не торжествовать,1
как принято у других народов в дни жатвы!
Ты ведь Богу своему изменила,
тебе полюбилась плата блудницы
за разврат твой на каждом гумне.
Но ни гумно, ни давильня
таковых2 не прокормят,
и вина молодого не будет у них.
Не жить таким на земле ГОСПОДНЕЙ:
ефремляне вернутся в Египет,3
пищу нечистую будут есть в Ассирии.
Не совершать им возлияний в честь ГОСПОДА,
и жертвы их не будут угодны Ему,
ведь такие приношения —
что хлеб скорбящих по умершим; 4
кто будет есть их, тот непременно осквернится.
Такою пищею5 им лишь голод свой утолять,
а не вносить ее в Дом ГОСПОДЕНЬ!
Как думаете вы праздники отмечать
без Храма и жертвоприношений,
что станете делать в дни торжества ГОСПОДНЕГО?
Случись избежать им погибели,
приберет их к рукам Египет
и Мемфис6 устроит им похороны;
земля — их богатство7 — крапивой зарастет,
а терн колючий заполонит шатры их.
Пришли для вас дни возмездия,
настали дни воздаяния!
Знай это, Израиль!
Пророк в ваших глазах глуп,
и муж вдохновленный8 безумен —
всё это из-за тяжкой вины вашей
да великой враждебности
к пророкам Господним.
Пророк вместе с Богом своим стоит
и предостерегать Ефрема обязан,9
но куда бы ни пошел он —
всюду пред ним западня птицелова
и враждебность к нему на земле10 Бога его!
Погрязли они глубоко во грехе!
В свое время подобное в Гиве11 случилось.
Бог не забудет12 нечестие их
и за грехи их воздаст им.
«Найти Израиль для Меня
было то же самое,
что найти грозди винограда в пустыне
или первые созревшие плоды смоковницы;
смотрел Я с радостью на отцов ваших.
Но вот пришли они к Ваал-Пеору13
и отдались там Ваалу гнусному;
сами стали мерзки,
как и идолы, которых они полюбили.
Посему оставит Ефрема величие былое,
как птица улетит:
ни родов, ни беременностей, ни зачатий.
А если и вырастит кто детей,
всех до единого у них отниму.
Худо им будет, когда отвернусь Я от них!
Стать добычей врага обречены сыновья Ефрема,14
он должен будет вывести своих детей к убийце».
Воздай же отступникам, о ГОСПОДИ,
как Ты и вознамерился воздать им!
Сделай бесплодным их чрево и грудь высохшей!
«Все их злодейства там, в Гилгале,
вызвали ненависть Мою.15
За зло, которое творят, из дома Моего их изгоню,
любить их как Свой народ больше не буду;
князья их все непокорны Мне.
Сражен Ефрем, засох его корень,
не принести ему уже плодов;
А если и родят детей — предам Я смерти
взлелеянное во чреве их».
Так вот и отвергнет их Бог мой,
ибо слушать Его они не захотели,
посему и будут меж язычников скитаться.
Л. Пророчество о пленении Израиля из-за его порочности (Гл. 9−10)
9:1−2 Израилю нечему радоваться. Из-за идолов он не получит тех урожаев, на которые рассчитывает. Идолопоклонство — это духовное прелюбодеяние. Френсис Шеффер объясняет это следующим образом:
Обратите внимание на аллегорический прием, который использует Бог: жатва в самом разгаре; одна из женщин, пользуясь тем, что на поле раздолье и свобода, спит за деньги с мужчинами прямо на сене, хотя вокруг кипит работа. Вот во что превратился некогда Божий народ. Такова жена-прелюбодейка, которая отступила от живого Бога.
9:3−4 По причине блудодеяний народ отправится в плен; не буквально в Египет, а в Ассирию, где тяжелая жизнь напомнит им египетское рабство. Евреи практикуют синкретизм — поклоняясь идолам, пытаются поклоняться и Иегове. Однако такое «смешанное» поклонение не угодно Богу, да и самим поклоняющимся удовлетворения не приносит.
9:5−9 Их око не порадуется праздникам на своей земле; вместо этого их ждет плен. Шатры Ефрема опустеют; зарастут крапивой и терном. Время изгнания приближается — с ним и гибель лжепророков.
9:10−17 Израиль подавал большие надежды; он сравнивается с созревающими плодами, с первой ягодой на смоковнице. Но вместо того чтобы плодоносить, погряз в идолопоклонстве, чем навлек на себя бесплодие и гибель своих детей. Выражение «отниму у них» (всех детей) в стихе 12 не следует воспринимать слишком буквально. Мужское население, конечно, очень сократится, но не исчезнет. За то, что Ефрем променял славу на мерзость, Бог вынес ему приговор: «Не будет ни рождения, ни беременности, ни зачатия!»