Новый русский перевод
1 Подумай, прежде чем что-то сказать, не торопись произнести слово перед Богом. Бог на небе, а ты на земле, так будь же немногословен.
2 И как снятся беспокойные сны при множестве забот, так и речь глупца рождается при множестве слов.
3 Когда даешь обет Богу, не замедли исполнить его. Ему неугодны глупцы; исполни то, что обещал.
4 Лучше не давать обещания, чем дать и не исполнить.
5 Не позволяй устам своим ввести тебя в грех. И не говори посланнику
[8]: «Мое обещание было ошибкой». Зачем тебе, чтобы Бог прогневался на слова твои и уничтожил дело твоих рук?
6 Суета во множестве сновидений, как и в многословии, поэтому бойся Бога!
7 Если ты увидишь, что в какой-то местности притесняют бедного и не соблюдается правосудие и справедливость, то не удивляйся этому, потому что над одним правителем стоит другой, который наблюдает за ним, а над ними есть ещё более высокое начальство.
8 Но всё же лучше для страны, чтобы у неё был царь, заботящийся о земле.
[9]
9 Кто любит деньги, тому их никогда не хватает, и кто любит богатство, никогда не будет доволен своим доходом. И это тоже суета.
10 Когда увеличивается имущество, увеличивается и число нахлебников. В чем польза его владельцу, кроме как смотреть на него?
11 Сон работника — сладок, много ли он съел или мало. Но объевшийся богач всё ворочается в своей кровати.
12 И видел я ужасное зло под солнцем:
человек зря копил богатство —
13 оно было потеряно из-за неудачной сделки, а теперь ему нечего оставить своему сыну.
14 Нагим человек выходит из утробы матери, и каким он пришёл, таким и уходит. Он ничего не возьмет от труда своего, не унесет с собой и горсти.
15 И это тоже ужасное зло:
каким человек пришёл, таким и уходит, и какая польза ему, что он трудится на ветер?
16 Все дни его жизни проходят во тьме, в большом разочаровании, огорчении и гневе.
17 Затем я понял, что хорошо и правильно для человека есть и пить и находить наслаждение в труде своем под солнцем в течение немногих дней жизни, что дал ему Бог, ведь такова его доля.
18 Более того, если Бог дает кому-либо богатство, имущество и возможность пользоваться ими, получить свою долю и наслаждаться своим трудом, то это дар Божий.
19 Редко такой человек размышляет о своей жизни, потому что Бог наполняет радостью сердце его.
Новой Женевской Библии
5:1 языком твоим. Сокровенные мысли выражаются в словах, слетающих с языка. Бог будет судить за них (Мф 12:34−37).
5:3−4 обет. Добровольное сознательное обещание, данное Богу (Втор 23:21−23).
исполнить. Бог требует полной преданности Ему.
5:5 устам. См. ком. к ст. 1.
Ангелом. Это слово, означающее «посланник», может относиться как к ангелу Господню, так и к посланному Богом пророку (Мал 2:7).
5:6 бойся. Иначе: «благоговеть». См. 3:14.
5:7−16 Богатство имеет свою оборотную сторону — жадность.
5:7 не удивляйся. Угнетение и несправедливость неизбежны в человеческом обществе. Зависть свойственна как богатым (ст. 9), так и бедным (4:4−16).
5:9−11 любит серебро. Алчность лишает человека сна. Довольство приносит отдых и покой (ср. 1Тим 6:6−10).
5:12−16 Соломон размышляет над трагедиями, источником которых является невозможность воспользоваться богатством или его потеря. Последняя постигает каждого человека с его смертью. Поэтому земные труды, угнетающие человека, тщетны.
5:17 — 6:7 Бог Сам Своей суверенной властью распределяет богатства.
5:17−19 Величайшая мудрость заключается в том, что человек должен наслаждаться жизнью, которую дал ему Бог, но это возможно только если Бог дал богатство и имущество, если дал власть пользоваться от них, то брать можно только свою долю... от трудов своих.
Это дар Божий, и человека, который понимает и принимает этот дар, «Бог... вознаграждает... радостью сердца его».