Иеремия 51 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь говорит:
«Я пошлю свирепый ветер, который поднимется против Вавилона и его народа.
2 Я пошлю людей, чтобы Вавилон развеять и опустошить, армии окружат этот город и разрушат его.
3 Воины Вавилона не натянут свои луки и не наденут свои доспехи. Не жалейте воинов Вавилона, всю его армию уничтожьте.
4 В Халдейской земле полягут воины Вавилона, на улицах Вавилона падут они от страшных ран».
5 Господь Израиль с Иудеей не оставил, как овдовевшую женщину. Бог этих людей не оставил, хотя виновны они в том, что оставили Святого Израиля. Они покинули Его, но Он их не оставил.
6 Бегите из Вавилона, спасайте свои жизни, чтобы не погибнуть из-за его грехов. Пришло время для отмщения Вавилону за все грехи, и воздастся ему по заслугам.
7 Был золотою чашей в Господних руках Вавилон. Вавилон весь мир опьянил: выпили и обезумели от него все народы.
8 Но внезапно падёт Вавилон и будет разбит. Плачьте о нём! Найдите ему лекарство, и, быть может, он исцелится.
9 Мы пытались лечить Вавилон, но его болезнь неизлечима. Так оставим же его и вернёмся каждый в свою страну. Как Бог в небесах решит, таким наказание и будет.
10 Господь за нас рассчитался! Так пойдём же на Сион и об этом расскажем.
11 Возьмите свои щиты, стрелы свои заострите, дух царей Мидии Господь возбудил. Он намерен воздать Вавилону заслуженное наказание и уничтожить его за разрушение храма Господнего в Иерусалиме.
12 Поднимите у стен Вавилона флаги, усильте охрану, всюду расставьте стражу, к внезапной атаке будьте готовы. Господь Свои планы исполнит и сделает всё, что предрёк о жителях Вавилона.
13 Вавилон, ты живёшь у великой воды, ты богат непомерно, но приходит конец твой, приближается время твоего уничтожения.
14 Господь Всемогущий поклялся именем Своим:
«Вавилон, Я заполню тебя воинами как саранчой, они тебя одолеют, и криком победы руины твои огласятся».
15 Своею великой силой Господь сотворил землю, мудростью Своею мир сотворил, Своим разумом возвёл небеса.
16 По слову Его грохочет гроза в небесах. Он молнии, дождь и тучи посылает на землю и выпускает ветры из хранилищ своих.
17 Но люди глупы и безрассудны, они не понимают, что сделал Бог. Мастера отливают статуи лжебогов, которые не являются богами, потому что нет в идолах духа.
18 Те рукотворные идолы ничего не стоят, они — всего лишь заблуждение, и во время Суда все они будут уничтожены.
19 Но Господь, Который есть доля Иакова, — совсем иной, не сравнить Его с этими никчёмными статуями. Бог Иакова — Творец всего, Бог создал Свой особый народ. Имя Его — Господь Всемогущий!
20 Господь говорит:
«Вавилон, ты — Моё орудие, Мой молот. Тобою Я царства разрушал и сокрушал народы.
21 Я поражал тобой всадника и коня, колесницу и её возницу,
22 женщину и мужчину, старого и молодого, юношу и девушку.
23 Я поражал тобой пастухов и стада, быков и землепашцев, правителей и князей.
24 Я отплачу Вавилону и народу его за всё то зло, что они причинили Сиону, и Иудея это увидит».
Так говорит Господь.
25 Господь говорит:
«Вавилон, ты подобен вулкану, несущему погибель всей земле, ты разрушил целую страну. Но Я, Господь, — против тебя, Я наложу на тебя Мою руку, превратив тебя в обгорелую гору, а затем сброшу со скалы.
26 И не возьмут люди из Вавилона ни камня, чтоб заложить фундамент. Таких камней не найдётся, потому что ты превратишься в вечные руины».
Так говорит Господь:
27 «Флаг войны над землёй поднимите, трубите в трубы среди народов. Вы, царства Арарат, Мини и Аскеназ, готовьтесь для битвы с Вавилоном. Вождя во главе поставьте, пусть конница будет такой же многочисленной, как налетающие тучи саранчи.
28 Пусть будут готовы народы к битве с Вавилоном. Подготовьте царей Мидии, правителей и князей, чтобы их страны были готовы к войне с Вавилоном.
29 Дрожит земля и трясётся словно от боли. Это Господь исполняет обещанное Вавилону, превращая его в пустыню, в которой никто не живёт.
30 Воины Вавилона перестали сражаться, они затаились в крепостях; сила покинула их, они стали подобны испуганным женщинам.
31 Вестник спешит за вестником, чтобы сообщить царю вавилонскому, что город их взят.
32 Все броды на реках захвачены, горят переправы, и в страхе дрожат вавилонские воины».
33 Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит:
