Иеремия 35 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Во времена, когда Иоаким, сын царя Иосии, был царём Иудеи, весть от Господа пришла к Иеремии:
2 «Пойди, Иеремия, к Рехавитам и попроси их прийти в одну из боковых комнат Господнего храма, и там предложи им вина».
3 Тогда я, Иеремия, пошёл к Иазании, сыну Иеремии, который был сыном Авацинии, и нашёл всех братьев Иазании и сыновей со всей семьёй Рехавитов.
4 Я привёл их в храм Господа, в комнату сыновей Божьего человека Ханана, сына Годолии. Комната была рядом с той, где останавливаются иудейские князья, над комнатами Маасеи, сына Селлума, сторожа храмовых ворот.
5 Затем я, Иеремия, поставил несколько чаш, полных вина, перед семьёй Рехавита и предложил им выпить.
6 Но они ответили, что никогда не пьют вина, потому что их предок Ионадав, сын Рехава, завещал им не пить вина: ни им, ни их потомкам.
7 Они никогда не должны строить дома, сажать пшеницу, растить виноград, а всегда должны жить в шатрах. Только тогда они будут жить долго на земле, по которой кочуют.
8 И все Рехавиты подчинились всему, что завещал их предок Ионадав. Они ответили:
«Мы не пьём вина, и наши жёны, сыновья и дети тоже не пьют вина.
9 Мы не строим домов, не владеем полями и виноградниками и ничего не выращиваем.
10 Мы жили в шатрах и подчинялись всему, что завещал нам предок наш Ионадав.
11 Но, когда Навуходоносор напал на Иудею, мы пошли в Иерусалим и сказали друг другу: „Пойдём в Иерусалим, и тем самым спасёмся от вавилонской и арамейской армии”».
12 Затем к Иеремии пришла весть от Господа.
13 Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит:
«Иеремия, пойди и передай Мою весть всему народу Иудеи и всем людям Иерусалима: „Вы должны извлечь для себя урок и подчиниться Моим словам”».
Такова весть от Господа:
14 «Ионадав, сын Рехава, повелел своим сыновьям не пить вина, и его повеление выполнялось. И до сегодняшнего дня они не пьют вина, а Я, Господь, вновь и вновь передаю вам весть, жители Иудеи, но вы не слушаете Меня.
15 Я посылал к вам слуг Моих пророков. Я посылал их вновь и вновь, и они вас предупреждали, что каждый из вас должен перестать делать зло, стать добрым, не следовать другим богам, не служить и не поклоняться им. И если вы подчинитесь Мне, то будете жить на земле, полученной от Меня вашими предками. Однако вы не обращали внимания на Мои слова.
16 Потомки Ионадава подчинялись повелениям их предков, но народ Иудеи не подчинился Мне».
17 Поэтому Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит:
«Я сказал, что много бед случится с Иудеей и Иерусалимом, и Я скоро всё это совершу. Я говорил этим людям, но они отказались слушать, Я звал их, но они не ответили Мне».
18 И сказал Иеремия семье Рехавита:
«Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит: „Вы подчинились повелению вашего предка Ионадава, вы следовали всем его поучениям, вы сделали всё, что он вам велел.
19 Поэтому Господь Всемогущий говорит: „Потомки Ионадава, сына Рехава, всегда будут служить Мне”».

Толкование Далласской семинарии

б. О верности и послушании рехавитов (глава 35)

Иер 35:1−5. Это пророчество сделано было в царствование Иоакима (609−598 гг.до Р. Х.), т. е. на 11 примерно лет, а то и лет на 20 ранее пророчеств, записанных в главе 34. В книге оно помещено здесь, чтобы по контрасту с верностью и послушанием Рехавитов подчеркнуть неверность иудеев. Рехавиты были кочевым племенем (35:7−10), происходившим от Ионадава, сына Рехава (стих 6), который поддержал Ииуя в искоренении культа Ваала в Израиле (4Цар 10:15−27).

