Деяния 13 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Еврейский Новый Завет

 
 

В общине антиохийской были тогда такие пророки и учителя, как Варнава, Симеон, которого также звали Нигер, Лукий Киринеянин, Манаин, который воспитывался вместе с правителем1 Иродом, и Савл.
 
В общине Антиохии были пророки и учителя — Варнава, Симон (по прозвищу "Чёрный"), Луций (из Киренеи), Менахем (воспитывавшийся вместе с правителем Иродом) и Савл.

Однажды, когда они совершали богослужение, молились Господу и постились, Дух Святой сказал им: «Отпустите2 для Меня Варнаву и Савла для дела, к которому Я призвал их».
 
Однажды, когда они поклонялись Господу и постились, Святой Дух сказал им: "Отделите мне Варнаву и Савла для дела, к которому я их призвал".

Тогда собравшиеся там, продолжая пребывать в посте и молитве, возложили на них руки и отпустили их.
 
Окончив пост и молитвы, они возложили на них руки и отправили в путь.

Так, эти двое, посланные Святым Духом, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр.
 
Итак, эти двое, посланные Святым Духом, направились в Селевкию и оттуда отплыли на Кипр,

Прибыв в Саламин, они проповедовали слово Божие в иудейских синагогах, Иоанн же был с ними как помощник.
 
высадившись в Саламине, они начали провозглашать в синагогах Божье слово, а Иоанн (Марк) помогал им;

Они прошли весь остров Кипр до самого Пафа и встретили там некоего лжепророка и волхва. Это был иудей по имени Бар-Иисус,
 
и таким образом они прошли через весь остров. Добравшись до Пафоса, они нашли там еврейского колдуна и лжепророка по имени Бар-Йешуа.

и он был из свиты проконсула Сергия Павла. Проконсул, как человек рассудительный, позвал к себе Варнаву и Савла, желая услышать слово Божие.
 
Он постоянно находился при областном правителе, Сергие Павле, весьма умном человеке. Правитель позвал к себе Варнаву и Савла и горел желанием услышать послание о Боге;

Но Элима, то есть волхв (так переводится имя его), противостоял им, стараясь отвратить проконсула от веры.
 
но Элима, колдун (так переводится его имя), мешал им, всеми силами стараясь не допустить, чтобы правитель поверил.

Тогда Савл (он же Павел), исполнившись Духом Святым, пристально посмотрел на волхва
 
Тогда Савл, также зовущийся Павлом, наполнившись Святым Духом, пристально посмотрел на него и сказал:

и сказал: «О сын дьявола и враг всякой правды!3 Полон ты всякого порока и коварства. Может быть, довольно уже тебе извращать прямые пути Господни?!
 
"Сын Сатаны, полный коварства и злости! Враг всего доброго! Прекратишь ли ты когда-нибудь искривлять прямые пути Господа?

Так вот, не уйдешь ты от руки Господней: ослепнешь ты на время и света солнечного не увидишь!» И тут же словно туманом, а затем и полным мраком заволокло глаза Элимы, и стал он метаться по сторонам в поисках поводыря.
 
Послушай же! Рука Господа на тебе; и на какое-то время ты ослепнешь и не сможешь видеть солнца". В тот же миг туман и мгла окутали Элиму, и он стал передвигаться ощупью, ища кого-нибудь, кто мог бы повести его за руку.

Увидев всё происшедшее, проконсул уверовал. Он был под глубоким впечатлением от всего, что узнал о Господе.4
 
Тогда правитель, увидев, что произошло, поверил, изумившись учению о Господе.

Отплыв из Пафа, Павел и сопровождавшие его братья прибыли в Пергию, что в Памфилии, Иоанн, однако, оставил их там и вернулся в Иерусалим.
 
Отплыв из Пафоса, Савл вместе со своими спутниками прибыл в Пергию, в Памфилии. Там Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим,

Они же, пройдя Пергию, пришли в Антиохию, что в Писидии, и, в субботний день придя в синагогу, сели там.
 