«Вавилон подобен молотилке, где отделяют зерно от соломы. Для Вавилона наступает время жатвы.
34 Царь Вавилона Навуходоносор в прошлом нас притеснял, он наших людей пленил, и стали мы словно чаша пустая. Он лучшее взял, что было, поглощая всё как дракон, пока не насытился он, а после этого нас выбросил прочь.
35 Вавилон причинил нам страшное зло, вред от него безмерен, поэтому Я хочу, чтобы это и с ним случилось. Люди Сиона сказали: „Народ Вавилона виновен в убийстве наших людей. Теперь они наказаны за то, что сами сотворили”. Иерусалим так сказал.
36 Господь так говорит: „Я защищу тебя, Иудея, Я удостоверюсь, что Вавилон наказан, и осушу и море его, и ручьи.
37 Вавилон станет грудой камней, прибежищем для шакалов. Люди, увидев развалины, будут удивлены и будут качать головами, думая о Вавилоне. Жить никто в Вавилоне не будет.
38 Жители Вавилона ревут словно львы; рычат наподобие львят.
39 Как могучим львам, Я устрою им пир, и они опьянеют и будут смеяться. Потом они навсегда уснут и никогда больше не проснутся”».
Так сказал Господь:
40 «И будут они как овцы, козлы и бараны, ждущие заклания, которых Я на бойню поведу.
41 Сесах будет побеждён! Лучшие люди страны в плен попадут. Другие народы будут пугаться, глядя на Вавилон.
42 Над Вавилоном море раскинется, и волны покроют его.
43 Города его опустеют, он станет сухой и пустынной землёй, где никто не живёт. Ни один человек через него не пройдёт.
44 Я накажу в Вавилоне лжебога Вила, Я заставлю его исторгнуть проглоченных им людей. Стена вокруг Вавилона рухнет, и люди перестанут приходить в этот город.
45 Выходите из Вавилона, люди Мои, бегите, спасайте свои жизни, бегите от великого гнева Господнего!
46 Не будьте печальны, слухов не бойтесь. Один слух придёт в этом году, а другой — в следующем. Слухи эти будут о насилии на земле, о битве властелина с властелином.
47 Но придёт время, и Я накажу лжебогов Вавилона, предав эту страну позору. Тогда улицы этого города будут усеяны мёртвыми.
48 Затем и земля, и небо, и всё, что на них, восторжествуют над Вавилоном. Они будут кричать, приветствуя пришедшую с севера армию».
Так говорит Господь:
49 «Вавилон убивал израильтян, а также народы всех стран, и поэтому он должен пасть.
50 Вы меча избежали, вы должны торопиться и из Вавилона немедленно уйти. И хотя вы находитесь в далёкой стране, всегда помните Господа и Иерусалим.
51 Нам, иудеям, было стыдно, мы жили в бесчестии, когда в святилище храма Господа чужеземцы пришли».
52 Господь говорит:
«Время приходит, когда Я накажу идолов Вавилона. От боли тогда будут раненые плакать по всей стране.
53 Если бы Вавилон возвысился до небес и крепости свои укрепил сильнее, Я бы всё равно послал воинов к нему, чтобы разрушить этот город».
Так говорит Господь:
54 «Плач доносится из Вавилона, шум разрушения потрясает Вавилонскую землю.
55 Очень скоро Господь опустошит Вавилон и лишит его громкого, горделивого голоса. Враги как волны океанские нагрянут, и люди услышат рычание их и рокот.
56 Придёт к Вавилону армия и разрушит его. В плен попадут его воины, и сломлены будут их луки, потому что Господь воздаст им по заслугам за все их дела.
57 Я важных чиновников и мудрецов Вавилона напою. Я напою правителей его, воинов его и начальников, и уснут они вечным сном, чтобы никогда уже не пробудиться».
Так сказал Царь, чьё имя — Господь Всемогущий.
58 Господь Всемогущий говорит:
«Толстые стены Вавилона разрушатся до основания, ворота его сгорят, и люди напрасно будут трудиться, пытаясь спасти свой город, — все они станут добычей огня».
59 Это весть, переданная Иеремией начальнику Сераии, сыну Нирии, чей отец был Маасея. Сераия пошёл в Вавилон с Седекией, царем Иудеи, на четвёртом году его царствования. Тогда Иеремия и передал эту весть Сераии.
60 Иеремия написал на свитке всё, что должно произойти с Вавилоном.
61 Иеремия сказал Сераии:
«Пойди в Вавилон и прочитай так, чтобы все люди тебя слышали.
62 А потом скажи: „О, Господи, Ты сказал, что уничтожишь Вавилон и что ни люди, ни животные здесь жить не будут. Страна эта станет навечно пустынными руинами”.
63 Когда окончишь читать этот свиток, привяжи к нему камень и брось в Евфрат.
64 И скажи: „Вот так же утонет и Вавилон и не поднимется больше. Вавилон утонет, потому что Я сотворю здесь нечто ужасное”».
На этом кончаются слова Иеремии.

