«Мы не пьём вина, и наши жёны, сыновья и дети тоже не пьют вина.
«Иеремия, пойди и передай Мою весть всему народу Иудеи и всем людям Иерусалима: „Вы должны извлечь для себя урок и подчиниться Моим словам”».
Такова весть от Господа:
«Я сказал, что много бед случится с Иудеей и Иерусалимом, и Я скоро всё это совершу. Я говорил этим людям, но они отказались слушать, Я звал их, но они не ответили Мне».
«Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит: „Вы подчинились повелению вашего предка Ионадава, вы следовали всем его поучениям, вы сделали всё, что он вам велел.
Толкование Далласской семинарии
б. О верности и послушании рехавитов (глава 35)
Иер 35:1−5. Это пророчество сделано было в царствование Иоакима (609−598 гг.до Р. Х.), т. е. на 11 примерно лет, а то и лет на 20 ранее пророчеств, записанных в главе 34. В книге оно помещено здесь, чтобы по контрасту с верностью и послушанием Рехавитов подчеркнуть неверность иудеев. Рехавиты были кочевым племенем (35:7−10), происходившим от Ионадава, сына Рехава (стих 6), который поддержал Ииуя в искоренении культа Ваала в Израиле (4Цар 10:15−27).
Родственные узы связывали их с племенем кенеев (1Пар 2:54−55), которые имели своим родоначальником Иофора Кенеянина, тестя Моисея (Суд 1:16). Ионадав отверг, очевидно, оседлый образ жизни в городах, предпочтя для своего клана, возможно, желая таким образом предохранить его от нравственного разложения, кочевую жизнь. Рехавиты кочевали со своими стадами по пустыне Негев, и лишь наступление вавилонских полчищ на Палестину заставило их искать убежища в Иерусалиме (стих 11).
Итак, по слову Божию, Иеремия пригласил весь клан Рехавитов в храм. Комнаты, упоминаемые в стихе 4, располагались по окружности храмового двора и служили для встреч, а также как жилища для священнослужителей и как складские помещения (3Цар 6:5; 1Пар 28:12; 2Пар 31:11; Неем 13:7−9). Иеремия привел гостей в комнату сынов Анана, сына Годолии. О Годолии известно лишь то, что он был «человеком Божиим» — обычно так называли пророков (3Цар 12:22; 4Цар 1:9−13; 4:21−22).
Местонахождение этой комнаты — подле комнаты князей (здесь в значении каких-то официальных лиц), над комнатой Маасеи, сына Селлумова, стража у входа, — свидетельствовало о том, что тот или те, чье имя она носила, пользовались особым почетом. Маасея был, очевидно, одним из трех стражей у входа, или «сторожей порога» в храме (сравните 4Цар 25:18−21), т. е. занимал в нем высокое положение, судя по тому, что все трое, занимавшие его в дни Навуходоносора, были по его приказу казнены вместе с главными священниками (Иер 52:24−27).
Итак, приведя этих «неотесанных кочевников» в «почетную комнату», Иеремия поставил перед ними полные чаши вина и предложил выпить его. Можно предположить, что свидетелями происходившему были некие знатные иудеи.
Иер 35:6−11. Рехавиты, однако, отказались от вина, сославшись на заповедь… Ионадава, «отца своего», запрещавшую им пить. И «досказали» иудеям до конца эту заповедь, согласно которой они уже много веков вели кочевой образ жизни. Ибо они во всем… послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца своего.
Иер 35:12−16. «Эксперимент» Иеремии с рехавитами предназначен был дать иудеям урок, показать им на примере дружественного им народа, неукоснительно слушавшегося завещания отца своего, сколь нетерпимо неповиновение иудеев заветам Самого Господа Бога (стихи 13−15).
Иер 35:17. Злостное это неповиновение будет сурово наказано. Все то зло, которое Я изрек на них. В этой фразе могли подразумеваться как «проклятия», предусмотренные в завете (Лев 26:14−39; Втор 28:15−68), так и (что более вероятно) надвигавшееся падение Иудеи и Иерусалима, неоднократно предсказанное Иеремией (4:20; 6:19; 11:11−12; 17:18).
Иер 35:18−19. Господь обещает рехавитам, что верность их и послушание будут вознаграждены. Фраза муж, предстоящий пред лицем (Бога) употреблялась главным образом по отношению к Божиим пророкам (3Цар 17:1) и к священнослужителям Его (Втор 4:10; 10:8; 2Пар 29:11); также и к верным слугам Бога или царя (Иер 15:19; 3Цар 10:8).
Следует ли из этого, что Иегова уготовил для рехавитов особое место в обществе завета, связанное со служением Ему? Едва ли. Дело в том, что вышеупомянутая фраза употреблялась и по отношению к народу Израиля, который «предстоял пред Господа» в скинии и в храме (Лев 9:5; Втор 4:10; Иер 7:10). Так что скорее всего в стихе 19 подразумевалось обещание Бога рехавитам, что и среди далеких их потомков (во все дни) всегда будут люди, способные быть истинными служителями Господа.