Иеремия 26 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Эта весть пришла от Господа, когда Иоаким, сын Иосии, первый год царствовал в Иудее.
2 Господь сказал:
«Иеремия, встань во дворе храма Господнего и передай эту весть всем людям Иудеи, которые придут на поклонение. Передай им всё, что Я тебе велю, и не забудь ни слова.
3 Может быть, они послушаются и подчинятся вести Моей. Может быть, они перестанут совершать зло, и тогда Я изменю Своё решение наказать их за всё то зло, что совершили они.
4 Ты скажешь так: „Я дал вам Мои заветы, вы должны подчиниться и следовать Моему учению.
5 Вы должны слушать то, что слуги Мои, пророки, вам говорят. Я посылал к вам пророков, но вы не слушали их.
6 Если вы Мне не подчинитесь, Я сделаю с храмом Моим в Иерусалиме то же, что со святым шатром в Силоме. Люди во всём мире будут вспоминать Иерусалим, когда будут просить несчастий другим городам”».
7 Священники, пророки и все люди слушали Иеремию, говорившего эти слова в храме Господнем.
8 Иеремия сказал всё, что повелел ему Господь. Затем священники, пророки и народ схватили Иеремию и сказали:
«За то, что ты сказал, ты должен умереть.
9 Как мог ты проповедовать такое от имени Господа? Как ты осмелился сказать, что этот храм будет уничтожен, как и в Силоме? Как осмелился ты сказать, что Иерусалим станет необитаемой пустыней?»
Все эти люди окружили Иеремию в храме Господнем.
10 Правители Иудеи услышали о случившемся. Они вышли из царского дворца и направились к храму Господнему. Там они заняли свои места возле Новых ворот, ведущих в храм.
11 И сказали священники и пророки властителям и всему народу:
«Иеремия должен быть убит, так как он плохо говорил об Иерусалиме, вы все слышали сказанное им».
12 Иеремия ответил:
«Господь меня послал сказать так о храме и об этом городе. Всё, что слышали вы, пришло от Господа.
13 Изменитесь: начните делать добро и подчинитесь Господу Богу вашему! Если вы так сделаете, Господь изменит Своё решение и не сделает ничего из того, что обещал.
14 Я же в ваших руках, поэтому делайте со мной то, что вам кажется справедливым.
15 Но если вы убьёте меня, то знайте, что вы будете виноваты в убийстве невинного человека и тогда сделаете этот город и всех жителей виновными. Господь меня действительно послал к вам, и весть, которую вы слышали, действительно от Господа».
16 Затем правители и все люди сказали священникам и пророкам:
«Иеремия не должен быть убит. То, что он говорил, пришло от Господа, Бога нашего».
17 Тогда несколько старейшин встали и обратились к народу:
18 «Михей из города Морешеф был пророком во времена царствования Езекии. Михей сказал жителям Иудеи: „Господь Всемогущий сказал: „Сион будет уничтожен, он станет вспаханным полем, а Иерусалим — грудой камней, холм, где храм стоял, опустеет и лесами порастёт”.
19 Езекия, царь Иудеи, а также никто из народа Иудеи не убил Михея. Вы знаете, что Езекия почитал Господа и хотел угодить Ему. Господь сказал, что причинит множество бед Иудее, но Езекия молился Господу о милости, и Господь изменил Своё решение. Если мы нанесём вред Иеремии, тогда мы навлечём немало бед на наши головы, и сами будем виноваты в этом».
20 В прошлом был ещё один человек, который проповедовал именем Господа. Его звали Урия, сын Шемаии, из города Кириаф-Иарим. Урия тоже говорил против этого города и этой земли, как и Иеремия.
21 Царь Иоаким, его воины и правители Иудеи услышали Урию, и, рассердившись, царь хотел убить Урию, но Урия узнал об этом и бежал в Египет.
22 Но царь Иоаким послал Елнафана, сына Ахбора, с людьми в Египет.
23 Они привели Урию из Египта к царю Иоакиму, который приказал убить Урию мечом, а его тело бросить на кладбище бедняков.
24 Но Ахикам, сын Шафана, знатный человек, заступился за Иеремию и не дал священникам и пророкам убить его.

Толкование Далласской семинарии

1. КОНФЛИКТ ПРОРОКА С НАРОДОМ

а. Послание Иеремии (26:1−6)

Иер 26:1−3. Это слово от Господа Иеремия возвестил народу и его вождям в 609 или в 608 году до Р. Х. (В начале царствования Иоакима. Речь явно ассоциируется с той «храмовой речью» пророка, которая записана в главах 7−10; представляется, что стихи 1−6 в этой главе вкратце передают то, что более подробно излагается в главе 7 (стихи 3−15). Глава 26 (в отличие от «храмовой речи») включает детальное описание реакции слушателей Иеремии на его выступление. Многие толкователи считают, что весь этот рассказ (глава 26) был составлен учеником Иеремии — Варухом (обращает на себя внимание, что о пророке здесь говорится в 3-ем лице).

Итак, Господь повелел Иеремии сказать Его слова… всем городам Иудеи (стих 2), т. е. всем тем, кто приходил из этих городов в Иерусалим, чтобы совершить поклонение Иегове в храме. Стань на дворе дома Господня (стих 2); сравните со стихом 10 «князья Иудейские… сели у входа в новые ворота дома Господня». Речь в них идет об одном и том же месте.

Иеремии следовало произнести его речь у ворот, которые вели к верхнему двору храма (как видно из 36:10, они и названы «новыми»), являвшегося внутренним двором святилища; там обычно объявляли волю царя глашатаи, там решались важные тяжбы и обсуждались общественные события с участием высокопоставленных лиц («князей»).