а остальные отправились дальше из Пергии в Антиохию Писидийскую, и в Субботу вошли в синагогу и сели.

После чтения Закона и пророков старейшины синагоги послали сказать им: «Братья! Если у вас есть слово наставления к народу, говорите».
 
После чтений из Пятикнижия и Пророков руководители синагоги послали передать им: "Братья, если у кого-то из вас есть слова наставления для людей, говорите!"

Павел встал, сделал знак рукою, прося всех умолкнуть, и сказал: «Братья израильтяне и все вы, чтущие единого Бога,5 послушайте!
 
Тогда Савл поднялся, сделал жест рукой и сказал: "Братья израильтяне и 'боящиеся Бога', послушайте!

Бог народа израильского избрал отцов наших; и на чужбине, в земле египетской, Он сделал наш народ большим народом и рукой Своей могучей6 вывел его оттуда.
 
Бог народа Израиля избрал наших отцов. Он сделал этот народ великим в то время, когда они жили как пришельцы в Египте, и простёртой рукой вывел их из той земли.

И около сорока лет Он заботился о нем7 в пустыне.
 
В течение примерно сорока лет Он заботился о них в пустыне,

И истребив семь народов в земле ханаанской, Он отдал отцам нашим во владение8 ту землю
 
и, истребив семь народов в земле Ханаана, Он отдал их землю в наследство Своему народу.

лет на четыреста пятьдесят. После того, как взяли они ту землю, давал9 Он им судей, и те правили народом вплоть до дней пророка Самуила.
 
Всё это заняло около четырёхсот пятидесяти лет. После этого Он дал им судей, вплоть до пророка Самуила.

Потом просили они себе царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, из колена10 Вениаминова, который правил сорок лет.
 
Затем они попросили царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова из колена Вениамина. Спустя сорок лет

Отстранив его, поставил им Бог царем Давида и дал о нем такое свидетельство: „Нашел Я Себе человека по сердцу Своему, Давида,11 сына Иессеева. Он исполнит всю волю Мою“.
 
Бог сместил его и поставил им царём Давида, выразив Своё расположение к нему следующими словами: "Я увидел, что Давид, сын Иессеев пришёлся Мне по сердцу; он исполнит всё, чего Я пожелаю".

Бог по Своему обещанию из его потомков даровал12 Израилю Спасителя Иисуса,
 
Исполняя Своё обещание, Бог из потомков этого человека дал Израилю освободителя, Иисуса.

пришествие Которого было предвозвещено Иоанном, призывавшим весь народ Израиля к крещению в знак покаяния.
 
Перед приходом Иисуса Иоанн провозглашал всему народу Израиля погружение, которое символизировало оставление грехов и возвращение к Богу.

Иоанн, прежде чем закончить свой путь, сказал: „Я не тот, за кого вы меня принимаете, но за мною вслед идет Тот, у Кого я не достоин развязать обувь на ногах“.
 
Но когда Иоанн уже завершал свой труд, он сказал: 'Кем вы меня считаете? Нет, это не я! Но вслед за мной идёт некто, у которого я недостоин развязать обувь на ногах'.

Братья мои, дети рода Авраамова и все вы, поклоняющиеся единому Богу! Эта весть о спасении13 послана нам!
 
Братья! Дети Авраама и те из вас, которые являются 'боящимися Бога'! Именно нам была послана весть об освобождении!

Ибо жители Иерусалима и начальники их отказались признать Его14 и исполнили слова15 пророков, читаемые каждую субботу, осудив Его.
 
Поскольку жители Иерусалима и их руководители не распознали, кто такой Иисус, и не поняли слов Пророков, которые читаются каждую Субботу, они исполнили эти слова, осудив его.

Они, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, упросили всё же Пилата казнить Его.
 
