Библия » Августин Толкования Августина

Римлянам 5 Послание к Римлянам 5 глава

Стих 3

Апостол говорит: И не сим только, но хвалимся и скорбями, и так далее, постепенно доходя до любви Божией, которую мы имеем через дар Святого Духа. Он показывает, что все, что мы в состоянии приписать себе, мы должны воздавать Богу, Который удостоил нас благодатью Святого Духа.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 20.10.14.

Стих 5

См. ст. 3

Иное толкование

Чтобы мы возлюбили Бога, любовь Божия изливается в наши сердца не через свободную волю, но через Духа Святого, данного нам.

Августин Иппонский, О духе и букве. Cl. 0343, 3.5.157.22..

Кто может нанести вред такому человеку? Кто в состоянии подчинить его? Человек, который в благоприятных обстоятельствах продвигается вперед, когда встречает препятствие, познает, насколько продвинулся. Имея множество преходящих благ, он не полагается на них, но, когда последние забирают, узнает, стал ли он пленником их или нет. Мы часто думаем, что не любим того, что имеем, однако узнаем, кто мы есть, когда начинаем ощущать отсутствие.

Августин Иппонский, О вере и делах. Cl. 0264, 47.62 [CCSL 32:247−48].

Иное толкование

Через любовь мы сообразуемся Богу, и так, сообразованные, и соустроенные, и отделенные от мира сего, мы уже не смешиваемся с тем, что должно быть подчинено нам. И делается это Духом Святым.

Августин Иппонский, О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев. Cl. 0261, 1.1321.18.

Не через нас, но через Дух Святой, Который нам дан, любовь, которая, как показывает апостол, есть дар Божий, делает так, что скорби не разрушают терпение, но укрепляют его.

Августин Иппонский, О благодати и свободной воле. Cl. 0352, 905.13.

Стих 8

Или, пожалуй, почему сама смерть не должна была быть выбрана из всех других (в итоге) не принятых во внимание) бесчисленных способов, которыми бы Всемогущий мог воспользоваться для нашего освобождения, ведь ничего от Его Божественности в смерти ни уменьшилось, ни претерпело изменения, и от воспринятой (Сыном) человечности людям была оказана услуга, (состоящая в том) что предвечный Сын Божий и Он же Сын Человеческий претерпел незаслуженную временную смерть, чтобы посредством нее освободить их от заслуженной вечной смерти? Дьявол удерживал нас в нашем грехе и посредством этого укоренял нас в смерти. Отпустил же их Тот, Кто не имел Своих и Кто был приведен к смерти дьяволом незаслуженно. Кровь же Его имела такую цену, что тот, кто убил Христа незаслуженно на определенное время (ad tempus), не может задержать в заслуженной вечной смерти никого из тех, кто облачился во Христа (Christo indutum). «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасаемся Им от гнева». В словах апостола «оправданы Кровью Его» «оправданы», очевидно, означает то, что мы освобождены от всех грехов; освобождены же мы от всех грехов потому, что за нас был убит Сын Божий, у Которого не было ни одного греха. В словах же «спасаемся Им от гнева» апостол, конечно же, имеет в виду гнев Божий, который есть не что иное, как справедливое наказание. Ибо гнев Божий не есть возбуждение души (как у человека); это есть гнев Того, Кому Святое Писание в другом месте говорит: «Обладая силою, Ты судишь снисходительно» (18 но, обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле. Прем 12:18). Если, следовательно, справедливое Божественное наказание получило такое название, то что же еще следует понимать под примирением с Богом, как не то, что такой гнев заканчивается? Мы же были врагами Бога только тем образом, каким грехи являются врагами праведности. Когда же грехи отпущены, такая вражда заканчивается, и с Праведным примиряются те, кого Он Сам оправдывает. И все же Он любил нас, несомненно, даже врагами, ибо Он «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас», когда мы были еще врагами. Значит, апостол правильно сказал сначала то, что «если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (посредством каковой свершилось то отпущение грехов); а затем то, что «тем более, примирившись, спасаемся жизнью Его». (Итак) мы, примирившись смертью, спасаемся жизнью. Ибо кто же сомневается в том, что Он отдаст свою жизнь Своим возлюбленным (amicis), ради которых, когда они были врагами, Он отдал Свою смерть?

