Б. Восстановление придет от страдающего Раба (главы 49−57)

Темой предыдущего раздела, состоящего из 9 глав (главы 40−48), в основном, является Кир и его миссия по «восстановлению» иудеев как народа. Следующие 9 глав (главы 49−57) более всего «сосредоточены» на исполнении Рабом-Мессией Его служения по возвращению «народа завета» в землю обетованную и «восстановлению» праведного его «остатка» в этой земле, а также по спасению язычников для Тысячелетнего царства.

Одной из важнейших мессианских глав в книге Исаии считается глава 49; она стоит в тесной связи с другими главами на эту тему (более всего с главами 42, 50, 52 и 53).

Тематически главы 49−57 можно разделить на четыре части: 1) Раб, отвергнутый Своим народом, принесет спасение язычникам (главы 49−50). 2) Верующий «остаток» будет возвеличен (51:1 — 52:12). 3) Раб будет, однако, унижен и лишь после возвеличен (52:13 — 53:12). 4) В Тысячелетнем царстве спасение придет от Раба — как к иудеям, так и к язычникам.

1. РАБУ НАДЛЕЖИТ БЫТЬ ОТВЕРГНУТЫМ (главы 49−50)

а. О миссии Раба (49:1−13)

1) Служение Раба язычникам (49:1−6).

Ис 49:1−3. К дальним народам» и «островам» (фактически синоним дальних народов») обращается Тот, Кому изначально поручил это Господь. Он — раб Его, возлюбленный «Отрок» Его (42:1), о Котором Исаия (названный, напомним, «ветхозаветным евангелистом») и прежде возвещал не раз (7:13−15; 42:6; сравните с Пс 109:2).

Образ уст острых, как… меч (сравните стих 2а с Откр 1:16 и Откр 19:15), несомненно, говорит о способности евангельской вести проникать глубоко в сердце человеческое (сравните с Евр 4:12). В этом же стихе — образ стрел, хранящихся в Божием колчане, из которых особо изостренною (в вышеуказанном значении) является Мессия (по сравнению, вероятно, с другими посланцами — вождями и пророками («стрелами») Божиими).

Израилем в стихе 3 назван Мессия — в том смысле, что Он пришел в мир, чтобы до конца исполнить волю Божию; это было поручено Израилю, но он не сумел справиться с порученным ему. Поэтому не в нем, а в Христе прославился Иегова (Ин 13:31; Ин 17:4).

Ис 49:4. Первой целью явления на землю Сына было, как известно (Мф 15:4), привести к Отцу «заблудших овец дома Израилева». В успехе этой миссии, по-видимому, и выражено здесь (устами Исаии) разочарование Сына (Ин 1:11). Окончание стиха по-еврейски буквально звучит как «Мой суд… и труд Мой у Бога Моего». То есть Сын утешается тем, что небесный Отец справедливо оценит совершенный Им труд: Иегова знает, что в видимом первом неуспехе Отрока не было Его вины, повинно в нем сопротивление свету со стороны людей, больше возлюбивших тьму нежели свет (Ин 3:19), да и самый «неуспех» этот был временным.

Ис 49:5−6. И вот, в стихе 5 как бы звучит прямой ответ Иеговы на «сомнение» Его раба: да, сделанное Рабом не напрасно, ибо это Он, Иегова, образовал Его от чрева материнского для исполнения Своей воли. И высоки будут награда и почет, которые обретет Раб-Мессия: силою Отца Он не только возвратит Ему «святой остаток» народа Его — Иакова (сравните Ис 11:11), но и станет светом народов языческих (сравните Ис 42:6), чтобы спасение Божие простерлось до концов земли (Лк 1:79).

2) Обещание Господа Рабу.

Ис 49:7. Господь повторно (или в развитие сказанного перед этим) заверяет Своего Раба, презираемого народом, которому Он будет принадлежать по плоти, что Он преуспеет и в обращении к Богу язычников. Да, в пору предельного Своего унижения Он, Раб Божий, как бы превратится в раба Божиих врагов (князей, воюющих против Иеговы (сравните Пс 2:2), или властелинов), но наступит время полного Его торжества.

И тогда цари увидят, кого они гнали, и князья поклонятся Ему — ради избравшего Его Господа, ибо «Он и Отец — одно» (Ин 10:30). Так и случилось в первое пришествие Иисуса Христа — после того, как Он был отвергнут Своим народом (Ин 1:10−11). Но когда Он возвратится на землю, чтобы установить Свое тысячелетнее правление, «все и вся» преклонится перед Ним (Флп 2:10−11).

3) Восстановление Израиля.

Ис 49:8−13. В стихе 8 — продолжение «ответа» Иеговы Мессии. Нет, Он «не вотще истощал силу Свою» (стих 4), ибо Отец услышал Его во время благоприятное… и в день спасения помог Ему. Прошедшее время, в котором звучит цитируемая фраза, есть прошедшее пророческое, т. е. сказанное в ней относится к будущему времени и полностью осуществится во второе пришествие Христа. Заметим в этой связи, что апостол Павел, цитируя стих 8 в 2Кор 6:2, отождествляет «время благоприятное и день спасения» со своим временем, когда положено было начало победоносному шествию христианства по всей земле.