Главным «тезисом» этого выступления пророка было: если каждый из иудеев обратится от злого пути своего, то Господь отменит то бедствие, которым думает покарать их за злые деяния их (сравните с 7:3−7).

Иер 26:4−6. В противном случае с храмом произойдет то же, что произошло с Силомом, и город сей (Иерусалим) будет предан на проклятие всем народам земли (стих 6). Напомним, что во времена Судей святилище израильтян находилось в Силоме, и в нем хранился ковчег Иеговы. Пока народ был верен завету, Бог пребывал с ним, когда же — изменил, Господь перестал охранять святилище в Силоме; оно было разрушено извечными врагами евреев — филистимлянами, которые захватили и главную святыню — ковчег (1Цар 4:11; 5:1, 2).

6. Стихийный «суд» над Иеремией (26:7−15)

Иер 26:7−11. Это выступление у «новых ворот» едва не стоило пророку жизни. Не только священники и лжепророки, но и толпа простолюдинов встретила слова Иеремии с яростью. Они возмутились, что он — от имени Господа — предрекает храму участь Силомского святилища, а Иерусалиму — разрушение. Надо полагать, что особенно негодовали храмовые служители: ведь Иеремия — сам из левитов, а произносит богохульные (как они полагали) речи против Божией святыни! Смерть ему! — вопили они.

Иер 26:12−15. В защиту свою пророк выдвинул три аргумента. Он действительно послан Господом сказать все те слова, которые слышали собравшиеся. Но пророчество его не безусловно: если иудеи исправят пути свои и деяния и послушаемся гласа Господа, то Господь отменит бедствие, которое изрек на них. Наконец, своей жизнью он, Иеремия, не дорожит, но пусть знают твердо те, которые хотят предать его смерти, что прольют невинную кровь и тем усугубят вину города и жителей его, ибо истинно Господь послал его, чтобы в самые уши их прокричал все эти слова, которые они с такой яростью отвергают.

в. Помощь к Иеремии приходит от князей и народа (26:16−24)

Иер 26:16−19. Сказанное Иеремией в свою защиту прозвучало настолько убедительно, что охладило гнев толпы и сановников: они заняли его сторону против ослепленных гневом служителей храма и лжепророков. Этот человек не подлежит смертному приговору, решили они.

Некоторые из старейшин вовремя напомнили народному собранию о схожем пророчестве Михея Морасфитянина (или Михея Морешотского), произнесенном за 70 лет до того, во дни царя Езекии (Мих 3:12). Он тоже предрекал Иерусалиму гибель и опустошение, и никто не заграждал ему уст Более того: благочестивый царь… Езекия послушался тогда слов пророка и тем спас Божий город от грозившей ему гибели.

Иер 26:20−23. Здесь, видимо, не продолжение слов «старейшин», но — авторская речь (возможно, Варуха, ученика Иеремии, но явно не его самого). Желая подчеркнуть, какая опасность угрожала тогда Иеремии, составлявший этот «рассказ» подробно останавливается на пророчестве Урии, сына Шемаии, и на его участи. О нем известно лишь то, что сказано здесь. Он был из Кариафиарима и после того, как выступил с точно такими же словами, как Иеремия, о горькой судьбе города сего и земли сей, вынужден был бежать от грозившей ему смерти в Египет.

Но фараон выдал своему союзнику Иоакиму неугодного тому пророка, и царь умертвил его и обесчестил уже после смерти (стих 23 сравните с 4Цар 23:6). Упоминаемый в стихе 22 Елиафан был, вероятно, тестем царя (4Цар 24:8). В Иер 36:11−12 он назван среди тех сановников, которым Варух, ученик пророка, зачитал свиток, написанный им под диктовку Иеремии, — тот самый, что будет изорван и сожжен исполненным самомнения Иоакимом (36:21−23). Возможно, отец Елиафана — Ахбор был одним из сановников царя Иосии, ходившим в числе других к пророчице Олдаме после того, как в храме был обнаружен свиток закона (4Цар 22:12−14).

Иер 26:24. Глава завершается сообщением о том, что более всего спасением своей жизни Иеремия был обязан заступничеству Ахикама, сына Сафанова (или Шафанова). Странное, казалось бы, создалось положение: на защиту Иеремии стали светские люди, а духовенство и пророки превратились в его смертельных врагов. Но разгадка именно в том, что сторонником Иеремии сделался Ахикам, сын главного писца (при Иосии) — Шафана (2Пар 34:20), который был инициатором реформы. Видимо, не все ревнители преобразований лишились власти и авторитета, и они-то всячески поддерживали Иеремию.

Надо сказать, что семейный клан Сафана (Шафана) играл важную роль в Иудее в последние годы ее существования (таблицу «Сафан и его потомки»). Сам он был главным писцом (по современным понятиям — государственным секретарем) при Иосии, доложившем царю об обнаружении в храме свитка закона (4Цар 22:3−13). По крайней мере, четыре сына было у Сафана, три из которых представлены Иеремией в положительном свете. Это — Ахикам, Гемария и Елеаса.

Но — в семье не без урода, и им в клане Сафана оказался четвертый сын — Иезания: его «каждение» в среде идолопоклонников, свидетелем чему стал Иезекииль, поразило пророка (Иез 8:11). Внук Сафана и сын Ахикама — Гедалия был назначен Навуходоносором губернатором Иудеи после падения Иерусалима в 586 г. до Р. Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.