собой важные стратегические пункты.

Деян 13:15. Первая возможность проповедать слово Божие представилась Павлу и Варнаве в синагоге. Во время субботней службы принято было читать вслух из двух частей Писаний — из закона (т. е. Пятикнижия) и из пророков. Согласно иудейскому разделению Ветхого Завета «Закон и Пророки» вмещают в себя всю ветхозаветную часть Библии (Мф 5:17; Мф 7:12; Мф 11:13; Мф 22:40; Лк 16:16; Деян 24:14; Деян 28:23; Рим 3:21). Очевидно, Павел и Варнава представились начальникам синагоги до начала службы, так что после чтения из Писаний их пригласили поделиться словом наставления с народом.

Деян 13:16−25. Павел воспользовался возможностью показать, как ветхозаветные упования на Мессию осуществились в Иисусе. На страницах книги Деяний Апостолов Лукой приведено несколько «образцов проповеди» Павла (14:15−17; 17:22−31; 20:18−35). Эта — первая и наиболее полно представленная — отражает характер выступления Павла, обращенного к аудитории, хорошо знакомой с Ветхим Заветом.

Речь апостола условно может быть поделена на три части — соответственно с трижды повторенным обращением Павла к его слушателям (13:16, 26, 38) и по строгому плану: 1) предвидение прихода Мессии и подготовка к нему, которая определялась самим ходом исторических событий (стихи 16−25), 2) отвержение и распятие Господа Иисуса и Его воскресение (стихи 26−37), и 3) практические выводы из этого и призыв к слушателям (стихи 38−41). Итак, апостол начинает с обращения: мужи Израильские и боящиеся Бога (под «боящимися Бога» подразумевались язычники). Может быть, эти язычники были лишь частично обращенными в иудаизм. Так или иначе, они, хоть и поклонялись Иегове, Новозаветного спасения не имели.

Обозревая историю Израиля, Павел упоминает все ее ключевые события и вовлеченные в нее народы: пребывание в земле Египетской (стих 17), исход из нее (стих 17), сорокалетнее пребывание в пустыне (стих 18), завоевание Палестины (стих 19); семь народов в земле Ханаанской, которых Бог истребил, перечислены во Втор 7:1; время судей (стих 20) и монархическое правление при царях Сауле и Давиде (стихи 21−22). От упоминания о Давиде естественно было сделать переход к Спасителю Иисусу (стих 23) и к Его предтече Иоанну Крестителю (стихи 24−25). (сравните это выступление Павла с речью Стефана в 7:2−47.)

Около четырехсот пятидесяти лет (13:20) включают 400 лет египетского рабства, 40 лет жизни в пустыне и примерно 10 лет, потребовавшихся для завоевания Ханаана под руководством Иисуса Навина.

Деян 13:26−37. Павел, как и Петр (2:33, 36; 3:15; 4:10; 5:30; 10:39) и Стефан 7:52), прямо обвиняет иудеев в убийстве Иисуса (стих 28). Свидетельства Его воскресения, о котором часто говорят в Деяниях Апостолов Его последователи, подавались на протяжении многих дней. Тут в пятый раз на страницах книги Деяний заявляют апостолы о том, что были свидетелями воскресения Иисуса Христа (2:32; 3:15; 5:32; 10:39−41; 13:30−31).

В подтверждение того, что Иисус и должен был воскреснуть из мертвых, Павел ссылается на Пс 2:7 (стих 33), где говорится о Богосыновстве Мессии, логически предполагающем Его воскресение, а также на пророка Исаию (Ис 55:3) и на Пс 15:10 (Деян 13:34−35). Ранее на Пс 15:10 ссылался Петр (толкование на Деян 2:25−32).

Деян 13:38−39. в книге Деяний апостолы часто упоминают о прощении грехов (2:38; 5:31; 26:18). В 13:39 сформулирован главный тезис Павла в послании к Галатам, которое было, вероятно, написано вскоре после его первого миссионерского путешествия и до того, как состоялся Собор в Иерусалиме (Деян 15). (Таблицу «Послания Павла, написанные во время его путешествий и пребывания в заточении»).

ПОСЛАНИЯ ПАВЛА, НАПИСАННЫЕ ВО ВРЕМЯ ЕГО ПУТЕШЕСТВИЙ И ПРЕБЫВАНИЯ В ЗАТОЧЕНИИ:

Послание Количество Время написания
ГАЛАТАМ 1 После 1-го миссионерского путешествия
1 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
2 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ
2 Во время 2-го миссионерского путешествия
1-КОРИНФЯНАМ
2-КОРИНФЯНАМ
Во время 3-го миссионерского путешествия
РИМЛЯНАМ 3
ЕФЕСЯНАМ
ФИЛИППИЙЦАМ 4 Во время первого заточения апостола
КОЛОССЯНАМ
ФИЛИМОНУ
1-ТИМОФЕЮ После или во время 2-го его заточения
ТИТУ 3
2-ТИМОФЕЮ

Деян 13:40−41. В 13:41 Павел прибегает к свободному цитированию из Авв 1:5 как к форме предостережения относительно грядущего осуждения. В Авв 1:6 пророк предсказал Иуде, что он впадет в руки вавилонян (именно это «дело сделает» Бог; Авв 1:5−6). Тут Павел не уточняет, откуда придет «суд» на неверующих иудеев в его дни. Он просто предупреждает: веруйте, или суд постигнет вас.

