2) Праведникам только и остается, что умирать.

Ис 57:1−2. По-видимому, главы 57−59 составляют одну страстную обличительную речь, начало которой в 56:10, а окончание — в 59:19. Иудею, современнику Исаии, не помраченному грехом и растлением в той степени, в какой помрачено было ими общество в целом, было над чем задуматься, вслушиваясь или вчитываясь в слова стихов 1−2. Дело в том, что по ветхозаветным представлениям праведники и благочестивые, как правило, награждались от Бога долгой жизнью, и ранняя их смерть воспринималась их соплеменниками с великой печалью (прежде всего как знак Божиего гнева: за какое-то преступление Иегова лишает общество благотворного влияния на него праведника).

Исаия же обличает сограждан в том, что они настолько ослепли и оглохли духовно, что и смерти праведных перестали придавать значение (принимать ее к сердцу). Потому Бог и «восхищает» благочестивых от земли, говорит пророк, что страдания их в мире, пораженном злом, становятся бесполезными (для их соплеменников, которые не слушают их), и Господь освобождает их от этих ненужных страданий, дарует им покой.

3) Об идолопоклонстве Израиля (57:3−13).

Ис 57:3−4. Кто глумится над праведниками? Не те ли, чьи отцы и матери предаются блуду (откровенный намек на ритуальную проституцию, сплошь и рядом сопутствовавшую языческим культам). Заимствованные евреями у ханаанских народов, культы эти, в особенности так называмые «культы плодородия», ассоциировали ритуальные совокупления с действиями богов и богинь, «ответственных» за постоянное возобновление растительной и животной жизни на земле.

Неотъемлемой чертой упомянутых культов было и «чародейство» (стих 3) всякого рода. В свете того, что союз Иеговы с Израилем ассоциировался в ветхозаветном сознании с супружеским союзом, физический блуд, о котором говорит пророк, не отделяется им от блуда духовного. Один переходит в другой.

Ис 57:5−8. «Перечисляемое» здесь раскрывает «особенности» разных видов языческих верований. И тех, на основании которых в жертву идолам приносили детей (стих 5), и тех, в которых «объектами поклонения» служили священные камни (стих 6); в стихе 7-речь о поклонении идолам «на высотах», а в стихе 8 — о домашних «божках», которых ставили за дверью… и за косяками. (Быт 31:19, 30, 32; свидетельства так называемого синкретизма, т. е. поклонения евреев, наряду с Иеговой, и языческим богам, находим едва ли не в каждой из ветхозаветных книг. В стихе 86 — иносказание духовных блудодеяний.)

Ис 57:9−10. Поклоняться чужим богам евреи нередко ходили в языческие города и страны. «Царь» в стихе 9, скорее всего, обобщенный образ языческого царя. «Блудодейная жена» (Израиль) не уставала ходить (и посылать послов своих) к таким царям, «умастившись благовониями» (опять-таки образ блудницы, ищущей греховной связи). Унизительны (стих 9) в глазах Иеговы такие ее «хождения».

Ис 57:11−13. Не потому ли, что небесный Супруг долго… молчал, наблюдая за блудодейством «неверной жены», перестала она бояться Его? Ну так Он «заговорит» о правде (иронически) ее и обо всех делах ее в полный голос, и это будет не в пользу ей! Не спасет ее тогда весь сонм (сборище) богов ее, ибо их, подобно трухе, унесет ветром. И лишь один Иегова (по контрасту со множеством богов) останется среди людей, надеющихся на Него, как Бог истинный, и только им даст Он унаследовать землю (сравните с Мф 5:5) и владеть святою горою Его (горой Сион, или храмовой горой; здесь символ истинного богопоклонения).

4) Господь обещает прощение.

Ис 57:14−21. В стихе 14 Исаия как бы переносится в отдаленное будущее; оно так или иначе связано с Мессией. Будут люди, которые уверуют в Него, к ним, вероятно, и обращен призыв пророка «равнять путь» для других — всех тех, кто войдут в состав народа Его. Этот стих напоминает слова Исаии в 40:3−5. Некоторые видят здесь пророческое обращение Исаии к верующим будущих времен с призывом помочь Израилю преодолеть его вековые духовные заблуждения (сравните с Рим 9:31−33; 11:25). В стихе 15 — своеобразная антитеза; Иегова, в Его непостижимом надмирном величии, снисходит в сострадании и любви к «малым мира сего».

Высокий и Превознесенный, Он живет не только на высоте небес, но и с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять… сердца сокрушенных. Он знает, что не человеку вести с Ним тяжбу (стих 16), ибо пред Ним и гневом Его, если не будет он сменяться миром, который дает Творец, прощая, изнеможет… дух всякого человека, сотворенного Им. А потому, обещает Иегова, не вечно буду Я… гневаться.

Может быть, грех корыстолюбия потому выделяется в стихе 17, что из него проистекают (с ним связаны) и многие другие грехи. Так или иначе, здесь повторяется та мысль, что за грех и упрямое своеволие поражал Господь Израиля. Все пути его были и остаются перед глазами Иеговы, Который обещает ему, что насовсем не оставит его (Рим 11:25), но снова будет водить его и утешать.

Возможно, в стихе 19 продолжение именно этой мысли в словах мир… ближнему; если под «дальними» разуметь язычников, то здесь обещание мира всем народам, точнее тем людям в каждом народе, которые не «прельстятся» путями нечестивых. Нечестивым же нет мира (и, подразумевается, не будет), говорит Бог, ибо источник волнений и неспокойствия, пробуждаемых темными страстями, злыми мыслями, упрямым самомнением, — в них самих. Вечное смятение духа толкает их к недобрым поступкам и действиям (отсюда уподобление морю, выбрасывающему при каждом приливе ил и грязь). Несчастное состояние этих людей усугубляется действием в них нечистой совести.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 57 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.