Иеремия 7 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вот слова Господа, обращенные к Иеремии:
2 «Встань, Иеремия, в воротах Господнего дома и проповедуй там эту весть: „Все вы, жители Иудеи, слушайте весть Господа, все, кто проходят через эти ворота для поклонения Богу, слушайте эту весть.
3 Господь — Бог народа Израиля. Изменитесь и совершайте добрые дела. Если вы будете так поступать, Я позволю вам жить здесь.
4 Не доверяйте лжи, которую слышите. Некоторые люди говорят: „Здесь храм Господа, здесь храм Господа, здесь храм Господа!”
5 Если вы изменитесь и будете делать добро, Я позволю вам жить здесь. Вы должны быть справедливыми друг к другу.
6 Вы не должны притеснять странников. Праведно обращайтесь с вдовами и сиротами. Не убивайте невинных, не следуйте чужим богам, потому что они погубят ваши жизни.
7 Я отдал эту землю во владение вашим предкам на веки вечные. И если вы Мне подчинитесь, то Я позволю вам жить в этой земле.
8 Но вы доверяетесь лжи, которая не принесёт вам пользы.
9 Будете ли вы красть и убивать, будете ли прелюбодействовать, будете ли несправедливо осуждать других, будете ли поклоняться лжебожеству Ваалу и следовать другим богам, которых не знаете?
10 Если вы совершите эти грехи, то сможете ли тогда предстать предо Мной в доме, который зовётся именем Моим? Думаете ли вы, что сможете стоять передо Мной и говорить: „Мы в безопасности”? Думаете ли вы, что сможете делать всё это?
11 Этот храм зовётся именем Моим, а вы относитесь к нему, словно к разбойничьему логову, где прячутся грабители. Я всё видел”».
Так говорит Господь.
12 «Идите в город Силом, народ Иудеи, где Я впервые поставил дом Моего имени. Народ Израиля тоже творил зло, так идите и посмотрите, что Я сделал с Силомом за содеянное зло.
13 Вы, люди Израиля, творили зло, — говорит Господь. — Я много раз вас предупреждал, но вы отказывались слушать Меня. Я звал вас, но вы не отвечали.
14 Поэтому Я уничтожу дом, названный именем Моим в Иерусалиме. Я разрушу этот храм, как Я разрушил Силом. Этот дом, названный именем Моим в Иерусалиме, — храм, в который верили вы. Я отдал это место вам и вашим предкам.
15 Я отвергну вас от Себя, как и всех ваших братьев из Ефрема.
16 Ты же, Иеремия, не молись за этих людей, не проси, чтобы Я им помог, Я не услышу твою молитву.
17 Я знаю, что ты видишь, что творят эти люди в городах Иудеи, ты видишь, что делают они на улицах Иерусалима.
18 Вот что делают люди Иудеи: дети собирают дрова, отцы разводят огонь, женщины замешивают тесто и пекут пироги для Царицы Небес. Они совершают возлияния другим богам, чтобы разгневать Меня.
19 На самом деле они не Мне причиняют вред, — говорит Господь, — они сами себе вредят и навлекают на себя позор».
20 Поэтому Господь говорит:
«Я изолью Мой гнев, Я накажу этих людей и животных. Я накажу деревья и поля, и всё, что растёт на земле, вспыхнет жарким пламенем, которое никто не сможет погасить».
21 Господь, Всемогущий Бог Израиля, говорит так:
«Идите и воздайте столько даров и жертв, сколько хотите, и сами ешьте мясо жертв.
22 Я вывел ваших предков из Египта, Я с ними говорил, но Я им не давал никаких заповедей о жертвах и о дарах.
23 Я дал им только такую заповедь: „Будьте послушны Мне, и Я стану вашим Богом, а вы будете Моим народом. Делайте всё, что Я велю, и всё у вас будет хорошо”.
24 Но ваши предки не послушали Меня, они не обращали внимания на Мои слова, упрямились и делали то, что хотели. Они не стали праведными, они стали ещё злее, они шли назад, а не вперёд.
25 С тех пор как ваши предки вышли из Египта, и до сего дня, Я посылал слуг Моих, Моих пророков. Я посылал их к вам снова и снова.
26 Но ваши предки не послушали Меня. Они в своём упрямстве не обращали на Меня внимания и приносили даже больше зла, чем их отцы.
27 Иеремия, обо всём этом ты скажешь людям Иудеи, но они тебя не послушают; ты позовёшь их, но они не отзовутся.
28 Поэтому скажи им так: „Этот народ не повинуется своему Господу Богу. Эти люди не слушают Его наставлений и не знают истинного учения”».
29 «Иеремия, остриги себе волосы и выброси их, поднимись на холм, на котором ничего не растёт, и плачь, потому что Господь отверг людей этого поколения. Он повернулся к ним спиной, и в гневе Своём готов наказать их всех.
30 Сделай так, потому что Я видел народ Иудеи, творящий зло, — так говорит Господь. — Они поставили ненавистных идолов в храме Моём, они осквернили Мой дом!
31 Люди Иудеи поставили высоты Тофета в долине Бен-Енном, где они убивали собственных сыновей и дочерей, сжигая их как жертвы. Я этого не повелевал, такого у меня и в помыслах не было.
32 Поэтому Я тебя предупреждаю, что наступят дни, когда люди не будут больше называть это место Тофетом или долиной Бен-Енном, они назовут это место долиной Кровопролития, потому что они будут хоронить мёртвых до тех пор, пока не останется больше места для могил.
33 Тела мёртвых будут лежать на земле и станут пищей для небесных птиц, и дикие звери будут поедать мёртвые тела, и не останется никого в живых, чтобы их отгонять.
34 Я положу конец радости и счастью в городах Иудеи, и никто не услышит голосов женихов и невест в Иудее и Иерусалиме, и станет эта земля пустыней».