3) Конфликтная ситуация, возникшая в следующую субботу (13:42−52).

Деян 13:42−43. Какая-то часть слушавших Павла, включая, видимо, и начальников синагоги, заинтересовалась его словами и выразила пожелание, чтобы он в следующую субботу продолжил эту тему. Многие оказались расположенными принять Благую Весть, и Павел и Варнава, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

Деян 13:44−45. Однако в следующую субботу… Иудеи (здесь, видимо, руководители иудейской общины) исполнились зависти при виде огромного стечения народа, который собрался в синагоге, чтобы послушать Павла; и стали они, злословя, противоречить ему и всячески мешать ему говорить.

Деян 13:46. Тогда Павел и Варнава с дерзновением (т. е. смело) заявили иудеям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но… Первыми иудеи должны были быть по ряду причин. Во-первых, наступление земного Царства Христа зависело от реакции Израиля на приход Мессии (Мф 23:39). Во-вторых, лишь после отвержения Благовестия Израилем мог Павел посвятить себя язычникам.

И в-третьих, сама весть об Иисусе — «иудейского происхождения», в том смысле, что и Ветхий Завет и Мессия и обетования — все это дано было иудеям. (Относительно «первенства иудеев» Деян 3:26; Рим 1:16.) Итак, именно в Антиохии Писидийской Павел обращается к язычникам, И этого принципа он будет держаться в каждом городе, пока не достигнет Рима (Деян 13:50−51; Деян 14:2−6; Деян 17:5, 13−15; Деян 18:6; Деян 19:8−9). В Риме в последний раз на страницах Деяний Апостолов Павел заявит иудеям, что язычникам будет оказано предпочтение перед ними (28:23−28).

Деян 13:47. В этом «обращении к язычникам» Павлу и Варнаве виделось исполнение пророческих слов в Ис 49:6: Я положил Тебя во свет язычникам. Несколько стихов этого пророчества применимы и к Израилю (Ис 49:3), и к Христу (Ис 49:5−6; сравните Лк 2:29−32), и к самому Павлу, апостолу язычников.

Деян 13:48. Язычники… радовались такому повороту событий, и те из них, которые были предуставлены (предназначены, предопределены, предизбраны) к вечной жизни… уверовали. И тут нельзя не увидеть учения о «предизбрании» Божием. Лука показывает, что действие Божиего «принципа избирательности» распространяется и на язычников.

Деян 13:49−51. И слово Господне распространялось по всей стране (в значении города и его окрестностей); сравните с 6:7; 12:24; 19:20. Но Иудеи, имевшие связи в высших слоях общества, воспользовались ими, чтобы восстановить против Павла и Варнавы сильных в городе людей, и апостолов изгнали из Антиохии. Они же, в соответствии с повелением, данным Господом (Мф 10:14) оттрясли в знак протеста прах этого города от ног своих.

Деян 13:52. А ученики исполнялись радости и Духа Святого.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: близкий друг четвертовластника/тетрарха.
2  [2] — Букв.: отделите же, в знач. освободить от служения, совершаемого прежде.
10  [3] — Или: праведности.
12  [4] — Букв.: поражаясь учению Господню.
16  [5] — Букв.: боящиеся Бога; то же в ст. 26.
17  [6] — Букв.: поднятой.
18  [7] — В некот. рукописях: терпел его.
19  [8] — Букв.: отдал (им) в наследие.
20  [9] — В некот. рукописях: ту землю. 20 После того лет четыреста пятьдесят давал.
21  [10] — См. в Словаре Колена Израиля.
22  [11] — Пс 89 (88):21; 1Цар 13:14.
23  [12] — Букв.: из семени его привел; в некот. рукописях: воздвиг.
26  [13] — Или: слово спасения.
27  [14] — Букв.: не узнали Его.
27  [15] — Букв.: голоса; в некот. рукописях: Писания.
29  [16] — Букв.: с дерева; см. примеч. к 5:30.
33  [17] — Букв.: Я ныне родил Тебя. Пс 2:7.
34  [18] — Букв.: Я дам вам святое Давидово (состояние), надежное.Ис 55:3.
35  [19] — Пс 16 (15):10 (LXX).
36  [20] — Букв.: по совету (или: намерению) Божию.
41  [21] — Авв 1:5 (LXX).
42  [22] — В некот. рукописях: из иудейской синагоги, язычники.
43  [23] — Или: твердо держаться благодати Божией.
44  [24] — В некот. рукописях: Божие.
47  [25] — Ис 49:6.
48  [26] — Букв.: поставлен/определен; здесь говорится о тех, кто благодаря своей вере во Христа получает жизнь вечную.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.