Екклесиаст 5 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Не торопись в речах, и пусть сердце твое не спешит говорить перед Богом, ведь Бог на небесах, а ты — на земле, потому и не будь многословен.
2 Где много забот, там пустые мечты,1 и многоречивость выдает глупца.
3 Когда даешь обет Богу, не медли с его исполнением:2 глупцы Ему неугодны — коль обещал, исполняй.
4 Лучше и вовсе не обещать, чем обещать, да не исполнить.
5 Не доводи устами себя до греха, говоря пред служителем3 Божьим: „Это, мол, по ошибке!“ Зачем гневить Бога словами твоими, чтобы погубил Он содеянное тобою?4
6 Ибо от множества пустых мечтаний — и многословие,5 но ты пред Богом благоговей!
7 А если увидишь в какой стране,6 как притесняют бедняка, как попирают правосудие и справедливость, — не удивляйся, ибо надзирает начальник над начальником, а над ними — еще начальники.
8 Но любая прибыль — от земли, и царь кормится от поля.7
9 Кто любит деньги — не насытится ими,8 и кто богатство любит — не будет иметь прибыли. Всё это тщета!
10 Больше добра — больше нахлебников, а хозяину какая польза? Разве что глядеть на всё на это…
11 Сладок сон труженика, мало ли, много ли он съел, но трудно от пресыщения уснуть богачу.
12 Видел я под солнцем и такую злую напасть: бережет хозяин богатство — да себе же и на беду;
13 пропадает богатство в неудачном предприятии,9 и нечего оставить родному сыну.
14 Вышел человек нагим из чрева матери своей — таким и уйдет, и ничего не вынесет от трудов своих, что мог бы унести в руках.
15 Зла эта напасть: каким пришел человек, таким и отойдет, и какой в том прок, ведь идут труды его на ветер, —
16 а ему приходилось каждый день утолять голод во тьме, во всяком ожесточении, болезнях и досаде.
17 Но вот в чем усмотрел я благо, что нашел прекрасным: есть и пить на славу, довольствуясь трудами10 своими под солнцем в отмеренной жизни, что дана ему Богом. Таков его удел.
18 А уж если дал Бог человеку и богатство, и состояние, и возможность использовать их, порадоваться трудам своим — это дар Божий.
19 И не будет печалиться человек о краткости дней своих, если Бог радует сердце его.

Новой Женевской Библии

5:1 языком твоим. Сокровенные мысли выражаются в словах, слетающих с языка. Бог будет судить за них (Мф 12:34−37).

5:3−4 обет. Добровольное сознательное обещание, данное Богу (Втор 23:21−23).

исполнить. Бог требует полной преданности Ему.

5:5 устам. См. ком. к ст. 1.

Ангелом. Это слово, означающее «посланник», может относиться как к ангелу Господню, так и к посланному Богом пророку (Мал 2:7).

5:6 бойся. Иначе: «благоговеть». См. 3:14.

5:7−16 Богатство имеет свою оборотную сторону — жадность.

5:7 не удивляйся. Угнетение и несправедливость неизбежны в человеческом обществе. Зависть свойственна как богатым (ст. 9), так и бедным (4:4−16).

5:9−11 любит серебро. Алчность лишает человека сна. Довольство приносит отдых и покой (ср. 1Тим 6:6−10).

5:12−16 Соломон размышляет над трагедиями, источником которых является невозможность воспользоваться богатством или его потеря. Последняя постигает каждого человека с его смертью. Поэтому земные труды, угнетающие человека, тщетны.

5:17 — 6:7 Бог Сам Своей суверенной властью распределяет богатства.

5:17−19 Величайшая мудрость заключается в том, что человек должен наслаждаться жизнью, которую дал ему Бог, но это возможно только если Бог дал богатство и имущество, если дал власть пользоваться от них, то брать можно только свою долю... от трудов своих.

Это дар Божий, и человека, который понимает и принимает этот дар, «Бог... вознаграждает... радостью сердца его».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: где много забот, там (дурные) сны; или: где много трудов, там (крепок) сон.
3  [2] — Ср. Втор 23:21.
5  [3] — Или: перед посланником (из Храма); LXX: перед Богом.
5  [4] — Букв.: дела рук твоих.
6  [5] — Или: много снов, как и много слов, — тщета; или: где много снов, там и много бесполезных слов.
7  [6] — Или: области / провинции.
8  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Наиболее вероятный смысл этого стиха таков: от успешного ведения земледелия зависит экономика страны и стабильность власти. Друг. возм. пер.: но благо земле, когда ею занимается сам царь; или: но любая прибыль — от земли, и царь — для того, чтобы было вспахано поле.
9  [8] — Букв.: не будет (рад) прибыли, ср. 1:8; 4:8.
13  [9] — Или: в тяжких обстоятельствах.
17  [10] — Или: есть, и пить, и видеть счастье в труде.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.