5. О «СВЯТОМ ОСТАТКЕ» (4:2−6)

Мы видим по ходу речей Исаии — в той последовательности их, как они собраны в книге, — что после первого Божиего «вердикта» (1:2−31) следует обещание «восстановления» Им народа (2:1−5). Теперь, по завершении грозного повторения темы суда (2:6 — 4:1), вновь звучит «тема утешения» (4:2−6). Несмотря на то, что народ стоит, по причине своего отпадения от Иеговы, на пороге ужасных событий, часть его переживет их. Первоначальные слушатели и читатели Исаии могли думать, что он намекает на тех, которые переживут изгнание.

Однако, в свете сказанного в Мф 24:4−30, очевидно, что пророк прозревал и ближайшее будущее и будущее гораздо более отдаленное: во всяком случае эти его слова и о тех, кто выживут в дни «великой скорби», за которыми последуют возвращение на землю Иисуса Христа и установление Им славного Его царства.

Ис 4:2. Итак, несмотря на грядущий суровый суд, в конце-концов придет на земной мир и Божие благословение. В тексте речей Исаии выражение «в тот день» иногда относится к нападению вавилонян на Иерусалим и к его разорению ими (к примеру, 3:18; 4:1), но здесь (в стихах 2, 5), как и в 2:11−12, 17, оно подразумевает день возвращения Христа и установления Им Тысячелетнего царства.

Некоторые полагают, что отрасль в стихе 2 — это «верующий остаток». Но правильнее, по всей вероятности, понимать под «отраслью Господа, которая явится в красоте и чести», Мессию (такое понимание подтверждается параллельными местами из других пророчеств Исаии, а также из пророчеств Иеремии и Захарии; Иер 23:5; 33:15; Зах 3:8).

Итак, речь тут идет о Мессии — отрасли Давидовой (Иер 33:15), или, что то же самое, «отрасли Господа», причем плод земли (правильнее было бы — «плод страны») является в этом контексте синонимом «отрасли Господа» (свидетельство об иудейском происхождении Мессии по плоти). Исаия, конечно, предвидел, что, вернувшись для уцелевших сынов Израиля, Мессия вернется не только для них, но для всех, подтверждение чему некоторые богословы «прочитывают» в стихе 3.

Ис 4:3−4. «Книга для житья в Иерусалиме» — подразумевается список горожан, имевших право на проживание в столице. Но именно эту фразу читают «шире», полагая, что в ней имеются в виду все те, кто окажутся достойны обитать вблизи возвратившегося Господа (сравните с Исх 32:32). Расширительному толкованию подлежат при таком прочтении и уцелевшие (стих 3) — как пережившие время «великой скорби».

В библейском понимании именоваться значит «быть таковым» (напомним, что «имя» у древних евреев соответствовало сути человека). Следовательно, те, о ком речь в стихе 3, действительно будут святыми, т. е. очищенными Богом от грехов их и посвятившими себя Ему.

«Дочери Сиона» в стихе 4 представляют народ в целом. Это он будет очищен от пролитой им невинной крови посредством (духом) суда и… огня, т. е. грозных Божиих кар (сравните с Зах 13:1 и со словами Иоанна Крестителя в Мф 3:11 о том, что Иисус «будет крестить… огнем»; также Мал 3:2−5).

Ис 4:5−6. В то время благословений для «восстановленного» Израиля, которому надлежит прийти, слава Божия видна будет в Иерусалиме (на горе Сион) из любой, так сказать, точки (облако и дым и «блистающий» огонь — символы Божиего присутствия; Исх 13:21−22; 40:34−38). Всем чтимым, т. е. святым, слава Божия будет служить «покровом» (защитой); образы защиты (шатер, убежище) от бедствий (от непогод и дождя) — в стихе 6.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 4 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.