Толкование Далласской семинарии

4. БОЖИЕ ОТМЩЕНИЕ ВАВИЛОНУ (51:1−14)

Иер 51:1−10. В русском тексте стиха 1 пропущен перевод еврейского словосочетания, означающего «дух губителя»; оно стоит после слова подниму. В стихах 1−4 говорится о том, что Господь… со всех сторон пошлет на Вавилон армии чужеземцев, которые нанесут ему сокрушительное поражение. Не овдовел Израиль в стихе 5 означает, что он не оставлен Богом Своим, несмотря на все свои грехи перед Ним. Бог призывает Свой народ бежать из… Вавилона, чтобы в день отмщения ему свыше спасти от злой участи его свои души (стих 6 сравните с Откр 18:4).

Вавилон сравнивается с золотою чашею в руке Господа (стих 7) в том смысле, что в роскоши и гордыне его ему было попущено стать местом притяжения всех грехов человеческих: народы пили из нее вино и безумствовали, за что и будут наказаны вместе с ним; другими словами, «чаша» здесь — двойная аллегория: из нее пьют «вино» как порока, так и наказания (сравните с Откр 17:3−4; 18:6 и с Иер 25:15−29).

О возможности «врачевания» Вавилона сказано (в стихах 8−9) иронически, ибо приговор о нем произнесен с высоты небес. В стихе 9 говорят союзники Вавилона или чужеземцы, служившие в его армии: осознав, что нет ему «исцеления», они зовут друг друга спешно бежать в свои земли, чтобы не погибнуть вместе с халдеями. Первая фраза в стихе 10 может быть прочитана в том смысле, что Господь отомстил за Свой народ.

Иер 51:11−14. В стихе 11 правильнее читать не наполняйте колчаны, а «надевайте щиты». Господь возбудил дух царей Мидийских (стих 11). Здесь можно видеть как намек на падение Вавилона в 539 г. до Р. Х. под ударами Мидо-Персидской коалиции (Дан 5:31), так и (что вероятнее) на то, что в более отдаленное время один из царей, который вторгнется в Вавилон со своим войском, придет из земель, подвластных мидийцам (тех, что в наше время образуют северную часть Ирана).

