Так говорит Господь.
«Работник плавит на огне металл, чтобы узнать, чист ли он. Вот так и Я буду испытывать народ Иудеи, другого нет пути, потому что народ Мой грешен.
Так говорит Господь.
«Я в кучу мусора превращу Иерусалим, в нём лишь шакалы будут обитать. Я города и землю Иудеи разрушу так, что в них никто не будет жить».
«Всё потому, что люди Иудеи Мои заветы перестали исполнять. Я им учение дал, но следовать ему они не захотели.
«Я скоро заставлю народ Иудеи есть горькую еду и пить отравленную воду.
«Подумайте о том, чтобы искусных плакальщиц позвать и привести сюда.
«Учите дочерей ваших громко плакать, каждая должна знать эту похоронную песню:
«Господь сказал, что будут мёртвые в полях лежать вместо навоза, тела их будут как снопы позади жнеца, но некому будет их собрать».
«Не должен мудрец хвалиться своей мудростью, не должен силой хвастать сильный, не должен хвастать золотом богатый.
Так говорит Господь.
«Настанет время, когда Я буду наказывать тех, кто обрезан лишь телесно.
Толкование Далласской семинарии
Иер 9:3−6. Тут картина общества, растленного сверху донизу, пораженного злом во всех его проявлениях, общества, которое не знает Господа. В стихе 6 Господь обращается к Иеремии.
Иер 9:7−9. О лицемерии иудеев, действующем по отношению к их «ближним», подобно смертоносной стреле (стих 8). В стихе 9 Господь говорит о Своем грядущем суде над народом как об отмщении ему. В стихе 7 о том же «суде» говорится иносказательно: Я расплавлю (в огне страданий) и в нем (подразумевается) испытаю их (насколько непреодолимо их пристрастие ко злу, и живет ли в глубине их ожесточенных сердец склонность к раскаянию и добру, — все это не могло не выявляться для Господа в процессе испытания иудеев).
Иер 9:10−16. Пророк «поднимает плач» о грядущем опустошении страны, которое уже теперь видит воочию. Неужели, помимо него, не найдется среди них мудреца, к которому тоже говорили бы уста Господни, чтобы и он объяснил иудеям, за что погибла (пророческое прошедшее) их страна, почему выжжена она и опустошена?
И в какой уже раз повторяет он (вместо гипотетического «мудреца»), что все это «произошло» потому, что иудеи оставили закон Божий, и не слушали гласа Господа, но поступали… по упорству сердца своего, и по примеру отцов своих поклонялись языческим идолам (стихи 13−14). «Полынь» и «желчь» в стихе 15 — образ горечи, которая станет уделом упорствующих во зле (их «едой» и «питьем»). В стихе 16 прямо говорится об ожидающем иудеев рассеяении между народами.
Иер 9:17−24. Как бы подводя итог сказанному выше, Иеремия трижды ссылается на Господа: не я, но Он так говорит (стихи 17, 22, 23). Итак, грядущее бедствие (вторжение вавилонян, разрушение ими страны и последующее массовое пленение ими населения Иудеи) будет таким страшным, что теперь уже следует подумать о множестве профессиональных плакальщиц (которые бы и «смену» себе — дочерей (стих 20) своих — подготовили), чтобы число их и «искусство» соответствовали бы масштабам катастрофы. Трупы будут валяться по всей земле, как навоз на поле, предупреждает Иеремия, и некому будет собрать их (стих 22).
В свете этого, какой смысл «мудрым» и «сильным» иудеям хвалиться мудростью своею — и силою! — восклицает он. Лишь одно есть на свете (Так говорит Господь! Стих 23) чем можно и нужно хвалиться: это близкое познание Его (словам разумеет и знает в стихе 24 соответствует евр. йада, имеющее именно такое значение; толкование на 1:5), Который творит на земле… милость (евр. хесед означает любовь, обещанную Богом людям, с которыми Он вступил в завет), суд (евр. мишпот имеет широкое значение справедливого управления) и правду (здесь шедаках — «праведность»; слово выражает идею соответствия «стандарту», норме — предполагалось, что на Божии «нормы» должны были ориентироваться израильтяне).
Иер 9:25−26. Окончание стих 25 правильнее читать как обрезанных и как бы необрезанных; речь идет о людях с необрезанным сердцем, как весь дом Израилев (стих 26). Дело в том, что у перечисленных в стихе 26 народов Востока тоже практиковался ритуал обрезания, который, однако, не приближал их к Богу. Так что, когда придут дни суда Божьего, плотское их обрезание не поможет им. У арабов существовал обычай стричь волосы на висках (стих 26), тоже имевший для них (идолопоклонников) ритуальное значение.