Источник: О Троице, 2.13.21

Стих 11

«И не довольно сего», сказал он, что «мы спасаемся», «но и хвалимся», но не собой, а Богом, и не чрез себя, а «чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение», в соответствии с тем, что мы рассмотрели выше.

О Троице, 2.13.21

Стих 12

Даже и младенцы не делами жизни своей, но благодаря общему происхождению человеческого рода от Адама, в нем одном нарушили завет Бога, то есть в нем все согрешили.

Августин Иппонский, О граде Божием. Cl. 0313, 48.16.27.1 [CCSL 48:531].

Иное толкование

Когда человек рождается, он уже рождается со смертью, потому что берет свой грех от Адама.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. Cl. 0278, 49.12.11 [PL 35:1752].

Если души всех людей происходят от той одной, которая сообщена была первому человеку и через которую грех вошел в мир, а через грех — смерть, а она вошла во всех людей, — то, может, не от нее происходит душа Христа, ведь на Нем нет никакого греха — ни по рождению, ни собственного, по которому Ему полагалась бы смерть... За нас, конечно же, Он понес то, чего был не должен. Или же если это та же душа, то Он, приняв, очистил ее, чтобы родиться от Девы и прийти к нам без какого-либо следа греха — ни того, который был совершен, ни переданного.

Августин Иппонский, Послания. Cl. 0262, 164.44.7.538.9.

Иное толкование

Подобно тому, как младенцы не могут не происходить от Адама, так же не могут они не быть тронуты тем же самым грехом, покуда не освободятся от этой вины через крещение Христа.

Августин Иппонский, Послания. Cl. 0262, 157.44.3.466.19.

Здесь с ясностью выражено то, что для всех людей первородный грех одинаков, независимо от собственных грехов каждого.

Источник: Августин Иппонский, Против Юлиана. Cl. 0351, 6.862.12.

***

Мы не должны понимать эти слова иначе, чем то, что все люди, ради которых умер Христос, умерли в грехе первого Адама и все, принимающие крещение во Христе, умирают для греха (Ср.3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7 ибо умерший освободился от греха. 8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. 11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим 6:3−11).

Августин Иппонский, Против Юлиана. Cl. 0351, 6.835.25.

Стих 13

Это сказано против тех, кто считает, будто грех можно снять законом. Апостол говорит, что через закон грех стал видимым, но не снятым. Когда он говорит: «Грех не вменялся, когда не был дан закон», он утверждает не то, что греха не было, но что грех не вменялся. И когда дан был закон, грех не был снят, но стал вменяться, то есть начал быть очевидным.

Источник: Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 21.10.22.

Стих 14

Адам является образом будущего от противного: ибо более сделал Христос для возрождения, нежели Адам навредил потомкам.

Источник: Августин Иппонский, Послания. Сl. 0262, 157.44.3.469.19.

***

Это можно понимать двояко. Либо смерть царствовала подобно преступлению Адама, так как несогрешившие тоже смертны из-за происхождения смерти от Адама. Либо смерть царствовала и над несогрешившими подобно преступлению Адама, но все равно грешившими, пока не был дан закон. Тех, кто получил закон, можно тоже считать согрешившими подобно преступлению Адама, ведь и Адам согрешил после получения заповеди, которой должен был повиноваться... Адам назван «образом будущего», но от противного: ибо как через него вышла смерть, так через нашего Господа вошла жизнь.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Сl. 0280, 22.11.5.

Стих 15

Апостольское рассмотрение касается двух людей. Первый из них Адам, чрез грех и смерть которого мы, его потомки, связаны как бы наследственным злом. Другой же (человек) — второй Адам, Который не есть только человек, но также и Бог. Посредством того, что Он заплатил за нас (хотя и не был должен), мы освободились от долгов как своих отцов, так и своих собственных. Наконец, как по причине того (человека) дьявол удерживал всех рожденных через растлевающее плотское совокупление, так по причине Этого (Человека) является справедливым, чтобы дьявол отпустил всех возрожденных через непорочную духовную благодать.