Миссией этих людей будет совершить отмщение Господа Вавилону за разрушение халдеями храма Его (сравните с 50:28). Вавилон назван живущим при водах великих, т. е. близ реки Евфрат (стих 13). В стихе 14 — образ многочисленного неприятельского войска, наполнившего город Вавилон, подобно саранче; составляющие его воины поднимут ликующий победный крик против поверженного Вавилона.

7. ВАВИЛОН — ЛИШЬ ОРУДИЕ В РУКАХ БОЖИИХ (51:15−26)

Иер 51:15−16. Поэтический этот отрывок идентичен Иер 10:12−16 (соответствующие толкования). Здесь и там пророк описывает всемогущество Божие в одних и тех же словах.

Иер 51:17−19. Безумствует всякий человек в своем ложном знании, т. е. в своих заблуждениях, с которыми не желает расставаться; позор навлекают на себя те, кто изготовляют бездушных идолов, не имеющих силы (они — совершенная пустота). Во время посещения Божьего, т. е. когда Он «заговорит» в гневе Своем к заблуждающимся идолопоклонникам, истуканам их придет конец (они исчезнут). В стихе 19 подчеркивается особая доля Иакова, чей Бог есть Творец всего сущего; он (Израиль) — в руке Иеговы, словно жезл в руке царя, ибо он есть земное наследие Царя небесного.

Иер 51:20−26. Здесь речь о Вавилоне, который изображается Иеремией как орудие войны, которым Господь пользуется, чтобы карать непокорные народы и… царства. Мысль эту он подчеркивает девятикратным повторением слова поражал в четырех стихах (стихи 20−23). Но близко воздаяние и этому «молоту», ибо горе тем, через кого приходят неизбежные искушения (испытания)! «Возвышавшийся» над другими странами своего времени, Вавилон назван в этом смысле «горой губительной» (стих 25); там же говорится, что он станет горою обгорелою: жалкий вид имели горы (обычно поросшие лесами), когда огнем войны истреблялись росшие на них деревья. Даже и камни из руин Вавилона не будут пригодны для строительства (стих 26).

8. ПРИЗЫВ К НАРОДАМ ВОССТАТЬ ПРОТИВ ВАВИЛОНА (51:27−33)

Иер 51:27−33. В третий раз на протяжении этого пророчества Бог, устами Иеремии, призывает народы поднять знамя войны против Вавилона (50:2; 51:12). Помимо мидийцев, упомянутых здесь (стих 28) и ранее (стих 11), этот призыв обращен к воинственным народам, населявшим царства Араратские, Минийские и Аскеназские. Арарат, как известно, расположен на территории современной Армении, близ озера Ван. Все три царства находились неподалеку друг от друга: минийцы жили в сегодняшнем западном Иране, а аскеназийцы — вблизи Арарата.

Следует описание будущего вторжения, которое будет таким страшным, что халдеи перестанут сопротивляться ему (стих 30). «Бродами» в русском тексте (стих 32) названы легкие деревянные мосты через реку Евфрат и каналы, отведенные от нее. Ограды (там же); соответствующее еврейское слово некоторыми переводчиками понято как камышовые заросли на болотах, а другими — как что-то вроде шлюзов, удерживавших воду, там, где она была нужна. Конец дочери Вавилона близок (стих 33); эта мысль передана в образе гумна, подготовленного для молотьбы на нем: бросившие взгляд на «подготовленное гумно», поймут, что скоро время жатвы.

9. СНОВА ОБ ОТМЩЕНИИ БОГА ВАВИЛОНУ (51:34−44)

Иер 51:34−35. На образном языке сравнений и аллегорий евреи жалуются Богу на Навуходоносора, царя Вавилонского. Во фразе извергал меня (стих 34) некоторые склонны видеть образ исхода евреев из Вавилона с разрешения царя Кира, взявшего над Вавилоном власть. Но, может быть, здесь подразумевался процесс «пожирания» от начала до конца: так сказать, пресыщение победителей, «высасывающих» все доброе из побежденных («сласти их»). В стихе 35 содержится призыв к Богу об отмщении: правильнее читать его так: «обиды, причиненные нам и нашим детям, да будут на Вавилоне» и т. д.

