б. Господь воздвигнет славное Царство Свое (11:1 — 12:6)

Итак, историческая Ассирийская империя, являющаяся в устах Исаии и прообразом мирового зла, падет (10:5−34). Но «восстанет» другое царство. Этот раздел, посвященный Божиему Царству на земле, включает в себя описание Мессии, состояния человеческого общества под Его управлением и остатка, которым будет населено Царство Мессии. Оно противопоставляется пророком не только Ассирийской империи, но и греховному состоянию Иудеи в его дни. Большинство библеистов согласно в том, что мессианское пророчество, записанное здесь, принадлежит к самому последнему периоду жизни Исаии, что оно было его лебединой песней.

Ис 11:1- За. Еще в первой своей проповеди предупреждал Исаия, что «древо Израиля» будет срублено, и останется от него лишь корень (6:13). Под конец жизни, в пророческом его созерцании, ему представляется то же срубленное дерево (образ предельного унижения народа и царского дома), в корнях которого Богом все же оставлена жизнь. И вот из корня (Иессеева — то же, что Давидова) произрастает новая ветвь.

Для него это происходит после крушения Ассирийской державы, более точными временными ориентирами пророк не располагает. «Ветвь» по-еврейски нецер (это, вероятно, имел в виду Матфей, написавший (Мф 2:23), что, согласно пророчеству, Мессия «Назореем наречется». Итак, дому Давидову суждены испытания, скорбь, гибель, но после искупительных страданий он возродится. Каким же будет Мессия, новый побег «от корня Иессеева»? Грозным ли царем и военачальником, наделенным земными могуществом и силой? О таком «царе» у Исаии нет ни слова.

Он прозревает иную Личность — Того, Кто придет от Ягве, на Ком почиет… Дух Его. (Примечательно, что Исаия чаще других ветхозаветных пророков упоминает о Духе Святом.) Потому и прославится Он премудростью и разумом (слова эти почти синонимы, но «премудрость» приближается к Божественному атрибуту (Притч 8:32 и далее), а «разум» — понятие более «земное», практическое), разумением (в делах) и силой (в русском тексте последним двум понятиям соответствует дух совета и крепости), познанием и благочестием. Все это свойства исключительного Правителя. По-еврейски здесь, впрочем, не «благочестие», а «страх Божий». в стихе 3 таким образом повторяется, как бы в усиление мысли, что Мессия страхом Господним исполнится. И с этого утверждения Исаия переходит к описанию Его деятельности.

Ис 11:3б−5. Она во всем отличается от деятельности еврейских царей, которые более благоволили к «князьям» и к «кощунникам» чем к бедным и благочестивым (сравните Ос 7:5). Мессия же будет судить (функция судьи была одной из царских функций в древнееврейском обществе) нелицеприятно (стих 36), по правде… и истине, т. е. не лишая бедных… и… страдальцев справедливого суда.

Жезлом уст своих поразит землю (стих 4) — вероятно, образ сурового приговора, который вынесет Мессия не только Израилю, но земле в целом (судя по характеру дальнейших стихов) и всем нечестивцам на ней, которые будут умерщвлены дыханием (духом уст) Его. Ибо Его Царство будет Царством праведности, и к деятельности в нем Он приготовится «препоясав чресла и бедра» правдой и истиной (образ взят из обычая «препоясываться» у жителей древнего Востока, носивших свободную одежду, — прежде чем приступить к какому-либо делу). «Этот образ Мессии, пишет один из современных исследователей Библии, есть еще один шаг ветхозаветного сознания к тайне Бого-человеческих уз».

Ибо стихи 6−9 не оставляют сомнения в том, что для пророка мессианская эра означает… не просто свободу и справедливость. Она принесет мир, но не только как прекращение войн и борьбы, а мир в его глубочайшем священном смысле. Напомним, что библейское значение слова шалом — не только «мир», но и «полнота жизни».

Согласие и красота, без которых эта полнота невозможна, освятят собой не только человеческое общество, откуда изгнано будет зло, когда в нем воцарится Бог, но и природу. Восстановится союз между Творцом и человеком, между людьми и всем творением. Такова картина Тысячелетнего царства, в котором Небо предельно приблизится к земле, у пророка Исаии.

Ис 11:6−9. Итак, проклятие, которое навлекли на землю в грехопадении своем Адам и Ева, будет снято с нее (хотя полагают, что полностью оно будет снято в конце тысячелетнего правления Христа, когда смерть будет брошена в озеро огненное; Откр 20:14), установятся мир и гармония, и дикие звери станут ручными и кроткими. Упомянутые здесь волк… барс… и… лев, которые станут мирно уживаться с домашними животными и людьми, лишь символизируют всю дикую фауну, преображение всей твари.