Родственные узы связывали их с племенем кенеев (1Пар 2:54−55), которые имели своим родоначальником Иофора Кенеянина, тестя Моисея (Суд 1:16). Ионадав отверг, очевидно, оседлый образ жизни в городах, предпочтя для своего клана, возможно, желая таким образом предохранить его от нравственного разложения, кочевую жизнь. Рехавиты кочевали со своими стадами по пустыне Негев, и лишь наступление вавилонских полчищ на Палестину заставило их искать убежища в Иерусалиме (стих 11).

Итак, по слову Божию, Иеремия пригласил весь клан Рехавитов в храм. Комнаты, упоминаемые в стихе 4, располагались по окружности храмового двора и служили для встреч, а также как жилища для священнослужителей и как складские помещения (3Цар 6:5; 1Пар 28:12; 2Пар 31:11; Неем 13:7−9). Иеремия привел гостей в комнату сынов Анана, сына Годолии. О Годолии известно лишь то, что он был «человеком Божиим» — обычно так называли пророков (3Цар 12:22; 4Цар 1:9−13; 4:21−22).

Местонахождение этой комнаты — подле комнаты князей (здесь в значении каких-то официальных лиц), над комнатой Маасеи, сына Селлумова, стража у входа, — свидетельствовало о том, что тот или те, чье имя она носила, пользовались особым почетом. Маасея был, очевидно, одним из трех стражей у входа, или «сторожей порога» в храме (сравните 4Цар 25:18−21), т. е. занимал в нем высокое положение, судя по тому, что все трое, занимавшие его в дни Навуходоносора, были по его приказу казнены вместе с главными священниками (Иер 52:24−27).

Итак, приведя этих «неотесанных кочевников» в «почетную комнату», Иеремия поставил перед ними полные чаши вина и предложил выпить его. Можно предположить, что свидетелями происходившему были некие знатные иудеи.

Иер 35:6−11. Рехавиты, однако, отказались от вина, сославшись на заповедь… Ионадава, «отца своего», запрещавшую им пить. И «досказали» иудеям до конца эту заповедь, согласно которой они уже много веков вели кочевой образ жизни. Ибо они во всем… послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца своего.

Иер 35:12−16. «Эксперимент» Иеремии с рехавитами предназначен был дать иудеям урок, показать им на примере дружественного им народа, неукоснительно слушавшегося завещания отца своего, сколь нетерпимо неповиновение иудеев заветам Самого Господа Бога (стихи 13−15).

Иер 35:17. Злостное это неповиновение будет сурово наказано. Все то зло, которое Я изрек на них. В этой фразе могли подразумеваться как «проклятия», предусмотренные в завете (Лев 26:14−39; Втор 28:15−68), так и (что более вероятно) надвигавшееся падение Иудеи и Иерусалима, неоднократно предсказанное Иеремией (4:20; 6:19; 11:11−12; 17:18).

Иер 35:18−19. Господь обещает рехавитам, что верность их и послушание будут вознаграждены. Фраза муж, предстоящий пред лицем (Бога) употреблялась главным образом по отношению к Божиим пророкам (3Цар 17:1) и к священнослужителям Его (Втор 4:10; 10:8; 2Пар 29:11); также и к верным слугам Бога или царя (Иер 15:19; 3Цар 10:8).

Следует ли из этого, что Иегова уготовил для рехавитов особое место в обществе завета, связанное со служением Ему? Едва ли. Дело в том, что вышеупомянутая фраза употреблялась и по отношению к народу Израиля, который «предстоял пред Господа» в скинии и в храме (Лев 9:5; Втор 4:10; Иер 7:10). Так что скорее всего в стихе 19 подразумевалось обещание Бога рехавитам, что и среди далеких их потомков (во все дни) всегда будут люди, способные быть истинными служителями Господа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.