Они не могли найти веских оснований для смертного приговора; тем не менее, просили Пилата казнить его;

Исполнив тем самым все, сказанное о Нем в Писаниях, сняли с креста16 и положили Его в гроб,
 
и когда они привели в исполнение всё то, что было написано о нём, то сняли его со стойки и положили в гробнице.

но Бог воскресил Его из мертвых.
 
Однако Бог воскресил его из мёртвых!

И в течение многих дней Он являлся тем, кто вместе с Ним пришел из Галилеи в Иерусалим; [теперь] они свидетельствуют о Нем перед народом.
 
В течение многих дней он появлялся перед людьми, пришедшими с ним из Галилеи в Иерусалим; и теперь они его свидетели для народа.

Вот и мы принесли вам Благую Весть: обещанное отцам нашим
 
Что касается нас, мы несём вам Добрую Весть. Она в том, что обещания Бога, данные нашим отцам,

Бог исполнил для нас, [их] детей, восставив Иисуса, как и написано об этом во втором псалме: „Ты — Мой Сын, Отцом Твоим стал Я ныне“.17
 
Он исполнил в нашем поколении — поколении их детей, воскресив Иисуса, как написано во втором Псалме: 'Ты Мой Сын; Сегодня Я стал твоим Отцом'.

А о том, что Бог восставил Его из мертвых, навсегда избавив от тления, Он сказал так: „Я дам Вам те святые, обещанные Давиду блага, на которые положиться можно“.18
 
А о том, что он воскреснет из мёртвых и больше не вернётся к тлению, сказано: 'Я дам вам святое и достойное доверия, обещанное Давиду'.

Потому и в другом псалме сказано: „Не дашь Святому Твоему Ты в тлен обратиться“.19
 
Это объясняется в другом месте: 'Ты не допустишь, чтобы Твой Святой подвергся тлению'.

Но Давид, как вы знаете, по воле Божьей20 послужил своему поколению и почил, он был похоронен с отцами своими и «тлен увидел».
 
Давид действительно послужил Божьим целям в своём поколении; но затем он умер и был похоронен со своими отцами и всё-таки познал тление.

Но тление не коснулось Того, Кто Богом был воскрешен.
 
Однако тот, кого Бог воскресил, не познал тления.

[38-39] И знайте, братья мои, что это через Него возвещается вам прощение грехов. Через Него каждый верующий получает оправдание во всем, в чем вы через Закон Моисея не могли быть оправданы.
 
Поэтому, братья, да будет вам известно, что через этого человека и провозглашается прощение грехов!

 
То есть Бог очищает всякого, кто доверяет этому человеку, даже от того, от чего вас не могло очистить Пятикнижие Моисея.

Так смотрите, чтобы не случилось того, о чем говорили пророки:
 
Берегитесь же, чтобы сказанное в Пророках не произошло с вами:

„ Только посмотрите, насмешники! И останется вам лишь поразиться и погибнуть, ибо во дни ваши совершаю Я такое, чему вы никогда бы не поверили, случись вам услышать об этом“».21
 
"Смотрите, насмешники, изумляйтесь и погибните! Так как в ваши дни Я совершу дело, которому вы не поверите даже в том случае, если кто-то разъяснит его вам!"

Когда Павел и Варнава выходили из синагоги, их22 просили продолжить говорить об этом в следующую субботу.
 
Когда Савл и Варнава вышли, люди попросили их рассказать им больше обо всём этом в следующую Субботу.

Когда же собрание закончилось, многие иудеи и люди благочестивые, из обращенных в иудаизм, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.23
 
Когда собрание в синагоге было распущено, многие из евреев по рождению и набожных прозелитов последовали за Савлом и Варнавой, а те беседовали с ними и убеждали их всеми силами держаться за Божью любовь и милость.