Толкование Далласской семинарии

в. Отступничество и возмездие за него (главы 7−10)

Эти главы часто называют «храмовой речью» Иеремии (некоторые включают в нее только главы 7−9); центральная мысль ее в грядущем наказании народа за отступничество и поклонение лжебогам. Возникает впечатление, что обстановка, в которой «храмовая речь» была произнесена, и сопутствовавшие этому события воссозданы в 26-ой главе; она и по содержанию записанного в ней пророческого обращения весьма схожа с главами 7−9. В главе 26 прямо сказано, что это произошло «в начале царствования Иоакима, сына Иосии» (26:1).

Напомним исторические обстоятельства того времени. В битве с египетским фараоном (при Мегиддо) погиб благочестивый царь Иосия. Закончился короткий период независимости, которой Иудея пользовалась при нем (после свержения ассирийского ига). Крушению политических надежд сопутствовало обострение болезненных националистических настроений. Иудеи тешили себя мыслью о своем национальном превосходстве (над языческими народами) и уповали на свою святыню — храм, который рассматривали как некоего рода… талисман, гарантирующий им безопасность.

Божие наказание, полагали они, не постигнет город, ибо в нем созижден дом Иеговы, в котором они исправно приносят Ему жертвы (6:20). Эту ложную надежду и предстояло разрушить Иеремии, которого голос, звучавший в сердце его, побуждал объявить войну двум остававшимся у иерусалимлян «кумирам» — их гордости своим национальным превосходством и их слепой вере в храм как в таковой. Да, они исправно совершали ритуалы, думая «задобрить» ими Иегову, но, суеверно опасаясь гнева «ваалов» и «астарт», одновременно старались умилостивить и их (7:17−19) — чтобы не случилось засухи или другой какой беды.