Иер 51:36−44. Ответ Господа Его народу находим в следующем стихе; море в стихе 36 означает многоводную реку Евфрат. В стихе 38 говорится о современных пророку вавилонянах, обитателях могучей державы: они уподоблены львятам и молодым львам. Но, вот, «разгоряченных» долго длящимся для них «пиром» (стих 39), Господь заставит их выпить чашу гнева Своего, в результате чего они заснут вечным сном и никогда более не пробудятся (сравните со стихом 57). В стихе 40 все халдеи уподоблены жертвенным животным (без различия класса и положения: как «овны» их, так и «козлы», подлежат закланию).

Сесах в стихе 41 — это Вавилон; слово переделано по принципу так называемой азбуки атбаш, коей пользовались иногда писатели древности (толкование на Иер 25:26). Море с множеством волн его в стихе 42, очевидно, аллегория множества врагов Вавилона, которые покроют его, подобно морским волнам. «Результат» этого — посредством иной аллегории — передан в стихе 43. Вил (стих 44) — главное божество Вавилона (50:2) символизирует это государство и его народ, которые будут уничтожены Иеговой. Но прежде Господь «исторгнет» из уст его «проглоченные» им страны, народы и их достояние.

10. ПРИЗЫВ К ИЗРИАЛЬТЯНАМ ВЫЙТИ ИЗ ВАВИЛОНА (51:45−48)

Иер 51:45−48. Призыв к Божиему народу выйти из среды поражаемых Господом ради сохранения собственной жизни. Народу не следует пугаться слухов, которые будут распространяться из года в год по земле. Иеремия, очевидно, подразумевал, что освобождению евреев из плена вавилонского будут предшествовать разного рода политические потрясения — да не убоятся они «страшных вестей» из разных стран, ибо для них это будет означать одно — близящееся освобождение.

11. О НЕПРЕМЕННОМ ПАДЕНИИ ВАВИЛОНА (51:49−58)

Иер 51:49−50. Кара придет на Вавилон (стих 49) не в последнюю очередь за разрушение им Израиля (т. е. Иудеи). Напомним в этой связи об обещании Иеговы Аврааму, что наказание постигнет всех причиняющих зло народу, избранному Богом (Быт 12:2−3). В стихе 50 обращение к иудейским пленникам в Халдее. Да покинут они чужбину с мыслью о Господе и Иерусалиме.

Иер 51:51−53. Иеремия говорит от лица пленников, которые и в изгнании (как и он сам дома) с чувством стыда вспоминают о богохульствах («ругательстве») чужеземцев (халдеев), обесчестивших в свое время святилище дома Господня уже тем, что вошли в него (стих 51). Снова повторяет Господь Свое обещание «посетить» за то… истуканов вавилонских и подвергнуть разорению всю землю халдейскую (стих 52). Хотя бы и до небес… возвысился… Вавилон, ничто не спасет его от опустошителей, посланных Господом (стих 53).

Иер 51:54−58. Звуковые образы в стихе 54 и 55 имеют разное содержание. В стихе 54 — гул вопля, сопутствующий разрушению великого города и всей земли Халдейской. Это воинственные кличи бесчисленных неприятельских солдат и вопли их жертв, сливающиеся в гул (как бы в гул моря; оконч. Стиха 55). Под «горделивым голосом» в стихе 55 понимается нечто иное, а именно вечный шум суеты — праздничной и деловой, которая царила на улицах и площадях Вавилона — величайшего торгового центра древнего Востока. Волны и шумный голос их — снова образ разноязыкого неприятельского войска.

