вот и охотится целыми днями
за ветром восточным.
Множит он губительную ложь и смуту,
союз с Ассирией заключает,
в Египет масло олив
не без умысла поставляет.
А ГОСПОДЬ и Иуду к суду привлечет,
накажет Он Иакова1 за то, как тот повел себя,
и воздаст ему по делам его.
Он и во чреве матери теснил брата своего,
а зрелости достигнув, с Богом боролся.2
Боролся-то он с Ангелом Завета и одолел его —
с плачем вымолил у Него
милость и благословение.
В Бет-Эле он вновь встретился с Богом
и там уже с Ним Самим3 говорил,
с ГОСПОДОМ, Богом Воинств,
незабвенное имя Которому — ГОСПОДЬ.4
Так вернись же ныне и ты к Богу своему!5
Будь верным и справедливым будь
и уповай лишь на Бога своего!
А у Израиля в руках, как у торговца корыстного,6
весы обманные — ему нравится обвешивать.
И Ефрем всё кичится: «Как разбогател я!
Какое нажил себе состояние!
И нет греха никакого в том, что я делал для этого:
никто в преступлениях меня не уличит».
« Не торопись хвалиться! Я, ГОСПОДЬ, Бог твой
с тех самых пор, как оставил ты Египет,
и Я заставлю тебя опять жить в шатрах,
как в дни давние.7
Я говорил это пророкам,
одно за другим видения посылал им
и в притчах через них
предупреждал народ Свой ».
И что же? Не живо ли и ныне
поклонение идолам в Гиладе?
За то будут истреблены жители его.
И в Гилгале,
не приносят ли там быков в жертву?8
Вот и станут их алтари похожи
на груды камней,
набросанных вдоль борозд на пашнях.
А ведь был Господь с Иаковом,
когда бежал тот в землю арамейскую,
когда спину гнул там в уплату за жену
и скот ради нее пас.9
И, готовя народ для Себя,
через пророка вывел ГОСПОДЬ
израильтян из Египта,
через пророка проявлял
постоянную заботу10 о них.
А что до Ефрема,
тот принес Богу тяжкое огорчение.
Потому оставлен он будет Владыкой своим
нести страдания за кровь, им пролитую,
и от Него же получит он возмездие
за свое презрение к Закону.
12:1−2 Ефрем пасет ветер — чтобы выжить, ему приходится заключать союзы с Ассирией и Египтом. У Бога большие претензии и к Иуде. Он накажет Иакова (Иудею), пусть его грех и не так ужасен, как Ефрема.
12:3 Здесь упоминается патриарх Иаков. Хотя некоторые библейские тексты выставляют его в неприглядном свете, в данном случае он поставлен в пример как человек, который обращался к Богу и побеждал.
12:4−6 Ангел (ст. 4) отождествляется с Богом Саваофом и Господом (ст. 5). Это тот же Ангел (или Ангел Господень), который явился Агари (Быт 16:7−11), Аврааму (Быт 18:1−33; Быт 22:11, 15−16) и Иакову (Быт 31:11−13; Быт 48:16; см. также Исх 3:2, 6−15 и Чис 22:22−35). Евангельские христиане в большинстве своем верят, что речь идет о втором Лице Троицы до Его воплощения.
Бог увещевает Ефрема подражать Иакову, который больше полагался на Божью силу, чем на свою (см. Быт 32:28).
12:7−8 Но Ефрем — хитрый хананей; этот самонадеянный хвастун и обманщик считает себя неуязвимым.
12:9 Бог напоминает народу: всем, что у него есть, он обязан Тому, Кто вывел его из Египта. Если бы только Израиль был послушным! — Он поселил бы его в кущах, как в дни праздника (кущей).
12:10−12 Иегова неоднократно говорил к пророкам (для народа), но безрезультатно. Галаад и Галгал — две области северного царства, разделенные Иорданом — придут в полное запустение по причине идолопоклонства. При этом упоминается, что их предок, Иаков, бежал в Сирию, где был скромным пастухом — стерег овец в Месопотамии.
12:13 Бог по Своей великой милости рукою Моисея (пророка) вывел потомков Иакова из Египта, где они были рабами.
12:14 Но Ефрему все равно. Своим идолопоклонством он раздражил Господа, поэтому кровь его будет на нем самом. Бог вернет время «египетского позора» и поношение его обратит. на него.