В воплощении Христа имеется много другого, смущающего гордецов, что (тем не менее) следует рассматривать и мыслить спасительным образом (salubriter). Одно из того есть то, что человеку было показано, какое место он занимает среди того, что сотворил Бог. Ибо человеческая природа смогла таким образом соединиться с Богом, что возникла единая личность из двух субстанций (ex duabus substantiis fieret una persona), а тем самым даже из трех: Бога, души и плоти. Так что те гордые злобные духи, которые в целях обмана, но под видом помощи, пытаются встрять как посредники, не смеют поставить себя выше человека оттого, что у них нет плоти, и в особенности потому, что (Бог) счел достойным умереть в той же плоти, дабы они, оттого, что кажутся бессмертными, не смогли убедить, чтобы их почитали как богов. И (опять же) так что (теперь) благодать Божия сообщается нам в человеке Христе без каких-либо предварительных заслуг, ибо даже Он Сам не по каким-либо предварительным заслугам достиг того, что в таком единстве соединился с истинным Богом и стал Сыном Бога, одной с Ним Личностью (una cum illo persona filius dei fieret); но с того (времени), как Он начал быть человеком, Он также и Бог, отчего и сказано: «И Слово стало плотью» (14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Ин 1:14). Кроме того, (теперь) человеческая гордыня, которая является главным препятствием к тому, чтобы человек прилеплялся к Богу, может быть изобличена и исцелена через столькое смирение Бога. (Благодаря воплощению Бога) человек также узнает, насколько далеко отступил Он от Бога, и то, что ему служит в качестве целительного страдания, когда он возвращается посредством Такого Посредника, Который как Бог содействует людям (subuenit) с помощью Своей Божественности, а как человек согласуется (conuenit) с ними Своей немощью. Ибо какой же больший пример послушания может предоставлен нам, погибшим через непослушание, нежели Сам Сын, послушный Богу Отцу, «даже до смерти, и смерти крестной» (8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Флп 2:8)? И в чем мы могли бы лучше увидеть награду за это послушание, как не в плоти Такого Посредника, которая воскресла к жизни вечной? К справедливости и благости Творца относится также и то, что дьявол был преодолен той же самой разумной тварью, (прежней) победой над которой он упивался, и посредством Того, Кто происходил из того же самого рода, что был целиком удерживаемым дьяволом по причине изначального падения одного.

Ибо, конечно же, Бог мог из другого рода принять на Себя человека, в котором Он был бы Посредником между Богом и человеком, а не из рода того Адама, который своим грехом связал весь род человеческий, ведь того, кого Он сотворил первым, Он сотворил не из чьего-то рода. Следовательно, Он мог таким образом или каким бы ни пожелал, сотворить кого-то еще, посредством которого мог бы быть побежден победитель первого. Но Бог счел лучшим принять на Себя человека, посредством кого Он мог бы победить врага рода человеческого, из того самого рода, который был побежден (дьяволом). Но все же Он сделал так, чтобы Тот родился от Девы, чье зачатие было бы от Духа, а не от плоти, и ему должна была предшествовать вера, а не похоть. И не было (в этом зачатии) плотского вожделения, посредством которого сеются и зачинаются те, что влекут (за собой) первородный грех. (Нет) святое девство было оплодотворено верою, а не соитием, ибо похоть была предельно удалена так, чтобы то, что должно было родиться от потомства первого человека, воспроизводило только род, но не вину. Ибо произведена была не природа, растленная сопричастностью к преступлению, но единственное лекарство от всякого такого тлена. Был рожден, говорю я, Человек, не имевший и не могущий заиметь какой-либо грех, чтобы через Него возродились, освобождаясь от греха, те, кто не мог родиться без греха. Ибо хотя супружеское целомудрие благим образом ис-пользует вожделение плоти, заключенное в наших детородных членах, все же последнее является непроизвольным влечением, что доказывает либо то, что его вообще не могло быть в раю прежде греха, либо то, что если оно и было, то оно не было таковым, чтобы когда-либо не быть согласным воле. Теперь же мы ощущаем его таковым, что, противясь закону ума, оно побуждает к совокуплению, даже если не преследуется цель продолжения рода. Если ему уступают, его удовлетворяют, совершая грех; если же ему не уступают, то обуздывают несогласием. (Однако) кто же сомневается в том, что ни первое, ни второе не было свойственно раю прежде греха? Ведь тогда ни благочестие то не делало чего-то непристойного, ни счастье то не страдало от чего-то беспокоящего. Таким образом, было необходимым, чтобы не было совершенно никакого плотского вожделения, когда Дева зачинала Того, в Ком творцу смерти было суждено не найти ничего достойного смерти, и все же убить Его затем, чтобы смертью его победил Творец жизни. Победитель первого Адама и (тот, кто) удерживает род человеческий, (становится) побежденным вторым Адамом и (тем, кто) упускает род христианский, освобожденный из (всего) рода человеческого от преступления человеческого посредством Того, Кто не был причастен к преступлению, хотя Он из (того же) рода. Так лукавый был побежден тем родом, который он побеждал посредством преступления. И это было совершено так, чтобы человек не превозносился, но чтобы хвалящийся хвалился о Господе (17 Хвалящийся хвались о Господе. 2Кор 10:17). Ибо тот, кто был побежден, был только человек; и потому он был побежден, что в гордыне своей возжелал быть Богом. Тот же, Кто победил, был и человек, и Бог; и потому Он, рожденный от Девы, победил так, что Бог не стал управлять Этим Человеком, как другими святыми, но со смирением нес Его. Всех этих даров Божиих, и каких бы то ни было еще (что сейчас для нас по данному поводу исследовать и обсуждать слишком долго), не было бы вовсе, если бы Слово не стало плотью.

