Стих 2
То есть поскольку Авраам без закона снискал славу не делами закона (будто бы он мог исполнить закон своими силами!) и поскольку закон еще не был дан, то слава эта не его, но — Бога. Ибо он оправдан был не заслугами, как бы от дел, но благодатью Бога через веру.
Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl.0280, 14.9.10.
Стих 4
Когда Павел говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу, он имеет в виду то, как люди вознаграждают людей. Бог воздал благодатью, потому что Он дал ее грешникам так, чтобы через веру они могли жить праведно, то есть творить добро. Так что добро, которое мы творим, приняв благодать, принадлежит не нам, но Тому, Кто оправдал нас благодатью. Ибо если бы Бог желал воздать нам должное, Он бы нас наказал, чего и заслуживают грешники.
Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 15.9.17.
Стих 5
Бог оправдывает нечестивого, то есть нечестивого человека делает праведным, чтобы тот пребывал в благочестии и праведности... и не считал, что ему позволено грешить.
Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 16.10.1.
Стих 15
Когда Павел говорит: закон производит гнев, то указывает на наказание, что относится к той ступени, когда человек находится под законом.
Источник: Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 17.10.5.
***
Апостол сказал так потому, что гнев Божий усиливается по отношению к преступнику, который знает грех из закона, но все-таки грешит. Такой человек, конечно же, есть преступник закона.
Августин Иппонский, О благодати и свободной воле. Сl. 0352, 894.27.
Стих 17
Бог все, что Он не родил от Себя, создал Словом Своим, но не из существовавших вещей, а из несуществовавшего, то есть из ничего (1 В начале сотворил Бог небо и землю. Быт 1:1; 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Ин 1:3).
Апостол говорит о Нем: называющим несуществующее, как существующее.
Источник: Августин Иппонский, О природе добра. Сl. 0323, 26.867.21.
***
Пред Богом, Которому он поверил. Таким образом Павел показывает, что вера — внутри человека и что Бог видит именно ее, а не то, что человек выказывает, подобно обрезанию плоти.
Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 18.10.8.
Стих 20
Когда Павел говорит об Аврааме: воздав славу Богу, то это обращено против тех, кто искал своей славы делами закона перед людьми.
Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам . Сl. 0280, 19.10.11.
Стих 21
Бог Сам дает веру народам, так как Он в состоянии исполнить обещанное. Но если именно Бог производит нашу веру, чудесным образом промышляя в сердцах наших так, чтобы мы поверили, то неужели следует опасаться, что Он не исполнит всего? (Ср. 20 ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь", — в славу Божию, через нас. 2Кор 1:20)
Августин Иппонский, О предопределении святых. Сl. 0354, 963.33.
Комментарии Аврелия Августина Блаженного на послание к Римлянам, 4 глава. Толкования Августина.
Public Domain.
Общественное достояние.