В следующую субботу чуть ли не весь город собрался, чтобы слушать слово Господне.24
 
В следующую Субботу почти весь город собрался послушать весть о Господе;

Иудеи, увидев эти толпы, исполнились зависти и начали, бранясь, противоречить всему, что говорил Павел.
 
однако евреи, которые не поверили, увидев толпы народа, были охвачены завистью и начали противоречить тому, что говорил Савл, и оскорблять его.

Тогда Павел и Варнава смело и решительно сказали: «Мы должны были вам первым возвестить слово Божье; но раз вы его отвергаете и, как видно, не считаете себя достойными вечной жизни, мы обращаемся к язычникам.
 
Тем не менее, Савл и Варнава смело ответили: "Сначала необходимо было возвестить Божье слово вам, но поскольку вы отвергаете его и делаете себя недостойными вечной жизни, — вот, мы обращаемся к язычникам!

Так заповедал нам Господь: „Светом для язычников сделал Я Тебя, чтоб стал Ты спасением до края земли“».25
 
Потому что так повелел нам Господь: 'Я сделал тебя светом для язычников, чтобы ты нёс освобождение до края земли'".

Слыша это, язычники радовались и славили слово Господне, и уверовали все, кто избран26 был для вечной жизни.
 
Язычники очень обрадовались, услышав это. Они с почтением отнеслись к вести о Господе, и те из них, которые были предназначены для вечной жизни, поверили.

Слово Господне распространялось по всем окрестностям.
 
И весть о Господе распространилась по всей той области.

Но иудеи, сумев повлиять на чувства благочестивых женщин из знатных семей и на влиятельных людей города, начали преследовать Павла и Варнаву и изгнали их из своих краев.
 
Однако неверующие евреи подстрекнули женщин из 'боящихся Бога', занимавших высокое положение в обществе, а также руководящих людей города, и те начали преследовать Савла и Варнаву и изгнали их из своей области.

Они же, отряхнув прах с ног во свидетельство против своих гонителей, пошли в Иконию.
 
А Савл и Варнава, отряхнув на них пыль со своих ног, направились в Иконию;

А ученики из обращенных в Антиохии, исполненные Духа Святого, пребывали в великой радости.
 
а ученики наполнялись радостью и Святым Духом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: близкий друг четвертовластника/тетрарха.
2  [2] — Букв.: отделите же, в знач. освободить от служения, совершаемого прежде.
10  [3] — Или: праведности.
12  [4] — Букв.: поражаясь учению Господню.
16  [5] — Букв.: боящиеся Бога; то же в ст. 26.
17  [6] — Букв.: поднятой.
18  [7] — В некот. рукописях: терпел его.
19  [8] — Букв.: отдал (им) в наследие.
20  [9] — В некот. рукописях: ту землю. 20 После того лет четыреста пятьдесят давал.
21  [10] — См. в Словаре Колена Израиля.
22  [11] — Пс 89 (88):21; 1Цар 13:14.
23  [12] — Букв.: из семени его привел; в некот. рукописях: воздвиг.
26  [13] — Или: слово спасения.
27  [14] — Букв.: не узнали Его.
27  [15] — Букв.: голоса; в некот. рукописях: Писания.
29  [16] — Букв.: с дерева; см. примеч. к 5:30.
33  [17] — Букв.: Я ныне родил Тебя. Пс 2:7.
34  [18] — Букв.: Я дам вам святое Давидово (состояние), надежное.Ис 55:3.
35  [19] — Пс 16 (15):10 (LXX).
36  [20] — Букв.: по совету (или: намерению) Божию.
41  [21] — Авв 1:5 (LXX).
42  [22] — В некот. рукописях: из иудейской синагоги, язычники.
43  [23] — Или: твердо держаться благодати Божией.
44  [24] — В некот. рукописях: Божие.
47  [25] — Ис 49:6.
48  [26] — Букв.: поставлен/определен; здесь говорится о тех, кто благодаря своей вере во Христа получает жизнь вечную.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.