Е. Отмщение и благословение (главы 34−35)

Вместе эти две главы подводят к кульминационному моменту в развитии Исаией тем суда и спасения, которым столько места уделено в предыдущих главах. Главы 36−39 содержат свидетельства об осуществлении в истории многих из его пророчеств, записанных в первой половине книги. Мотив отмщения Ассирии свыше (30:27−33; 31:8−9; 33:1, 18−19) естественно подводил пророка к откровению о Божием суде над вселенной в годину великой скорби. За ним, в виденьи Исаии, последует благословение Богом избранного Его народа, Израиля, в Тысячелетнем царстве (глава 35).

1. О ДНЕ ГОСПОДНЕГО ОТМЩЕНИЯ (глава 34)

а. О суде над миром (34:1−4)

Ис 34:1−4. В стихе 1 — призыв ко всем народам слушать и внимать страшному этому пророчеству, ибо оно касается всего мира. Под «воинством» в стихе 2, по-видимому, понимаются не армии земли, а людские массы. Еврейское слово, переведенное как «заклятие», подразумевало необратимое посвящение чего-либо Господу в значении полного уничтожения его (сравните со стихом 5); заклание здесь метафора обреченности (на гибель).

«Звезды истлеют» (стих 4) — по другим переводам «растворятся»; небеса свернутся, небесные тела станут падать, подобно листьям с деревьев. Все это произойдет от действия беспримерного небесного жара, огня. Катастрофические события на небе будут сопутствовать возвращению Христа на землю для установления Тысячелетнего царства (Иоиль 2:10, 30−31; 3:15; Мф 24:29). Но картина, нарисованная Исаией в 34:4, весьма напоминает то, что, согласно книги Откровения, произойдет в дни великой скорби, по снятии Ангелом шестой печати (Откр 6:12−13).

б. Суд над Едомом (34:5−17)

Едом служит Исаии лишь прообразом всего мира, над которым совершится суд Господень. Пророк избирает его в этом качестве по причине постоянной вражды Едома с евреями. Напомним, что едомляне, или идумеи, были потомками Исава, старшего брата Иакова (Быт 27:39−40).

Ис 34:5−8. Восор был столицей Едома. Метафорой суда является меч Господа, «упившийся» кровью едомлян — народа, преданного заклятию (толкование на стих 2). Очевидно, «жертвенные животные», перечисляемые в стихах 6−7, — ни что иное, как образ тех же едомляи, переживающих день мщения… год возмездия за все зло, принесенное ими Израилю (Сиону).

Ис 34:9−17. Картина гибели и запустения Идумеи напоминает о гибели и запустении в результате одновременного или последовательного извержения множества вулканов (их на территории Едома было, хоть и погасших на то время, немало). Никто из людей не станет там более селиться — разве что совы (а не пеликаны), ежи, филины и вороны. Приспособления (вервь… отвес), служившие строителям, в окончании стих 11 — символ разорения страны: Господь точно отмерит пределы территории, которой никогда не быть заселенной.

Не останется у идумееев знатных, из которых можно было бы избрать царя (стих 12). Все там зарастет сорными травами, станет приютом диких зверей (стихи 13−14). Ночное привидение — один из переводов еврейского слова, которое может означать и упомянутого уже филина. Под «летучим змеем» надо, вероятно, понимать змею, внезапно бросающуюся на свою жертву с высоты, например, с дерева.

В стихах 16−17 Исаия подчеркивает, что именно такая судьба, во всех перечисленных подробностях, постигнет Едом, потому что таково решение о нем Господа, Который Духом Своим совершит все это (стих 16), даже и птиц и «зверей пустыни» расселив на этой обреченной земле (стих 17).

Некоторые богословы полагают, что «книгой Господней» (стих 16) Исаия называет собственные пророчества, в богооткровенности которых он не сомневался. Прочитав их, потомки убедятся в их истинности.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 34 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.