Все «классы» вавилонского общества (стих 57) вынуждены будут «до дна» выпить чашу гнева Господнего, чтобы заснуть сном вечным. Повторим, что столь тотального разрушения халдейского общества не произошло при взятии Вавилона силами мидо-персидской коалиции (Дан 5:29 — 6:2). Перед нами, очевидно, пророческое провиденье (выраженное в символах и аллегориях) тех событий, которые произойдут в отдаленном будущем, хотя в какой-то своей части они сливаются (для Иеремии) в одно с событиями, близкими к нему по времени (падения Вавилона как «сверхдержавы» тех дней).

Свое послание о судьбе Вавилона Иеремия заканчивает в словах, перекликающихся, хоть и по другому поводу, со словами пророка Аввакума (Авв 2:13): народы и племена мучили себя для огня. То есть всякая попытка воспротивиться воле Божией лишь добавит «горючего материала» в огонь гнева Божьего.

12. О СИМВОЛИЧЕСКОЙ МИССИИ СЕРАИИ (51:59−64)

Иер 51:59. Ключевым моментом в пророчестве Иеремии относительно Вавилона была адресованность этого пророчества иудейским пленникам, уведенным в Вавилон, и то обстоятельство, что оно достигло их. Пленникам доставил его Сераия — главный царский постельничий (по-русски понятнее может быть передано словом «квартирмейстер» — так назывался приближенный царя, в обязанности которого входило заботиться о продовольствии и помещении для царя и его свиты).

О Сераии говорится, что он был сыном Нирии, сына Маасеи, из чего можно заключить, что он приходился братом Варуху (32:12), секретарю и другу пророка. В Вавилон Сераия отправился с Седекиею, царем Иудейским, в четвертый год его царствования. (Заметим мимоходом, что только близкий пророку человек мог взять на себя опасную миссию доставки в Вавилон пророчества такого содержания.) Может возникнуть вопрос, а зачем Седекия отправился в ту пору (в 594−593 гг.до Р. Х.) к царю халдеев?

Уильям Ши, исследователь Библии, приводит в одной из своих работ серьезные соображения в пользу того, что Навуходоносор созвал тогда в свою столицу всех восточных царей, находившихся от него в вассальной зависимости, чтобы удостовериться в их лояльности — после попытки мятежа в его державе за год с небольшим до того. Ши полагает, что именно об этом «собрании» под данных идет речь в книге Даниила, в главе 3.

Иер 51:60−64. Иеремия переписал в один свиток все пророчества, которые он когда-либо произносил относительно Вавилона. Очень возможно, что этот свиток явился копией глав 50−51 данной книги. Сераие… Иеремия… сказал, чтобы по приходе в Вавилон он непременно прочитал иудеям вслух все его речи. И, напомнив пленникам об обещании Господа «превратить место сие в вечную пустыню», совершил бы символический акт: привязав к свитку камень, бросил бы его в средину Евфрата.

Как уйдет в воды его свиток и более не поднимется, так погрузится в пучину бедствий Вавилон и не восстанет впредь! (сравните с Откр 18:21). Завершающая фраза главы Доселе речи Иеремии помогает понять, как составлялась книга этого пророка. Возможно, упомянутая фраза принадлежит человеку, который позднее дополнил уже составленную Книгу Пророка Иеремии главой 52. Поскольку она была написана примерно через 25 лет после всех остальных глав (во Вступлении таблицу, отражающую время произнесения Иеремией его пророчеств), представляется вероятным, что безымянный «редактор» дописал последнюю фразу главы 51, чтобы отделить ту часть книги, которая была составлена самим Иеремией, от того, что было к ней добавлено позже.

Кем был этот редактор? Никто этого не знает, хотя можно думать, что он же (кем бы он ни был) причастен был и к составлению 4-ой книги Царств. (Согласно преданию сам Иеремия был автором 3-ей и 4-й книг Царств, за исключением последней главы в 4-ой книге, т. е. 4-й Царств 25.) Напрашивается вывод, что автором 52-ой главы книги Пророка Иеремии был Варух. Но им мог быть и кто-то другой из учеников пророка, который прожил достаточно долго, чтобы стать свидетелем событий, описанных в главе 52. Так или иначе, автором этим, несомненно, руководил Святой Дух, и последняя глава книги достойна была завершить ее.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.