Вероятно и тут (в случае Исаии) мы опять сталкиваемся с неоднократно упоминавшейся особенностью пророческого виденья — сквозь пласты времени. Господь помогал Своему Рабу во все время Его мессианского служения и продолжал (продолжает) помогать Его последователям. Но в абсолютном смысле «время благоприятное и день спасения» наступит, когда Мессия возвратится на землю. В свете этого надо понимать и фразу сделаю Тебя заветом народа (и далее).

В ней подразумевается как осуществление Божиих обещаний Израилю («народу завета»), так и позднейшее восстановление завета (посредством Мессии) между Богом и людьми (Иер 31:31−34 и комментарии на эти стихи). Под «восстановлением земли» в мессианском смысле может пониматься избавление ее из уз греха, а в ближайшей к Исаии исторической перспективе — «восстановление» Иудеи Киром. В плане этой перспективы может быть понят и стих 9 — как призыв к «вавилонским пленникам», 70 лет остававшимся во тьме духовной, выйти из чужой земли. Во второй части стиха — обещание им благоденствия.

Но более, по-видимому, здесь развитие мысли о духовном служении Раба-Мессии, и тогда под теми, которые во тьме, понимаются язычники. Во второй части стиха — символы радости и торжества тех, которые освободились из уз греха. Примечателен в этом плане стих 10, где Милующий ничто иное, как «Пастырь добрый»; нетрудно заметить смысловое созвучие этого стиха стихам 16−17 в 7 главе книги Откровения.

В стихе 11 образ большого прямого пути (сравните с Ис 40:4), по которому станут возвращаться в землю обетованную ведомые Господом иудеи. Но в большей опять-таки степени это то же, что «большая дорога» и проложенный по ней «святой путь» в Ис 35:8, которым пойдут спасенные в Тысячелетнее царство. Они пойдут издалека, со всех концов земли (иносказание стиха 12); не известно, где находилась земля Синим, которую одни «помещают» в Финикию, а другие в Египет.

В стихе 13 пророк откликается на обещание Господа радостно-хвалебным гимном в обычной для него манере (сравните Ис 44:23). И снова это благодарственная хвала не только за предстоящее иудеям освобождение из вавилонского плена, но и за будущее помилование всех страдальцев земли (включая язычников), которые обратятся к Нему (сравните с Ис 11:4). б. Бог заверяет Израиля в том, что не оставит его (49:14−26)

Ис 49:14−16. Начиная со стиха 14, Бог отвечает на привычный для Него ропот Сиона, или иерусалимлян (сравните с 40:27). Плоды своей «жестоковыйности» иудеи склонны были приписывать «забывчивости» (неверности) Бога, возлагая на Него «вину» за свои страдания. В стихе 15 Он заверяет Сион, что не забудет и не оставит его, подчеркивая это иносказанием в стихе 16 Иерусалим (в собирательном смысле) всегда перед глазами Его, как если бы был «изображен» на ладонях Всевышнего.

Ис 49:17−21. Господь (устами Исаии) обещает народу Своему, что возвратит его из плена в землю его, и что чужеземные разорители и опустошители перестанут досаждать ему. Живу Я! (стих 18) — клянется Господь Собою; «развернутая» формула этой клятвы: «Так же верно, как то, что Я жив, верно и то, что это (то, о чем идет речь) произойдет». В окончании стих 18 — иносказание: земля иудейская «украсится» возвратившимися к ней сыновьями, как невеста… убранством своим.

Образная речь в стихах 19−21 определяется системой житейских ценностей, бытовавших на древнем Востоке: едва ли не высшим благословением семьи и рода считалось многочисленное потомство. Оно и обещано Иудее Иеговой: недавно еще, потерявшая прежних детей своих (стих 20), она подобна была бесплодной вдове, уведенной в плен с родного пепелища, но вот близится преображение ее в «невесту» (стих 18), у которой будет столько детей, что тесно станет им в родительском «доме».

Применительно к историческим обстоятельствам нельзя не заметить, что иудеев, которые возвратятся из Вавилона примерно 200 лет спустя, будет относительно немного (книги Ездры и Неемии). Так что пророчество, содержащееся в стихах 18−21, более, как представляется, относится к возвращению Израиля на Сион в начале Тысячелетнего царства.

Ис 49:22−26. В этих стихах образ победоносного, «Божией помощью и силой», Израиля. Исаии, который прозревает обращение народов к Сильному (Богу) Иаковлеву (стих 26) — после того, как они осознают, что именно Он управляет миром, обращение это видится в форме преклонения язычников (т. е. всех неевреев) перед народом, избранным Богом.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 49 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.