Источник: О Троице, 2.13

***

Апостол говорит: Но дар благодати не как преступление. Благодать в двух отношениях превосходнее. Во-первых, она тем сильнее, что дает жизнь вечную, хотя смерть и царствует во времени по причине смерти Адама. Во-вторых, она превосходнее тем, что, в то время как через преступление Адама подверглись смерти многие, прощением многих грехов через Господа нашего Иисуса Христа дана благодать для жизни вечной.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 23.11.20.

Стих 16

Итак, вот разница: в Адаме один грех осужден, а в Господе многие грехи прощены.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 23.12.6.

Стих 17

Когда Павел говорит: тем более будут царствовать, это относится к жизни вечной, а приемлющие обилие благодати — относится к прощению многих грехов.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280, 23.12.15.

Стих 18

Никто не рождается без действия телесного вожделения, которое наследуется от первого человека — Адама.

Но и никто не рождается без действия духовной благодати, которая дана через второго человека — Христа.

Источник: Августин Иппонский, Послания. Cl. 0262,187.57.9.109.4.

***

Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины (Ср. 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. 1Тим 2:4) — все, к кому благодать приходит через Одного к оправданию жизни.

Августин Иппонский, Против Юлиана. Cl. 0351, 4.759.39.

Стих 19

Это — образ будущего Адама.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280,23.12.25.

Стих 20

Когда Павел говорит: Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление, становится ясно, что иудеи не знали, с каким назначением дан был закон. Ведь он не был дан, чтобы оживлять, поскольку оживляет благодать через веру. Он был дан, чтобы показать, какими крепкими узами в грехе удерживались те, кто своими силами полагали исполнить всю праведность. Таким образом умножилось преступление: как потому, что от запрета разгоралось вожделение, так и потому, что грехопадение воздействовало на грешащих против закона.

Августин Иппонский, Некоторые темы из Послания к Римлянам. Cl. 0280,24.13.5.

Иное толкование

Запрет умножил желание и сделал его неодолимым, так что добавилось преступление, которого не было без закона, хотя грех и был. Потому что, где нет закона, нет и преступления (15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Рим 4:15).

Августин Иппонский, О воздержании. Cl. 0298,3.7.148.6.

Благодать действует таким образом, что добрые дела начинают делать те, кто прежде делал злые. Она не дает им оставаться во зле и учит их верить, что взамен к ним придет добро.

Августин Иппонский, О благодати и свободной воле. Cl. 0352, 910.21.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Аврелия Августина Блаженного на послание к Римлянам, 5 глава. Толкования Августина.


Public Domain

Public Domain.
Общественное достояние.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Римлянам 5 глава в переводах:
Римлянам 5 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Мартина Лютера
  8. Серия комментариев МакАртура
  9. Толкования Августина
  10. Толкование Иоанна Златоуста
  11. Толкование Феофилакта Болгарского
  12. Новый Библейский Комментарий
  13. Лингвистический. Роджерс
  14. Комментарии Давида Стерна
  15. Библия говорит сегодня
  16. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.