Екклесиаст 6 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот какое зло видел я под солнцем, и тягостно оно человеку.1
2 Иному Бог дает и богатство, и состояние, и славу — всё, чего только душа ни пожелает, — но не дает ему Бог возможности насытиться всем этим. А насытится всем человек чужой. Так что всё это тщета да злая напасть!
3 А кто родил сотню детей и прожил долгие годы, но при всём своем долголетии не насытился счастьем и погребения не удостоился,2 о таком скажу: выкидыш — и тот счастливее.
4 Он был понапрасну зачат3 и во тьму ушел, и во тьме уже сокрыто имя его:
5 выкидыш солнца и не видел, и не знал — ему покойнее, чем жившему.
6 А если прожил человек дважды по тысяче лет, но ничего хорошего не видел — не всем ли один конец?
7 Все труды человека — для рта, только вот никак не утолить всех желаний своих!..4
8 Да и чем мудрый лучше глупца, и какой прок бедняку, даже если он знает, как жить?5
9 Лучше то, что видят глаза, чем то, что бередит душу:6 и это всё тщета и погоня за ветром!
10 Всё, что существует, уже по имени названо, и известно, что есть человек, и где ж ему противостоять7 тем, кто сильней его?
11 И много слов говорится на ветер8 — что проку в них человеку?
12 Да и кто знает, что надобно человеку во все дни ускользающей,9 словно тень, жизни его, и кто поведает ему, что станется после него под солнцем?

Новой Женевской Библии

6:3 душа его не наслаждалась... добром. Букв.: «его душа не удовлетворена добром». См. 5:17−19 и ком. Человек не может получить удовлетворение от добра, которого пожелал (см. 5:7−16 и ком.), если «не дает ему Бог пользоваться этим» (6:2).

6:6 не наслаждался добром. Букв.: «не видит (не ощущает) добра». Т.е. суть не в неспособности пользоваться имеющимся благосостоянием, а в его отсутствии.

в одно место. Т.е. в прах, ничего не значащий для вечности. Мертворожденный имеет преимущество перед живущим, не знающим покоя, независимо от того, какая жизнь дарована ему.

6:7 душа его не насыщается. Эта мысль — не столько о том, что никто не получает удовлетворения от плодов своего труда, сколько о том, что земные труды не удовлетворяют стремления души человека (1:8).

6:8 — 12:7 Какое же преимущество мудрого... Этой фразой начинается последний из трех циклов книги (1:3 — 3:8 и ком.; 3:9 — 6:7 и ком.). Здесь противопоставляется ограниченная мудрость человека вечной мудрости Бога. (См.: Введение: Особенности содержания и темы).

6:8 какое же преимущество. Бедный, но знающий, как надо проводить жизнь, отпущенную ему Богом, имеет такие же преимущества перед богатым, но не умудренным, какие мудрец имеет перед глупцом.

6:10 наречено имя, и известно. Бог оценивает человека как грешника (7:20).

препираться. Человек бессилен противостоять суду Божию.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: обычно оно среди людей; или: много его среди людей.
3  [2] — Букв.: и погребения не было у него.
4  [3] — Букв.: он в тщете вошел.
7  [4] — Или (ближе к букв.): никак не насытится душа; ср. Притч 16:26 и примеч. к этому стиху.
8  [5] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст труден для понимания.
9  [6] — Или: что увлекает ненасытное воображение.
10  [7] — Букв.: судиться с тем, кто сильней его.
11  [8] — Или (ближе к букв.): много слов (лишь добавляют) больше тщеты.
12  [9] — Или: тщетной, евр. хе́вель.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.