Не таковым ли было первоначальное состояние природы и первых людей в ней — до того, как они «совершили свой выбор» и последовали за сатаной! (Быт 1:26,28,30; 2:19 и далее.) И не это ли место из Книги Пророка Исаии имел в виду апостол Павел, когда писал о «твари, покорившейся суете» и «стенающей» в ожидании освобождения, которое последует от детей Божиих (Рим 8:20−23)! Заметим, что для животных упоминаемая апостолом «суета» состоит в постоянной борьбе за существование, на которую они обречены.

Не будут делать зла… на святой горе Божией (речь, очевидно, идет о горе Сион, на которой воздвигнут был храм); здесь подразумевается лишь зло, исходящее от людей, которые перестанут чувствовать влечение к нему потому, что преисполнятся знания о Господе (стих 9 сравните с Иер 31:34; Авв 2:14). Не головного лишь знания, а желания жить в согласии с Божиим словом.

Тогда-то, в Тысячелетнее царствование Христа, Иерусалим станет играть в мире выдающуюся роль (Ис 2:2), а Иудея и Израиль вновь будут собраны в свою землю и станут жить по принципам Нового Завета. (Существует представление о том, что Тысячелетнее царство осуществляется уже теперь, но как совместить это с тем, что ни один из перечисленных выше признаков нашей современности не присущ!)

Ис 11:10. Народ израильский займет особое место в Царстве Христа в силу двух заветов, заключенных Богом с его праотцами — Авраамовым (Быт 15:18−21; 17:7−8; 22:17−18) и Давидовым (2Цар 7:16), а также согласно новому завету, который был обещан ему Богом (Иер 31:33−34). Но и «язычники», т. е. те, кто евреями не являются, будут благословлены в этом Царстве.

Мессия (Который в стихе 10 назван уже не «ветвью от корня Иессеева», как в 11:1, а самим этим «корнем» — в том смысле (и потому), что именно в Нем были укоренены «все благословения свыше для дома Иессеева», или Давидова) станет «центром притяжения» всех народов (сравните со стихом 12 и с Зах 14:9,16). В одной из Своих притчей Христос Сам скажет о том, что многие люди, помимо израильтян, придут, чтобы стать соучастниками Царства Божия (Лк 13:29). Вспомним еще, что Бог обещал Аврааму «благословить в нем все племена земные» (Быт 12:3).

Ис 11:11−12. В стихах 11−16 Исаия возвестил о том, что Бог соберет остаток народа Своего со всего мира. Фраза снова прострет руку Свою говорит о «втором исходе» евреев (первый — исход из Египта — состоялся за 700 лет до Исаии). Перечислению в стихе 11 городов и стран (под «островами моря», Средиземного, евреи подразумевали и такую прибрежную страну, как Финикия, и территорию Малой Азии) подводится итог в стихе 12: изгнанников — как израильтян, так и иудеев, — Он созовет со всего мира (от четырех концов земли). Для современников Исаии важно было услышать о том, что и уведенное в рассеяние Северное царство будет «возвращено», чтобы объединиться с Иудеей (что трудно было себе предствить в то время).

Ис 11:13−14. Итак, вражда и зависть между Ефремом (Израилем) и Иудой прекратятся. Если говорить вкратце, то они возникли издавна из-за того, что самое многочисленное из колен Израилевых, племя Иуды, изначально играло среди них наиболее заметную роль, и оно же получило очень большой надел в Ханаанской земле. Это вызывало ревность и зависть ефремлян, гордившихся своим соплеменником Иисусом Навином, военными подвигами своими и тем, что на их территории (в Силоме) некоторое время пребывала скиния.

В стихе 14, где речь о победоносных войнах евреев против исконных их врагов (под «детьми востока» понимаются жители восточных областей Палестины), Исаия явно отступает от нарисованной перед тем картиной всеобщего мира и благоденствия в грядущем царстве Божием на земле. Может быть, он говорил о победах, которые иудеям предстояло одержать в непосредственном будущем? И виденьем этих побед объясняется упомянутое «отступление»?

Ис 11:15−16. Описывая возвращение израильтян в свою землю, которое произойдет в начале тысячелетнего правления Христа, сам пророк не знает, когда это возвращение состоится, и описывает его в терминах, современных ему. Изображаемое им «осушение Господом вод» (для облегчения возвращения народа) несомненно навеяно воспоминанием об «осушении» Чермного моря при исходе евреев из Египта (Исх 14:21−22).

Полагают, что залив моря Египетского — это западный залив Чермного моря, называвшийся Иеропольским. Под «рекой» в стихе 15 понимается р. Евфрат (она будет разбита на множество мелких ручьев). Ассур, откуда станет возвращаться остаток народа (стих 16), символизирует, вероятно, все места еврейского рассеяния.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

толкование Далласской семинарии на книгу пророка Исаии, 11 глава



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.