Гнойная болячка идолопоклонства, которая до конца «не заживала» у иудеев никогда, все более угрожала им духовной гангреной, от которой ни исполненный святой таинственности храм ни тем более совершение культа, в котором сердце не участвовало, спасти их не могли. И вот Иеремия, непонятый, гонимый, ненавидимый, приходит к храму, чтобы возвещать чисто духовную религию, не отвергающую внешних «форм», но стоящую выше их. Он был одним из первых учителей человечества, который возвещал, что спасение — лишь в истинном богопознании, что подменять его внешними формами — не только бесполезно, но и преступно в глазах Божиих.

Иер 7:1−8. Стань во вратах дома Господня… Имеются в виду ворота, которые вели во внешний двор храма, где собирался народ; напомним, что во внутренний двор допускались только священнослужители. Устами Своего пророка Господь вновь и вновь напоминает иудеям, что только «исправление путей их и деяний» (как следствие искреннего покаяния и возвращения к Нему) способно отвратить от них грядущее наказание. Только в таком случае оставил бы Он их жить на сем месте. Да не предаются они самообману, будто храм — залог сохранения города и их самих.

Иеремия напоминает соплеменникам о положении древнего закона, который через Моисея дал им Бог (стих 5 и 6 сравните с Втор 14:29; 16:11; 19:10−13; 21:1−9; 24:19). Они давно уже уклонились от исполнения их: судят лицеприятно, притесняют беспомощных и беззащитных, проливают невинную кровь, поклоняются на беду себе чужим богам. Только если они покончат со всем этим («исправят пути свои») оставит Господь их и потомков их (стих 7) жить… на этой земле, которую Он дал отцам их. Пусть же не обманывают себя без пользы (стих 8).

Иер 7:9−15. Продолжение и развитие предыдущих мыслей в стихах 9−10. Клянетесь во лжи (стих 9), т. е. «скрепляете» ложь клятвой. Все свои мерзости иудеи совершают в открытую, пред лицем Господа (стих 11), а потом пытаются, «договориться» с Ним, являясь в храм, который уподобили таким образом вертепу разбойников («вертепами» назывались пещеры, где разбойники скрывались от преследования); сравните Мф 21:12−13.

На примере их собственной истории Иеремия пытался убедить сограждан в беспочвенности их надежд на то, что беды минуют их, потому что Бог, живущий в храме, «всегда с ними». Он напоминает им о Силоме, где первоначально пребывала скиния Господня (Нав 18:1; Суд 18:31; 1Цар 1:3; 4:3−4). Пусть пойдут и посмотрят, что сделал Господь с местом тем за нечестие… Израиля. Сведений о том, какая судьба постигла Силом, в Библии нет.

Но после того, как филистимляне захватили ковчег завета (1Цар 4:10−11), священники, очевидно, бежали в Номву (1Цар 22:11), и Силом — как центр богопоклонения израильтян — был ими оставлен (Пс 77:56−61). Археологические раскопки свидетельствуют, что примерно в 1050 г. до Р. Х. поселение Силом было окончательно разрушено (возможно, филистимлянами). Главная мысль Иеремии здесь та, что такая же незавидная судьба постигнет и это место, т. е. Иерусалим.

Ибо Иудею Господь так же отвергнет от лица Своего, как отверг братьев ее, все семя Ефремове (т. е. Израиль; 4Цар 17:5−20, особое внимание обратите на стих 20). Иеремия постоянно повторяет, что на храме наречено имя Иеговы (стихи 10, 12, 14); поскольку «имя» по древнееврейским понятиям олицетворяло сущность носившего его, то пророк говорит здесь о символическом присутствии Господа в храме.

Иер 7:16−20. Господь «запрещает» Иеремии «молиться и ходатайствовать» за этот народ в знак неизбежности грядущей кары. Другими словами, Он приходит к выводу о бесполезности молитв об иудеях. Общая пораженность их, «духовной гангреной» иллюстрируется «соучастием» всех членов общества в идолопоклонстве. «Богиня неба» (плодородия, любви) — это Астарта.

