и портятся благовония,
от глупости малой
обесценивается мудрость достойных.
Если сердце мудрого поведет направо,
то сердце глупца — налево,1
и если даже глупец просто идет своей дорогой,
недомыслие его всем напоказ
и всякому скажет о глупости его.
Правителя прогневил — прочь не беги:
владеющему собой2 простятся и немалые проступки.
Кто яму роет — сам в нее упадет,
а кто ломает стену — того укусит змея.
Каменотес может надорваться,
и дровосек рискует пораниться.
Если лезвие топора затупилось и его не заточили,
то придется рубить со всех сил —
а в умелых руках дело спорится!3
Если змея укусила прежде заклинания —
то какой прок в заклинателе?
Благодатны слова из уст мудрого человека,
а уста глупца поглотят его самого:
начало речей его — просто глупость,
а уж конец речей его — злое безумие,
так и множит глупец слова.
Никто не знает, что будет после него, —
кто бы возвестил ему это?4
Любое усилие — в тягость глупцу,
он и до города дойти не сумеет.
Горе тебе, страна, где слуга5 воцарился,
а вельможи с утра пируют!
Блаженна страна,
где царь — из достойного рода,6
а вельможи за стол садятся вовремя —
подкрепляются, а не напиваются.
От великой лени проседает потолок,
у бездельника протекает кровля.
Пища радость приносит,
вино скрашивает жизнь, —
но отвечает за всё серебро.7
И не думай злословить царя,
даже в спальне у себя не ругай богача:
птицы небесные подслушают сказанное,
крылатые8 перескажут слово твое!
10:2 на правую сторону... на левую. Правая сторона ассоциировалась с добром и благословением, а левая — со злом и проклятием.
10:5 погрешность. Властители часто правят не так, как надлежит.
10:8 — 11:6 Екклесиаст размышляет о лености и трудолюбии.
10:8−9 копает... разрушает... передвигает... колет. Опасности, сопровождающие физический труд, могут использоваться в качестве оправдания безделья.
10:10 Если жизнь требует огромных усилий и чем дальше — тем больше, а результаты оставляют желать лучшего, то следует обратиться к мудрости — она подскажет, как «заточить топор».
10:12−14 Слова... слов... много. В словах раскрывается сердце человека и сказанное может иметь серьезные последствия (Мф 12:34−37).
10:19 за все. Это выражение может означать либо «и за то, и за другое», т.е. деньги нужны для устройства пиров и покупки вина, либо «все вообще», т.е. деньги дают то, что необходимо для жизни. Ср. 7:12.
10:20 птица. Т.е. доносчик.