От Луки 4 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».
9 И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею».
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего».
13 И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени.
14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране.
15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
16 И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано:
18 «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедовать лето Господне благоприятное».
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоём отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме».
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
31 И пришёл в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
37 И разнёсся слух о Нём по всем окрестным местам.
38 Выйдя из синагоги, Он вошёл в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила её. Она тотчас встала и служила им.
40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошёл в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
44 И проповедовал в синагогах галилейских.

Учебной Библии МакАртура

4:1 поведен был Духом См. пояснение к Мф 4:1.

4:2 сорок дней Он был искушаем Очевидно, искушение Христа охватывало полных 40 дней Его поста (см. пояснение к Мф 4:2). И Матфей и Лука дают сжато выраженное изложение только трех определенных искушений. Лука изменяет порядок последних двух искушений в рассказе Матфея. Порой Лука располагал материал скорее логически, чем хронологически (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания; см. пояснение к 1:3). Может, у Луки была какая-то цель, чтобы здесь поступить так — возможно, чтобы завершить свой рассказ об искушении Иисуса в Иерусалимском храме (ср. ст. 9), очень важном месте в повествовании Луки (см. во Введении: Исторические и теологические темы).

4:3−13 См. пояснение к Мф 4:3−10.

4:4 Иисус цитировал Втор 8:3.

4:8 Иисус цитировал Втор 6:13.

4:10, 11 Сатана цитировал Пс 90:11−12.

4:12 Иисус цитировал Втор 6:16.

4:13 до времени Для Христа искушения сатаны не окончились здесь, но продолжали существовать во время Его служения (ср. Евр 4:15) и достигли высшей точки в Гефсимании (22:39−46).

4:14 возвратился… в Галилею О служении Иисуса между Его крещением и Его возвращением в Галилею синоптические Евангелия в значительной степени умалчивают, но Иоанн записал довольно широкое служение в Иерусалиме и Иудее (Ин 2:12 — 4:1). Вследствие этого, молва о Нем распространилась очень быстро.

4:15 синагогах См. пояснение к Мк 1:21.

4:16 пришел в Назарет Лука в ст. 23 подтвердил (см. пояснение там же), что Христос совершил служение в Капернауме. Однако Лука намеренно поместил этот эпизод в начале своего рассказа об общественном служении Христа. Это пример расположения Лукой фактов скорее в логическом, чем в хронологическом порядке (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания; см. пояснение к 1:3).
по обыкновению Своему Назарет был Его родным городом, поэтому, вероятно, Он был хорошо известен всем, кто регулярно посещал эту синагогу.

4:18 Он помазал Меня Т.е. Сам Дух был помазающим (ст. 1, 14).

4:19 лето Господне благоприятное Или «год Господней милости». Христос читал место из Ис 61:1−2. Он остановился на середине ст. 2. Окончание стиха предсказывает наказание в день Божьего отмщения. Поскольку эта часть стиха относится ко Второму пришествию, Он ее не читал.

4:20 сел По обычаю учитель почтительно стоял во время чтения Священного Писания (ст. 16) и смиренно сидел при наставлении. См. пояснение к Мф 5:1.

4:21 исполнилось Писание сие Это было недвусмысленным утверждением, что Он является Мессией, Который исполнил пророчество. Они правильно поняли, что Он имел в виду, но не могли принять такие возвеличивающие утверждения от Человека, Которого они хорошо знали как Сына плотника (ст. 22; ср. Мф 13:55).

4:23 Капернауме Очевидно, вследствие Своих чудотворных дел в Капернауме Христос уже приобрел славу. Об этом первом годе общественного служения в Писании есть несколько подробностей. Большая часть из того, что нам известно о тех месяцах, находится в Евангелии от Иоанна, и оно предполагает, что в основном Христос служил в Иудее. Однако Ин 2:12 коротко, без лишних деталей, упоминает, посещение Капернаума. Ин 4:46−54 описывает, как Христос во время пребывания в Кане исцелил сына царедворца, который лежал больной в Капернауме. Так же нам известно, что Христос уже призвал некоторых Своих учеников, которые были жителями северного побережья Галилейского моря (Ин 1:35−42; см. пояснение к Мф 4:18). Может быть, Он в течение этого первого года служения не однажды посетил их. В любом случае он пробыл там достаточно долго, чтобы творить чудеса, и слава о Нем распространилась по всей Галилее (ср. ст. 14).

4:25−27 И вдова из Сарепты (3Цар 17:8−24), и сириец Нееман (4Цар 5) были язычниками. Оба они жили во времена широко распространенного неверия в Израиле. Иисус имел в виду, что Бог оставил без внимания всех вдов и прокаженных в Израиле, однако оказал милость двум язычникам. Божья забота о язычниках и отверженных — это одна из тематических нитей, которые проходят через Евангелие от Луки (см. во Введении: Исторические и теологические темы).

4:28 исполнились ярости Это первое упоминание Лукой враждебного сопротивления служению Христа. Намек Христа, что Божья милость может быть отнята от них, но оказана язычникам, по-видимому, и возбудил ярость жителей Назарета.

4:30 прошел посреди них Подтекст такой, что это было чудесным избавлением, первым из многих подобных случаев, когда Он избежал преждевременной смерти от рук толпы (ср. Ин 7:30; Ин 8:59; Ин 10:39).

4:32 властью См. пояснение к Мф 7:29.

4:33 бесовского См. пояснение к Мф 8:16.

4:34 Святой Божий Бесы всегда тотчас же узнавали Христа (ср. ст. 41; 8:28; Мф 8:29; Мк 1:24; Мк 3:11; Мк 5:7).

4:38 теща же Симонова Петр был женат (ср. 1Кор 9:5), хотя нигде в Писании не дается никаких подробностей о его жене.
сильною горячкою в Мф 8:14−15 и Мк 1:30−31 также описывают это чудо. Но только Лука, врач, отмечает, что горячка была «сильная», и записывает способ, к которому Иисус прибегнул для ее исцеления (ст. 39).

4:40 по захождении же солнца Означающего окончание субботы (шаббата). Толпы пришли, как только они по закону получили право на такой переход.

4:41 Ты Христос, Сын Божий См. пояснение к ст. 34.

4:43 Царствие Божие Это выражение, такое выдающееся во всем остальном Евангелии Луки, представлено здесь впервые. См. пояснение к Мф 3:2.

Примечания:

 
Синодальный перевод
2 взалкать — почувствовать сильный голод, сильно захотеть есть, проголодаться.
2 + ст. 3, 5, 6, 13, диавол — старое написание, но не ошибка; сейчас пишут «дьявол», однако, чтобы искать по симфонии, нужно понимать, как слово пишется в старой орфографии.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.