6. ПО ВОЛЕ БОГА ВАВИЛОН УЙДЕТ В НЕБЫТИЕ (главы 46−47)

Две эти главы объединены одной темой крушения Вавилона: духовного (глава 46) и военно-политического (глава 47). Богу Вавилон послужит орудием наказания Его народа, но затем уйдет в небытие, и «боги» его, которые «не боги вовсе», не спасут его.

Ис 46:1−2. Вил (по-русски чаще произносится как «Бел») и Нево были главными божествами Вавилона. Бел почитался как бог солнца и в качестве такового был «воспринят» ассирийцами, отождествившими его со своим главным божеством — Мардуком (Меродахом). В честь Бела-Мардука в Вавилоне был сооружен пирамидальный храм, немного не достигавший, как полагают, 200-метровой высоты; он получил название «гробница Бела». Нево почитался как сын этого божества. «Низвержение» этого «пантеона» символизирует у Исаии низвержение Вавилона не только как языческого центра древнего мира, но и как политической силы (глава 47).

Ложные боги не сумели защитить носивших (стих 2) их, т. е. тех, которые им поклонялись. Здесь могут подразумеваться как праздничные процессии (в первую очередь при праздновании вавилонского Нового года), в которых изображения богов носили наподобие знамен, так и совсем иной «феномен», а именно «пленение» чужеземных богов (окончание стих 2). Согласно очень древнему обычаю победители в войнах, которые были на Востоке весьма частым явлением, стремились «захватить в плен» как можно больше божеств, которым поклонялись побежденные ими племена и народы. Идолы, вылитые из металла, были очень тяжелы, и к месту нового пристанища их доставляли на… вьючных животных. Их рассматривали как почетную военную добычу, а, кроме того, считалось, что «с помощью» захваченных богов удастся удержать в политическом подчинении их почитателей.

В первых стихах главы 46 Исаия предсказывает духовные последствия военных побед царя Кира. Несмотря на гуманность и терпимость этого царя одним из упомянутых последствий явилось повсеместное (в новой державе) ослабление грубого язычества, сопряженного с растленной культурой. Ибо, оставаясь язычником, этот весьма просвещенный царь стоял значительно выше вульгарного идолопоклонства своих дней и не случайно глубоко симпатизировал иудеям и их Богу.

Однако в связи со стихами 1−2 возникает некая историческая «проблема». Дело в том, что имеются серьезные доказательства (прежде всего древние записи, обнаруженные археологами), что ни Кир ни наследовавший персидский престол после него Камбиэ вавилонских идолов не только «не низвергали» (в физическом Смысле), но и «в плен» их не брали. Единственное объяснение этой «неувязки» заключается, как полагают, в том, что, прозревая начало крушения идолопоклонства со вступлением на историческую арену царя Кира, пророк облекал свое видение в понятную для его времени метафору.

Ис 46:3−4 «благой части», которой удостоился дом Иаковлев, напоминает пророк (прибегая к иносказанию) своим согражданам, как бы противопоставляя ее жалкой участи идолопоклонников: иудеи от самого сотворения своего до конца исторической цивилизации пребывают и останутся под охраной создавшего их Иеговы. Под «остатком дома Израилева» в стихе 3 надо, по всей вероятности, понимать всех вообще евреев, которые сохранятся, в первую очередь, на территории Вавилона до времени, прозреваемого пророком.

Обращает на себя внимание антитеза, включающая понятие «носить»: если идолы нуждаются в том, чтобы люди носили их и охраняли, то истинный Бог, напротив, Сам «носит» Свой народ, подобно отцу, носящему на руках свое дитя, нуждающееся в его постоянной защите.

Ис 46:5−7. сравните стих 5 со сказанным в 40:18, 25. Ответ на звучащий в этих стихах риторический вопрос один: некому «уподобить» Иегову. Далее неоднократно повторяющаяся у Исаии язвительная насмешка над делающими идолов и поклоняющимися им: сравните с 40:20; 41:7; 44:9−20. Нет, не сдвинется идол с места, и «докричаться» к нему (о помощи) невозможно (сравните с 3Цар 18).

Ис 46:8−11. «Отступниками» (стих 8) пророк, вероятно, называет здесь всех израильтян, постоянно отступавших на протяжении своей истории от Бога, избравшего их. И их же он призывает сердцем осознать свое особое положение в мире и сопряженную с этим ответственность. В стихах 9−10 повторяющаяся ссылка на всеведенье Бога как на свидетельство Его превосходства над всем и вся. Мой совет состоится (стих 10) — то же, что «Мой план (или «Мои цели») при любых условиях осуществится.»

«Орел от востока» (стих 11) — несомненно, Кир.

Ис 46:12−13. Жестокие сердцем, далекие от правды (стих 12); их можно понимать идентично «отступникам» в стихе 8.

То, о чем говорится в стихе 13, в ближайшей к Исаии исторической перспективе соответствовало второму «исходу» евреев (из Вавилона). А в неопределенно дальней, как это часто у Исаии видим, — духовному спасению Сиона, прообразом которого является освобождение его из вавилонского плена. в этой связи Ис 2:2 и далее и комментарии на эти стихи.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 46 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.