Для нее принято было изготовлять пирожки, точнее, печенье, в виде кружков, напоминавших по форме луну, ибо «богиня неба» была (в более узком смысле) «богиней луны». Ей и другим богам «приготовляли пищу» и возливали вино дети… отцы… женщины. За все их позорные (стих 19) деяния, лишь иллюстрируемые приведенным примером, на место сие и на все, что живет и произрастает на нем, изольется гнев… и ярость Его, говорит Господь.

Иер 7:21−29. При всесожжении жертвенное животное — в знак полного посвящения его Богу — сжигалось целиком; части (туш) прочих жертв шли в пищу священникам и жертвователям и для общинных трапез. Вторая фраза в стихе 21 означает таким образом, что Господь Саваоф отвергает всесожжения, приносимые иудеями; Он не нуждается в их ритуалах — пусть уж лучше съедают вместе с прочим и то мясо, которое теперь сжигают якобы для Него.

Много спорили богословы по поводу стиха 22. Неужели Иеремия отрицал древность заповедей о жертвоприношениях, считая их позднейшей выдумкой? Но в других местах он говорит о них как о святыне (17:26; 33:11, 17−18), что делает подобное предположение неприемлемым. По толкованию раввинов сказанное в стихе 22 подразумевает, что с самого начала (при исходе евреев из Египта и, следовательно, до получения ими закона Моисея) Бог говорил… отцам иудеев о необходимости послушания Ему (Исх 15:26); это было первой Его заповедью им, и лишь «во вторую очередь» Он дал им заповеди… о всесожжении и жертве.

Это полностью подтверждается стихом 23. Однако главной Его заповеди, сетует Господь, иудеи никогда не исполняли, они не слушали пророков, которых Он посылал им, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, поворачивались к Богу спиною (стих 24). И теперь они… не послушают… тебя, не ответят на зов твой, говорит Он Иеремии. Так что пророку ничего не остается, как остричь волосы в знак печали и поднять плач по народу, который Господь… оставил, ибо он навлек на себя гнев Его.

Иер 7:30−34. При Манассии, по распоряжению этого нечестивого царя, во дворах дома Господнего были установлены жертвенники языческим богам (стих 30); таким образом храм подвергся осквернению (4Цар 21:3, 5−7; сравните с Иез 8:3−18).

Долина сыновей Енномовых, или просто Енномова долина, простиралась к югу от Иерусалима. В юго-восточной части этой плодоносной долины находилось место под названием Тофет (о происхождении и значении этого слова спорят; по некоторым данным оно означало «плевок» или «гарь»). На сооруженных в Тофете высотах идолопоклонники, почитавшие Молоха, приносили в жертву ему детей. Повинен был в этом омерзительном грехе и сам царь Манассия (2Пар 33:6).

Фразу чего Я не повелевал, и что Мне на сердце (на ум) не приходило (стих 31) толкуют и так, что, возможно, следуя примеру язычников, некоторые евреи «по собственному почину» приносили сыновей своих и дочерей в жертву Иегове; на мысль о необходимости этого их могло натолкнуть сказанное в Исх 13:2 и 12; сравните с Мих 6:7.

Зато вот, приходят дни… (стих 32). Царем Иосией отвратительные Господу человеческие жертвоприношения были запрещены, но грех этот в глазах Иеговы все еще не был искуплен страданиями: им еще предстояло прийти. И тогда («в те дни») Тофет и долина Енномова названы будут долиною убийства, так как в Тофете станут хоронить (после разрушения Иерусалима) множество убитых, для которых обычных мест захоронения уже не хватит.

Позднее долину Енномову стали называть Ге-Хинном; греки произносили это слово как «геенна», его-то (порой присовокупляя к нему определение «огненная») употребляют с тех давних пор в значении «ада», места вечных мучений грешников (Мф 5:22, 29−30; 2Пет 2:4).

Предсказание Иеремии, что трупы людей сделаются пищею птицам… и зверям, соответствовало записанному в книге Второзакония (Втор 28:26). Неоднократно повторяет Иеремия, что радость покинет дома и улицы Иерусалима, покинет города Иудеи (сравните 16:9; 25:10), потому что земля эта опустеет.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.