Екклесиаст 6 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Вот какое зло видел я под солнцем, и тягостно оно человеку.1
 
Есть лукавствие, еже видех под солнцем, и много есть над человеком:

Иному Бог дает и богатство, и состояние, и славу — всё, чего только душа ни пожелает, — но не дает ему Бог возможности насытиться всем этим. А насытится всем человек чужой. Так что всё это тщета да злая напасть!
 
муж, емуже даст Бог богатство и имение и славу, и несть лишаяй души своей от всех, ихже вожделеет, и не даст ему Бог власти от него ясти, яко чуждь муж ясти имать от него. И сие суета и недуг зол есть.

А кто родил сотню детей и прожил долгие годы, но при всём своем долголетии не насытился счастьем и погребения не удостоился,2 о таком скажу: выкидыш — и тот счастливее.
 
Аще родит муж сто (чад) и лета многа поживет, и мнози будут дние лет его, и душа его не насытится от благостыни, и погребения не бысть ему, рех: благ паче его изверг,

Он был понапрасну зачат3 и во тьму ушел, и во тьме уже сокрыто имя его:
 
яко в суете прииде и во тму идет, и во тме имя его покрыется:

выкидыш солнца и не видел, и не знал — ему покойнее, чем жившему.
 
и солнца не виде, ниже разуме, покой сему паче того:

А если прожил человек дважды по тысяче лет, но ничего хорошего не видел — не всем ли один конец?
 
и поживе тысящу лет сугубо, и благостыни не виде: еда не во едино место вся идут?

Все труды человека — для рта, только вот никак не утолить всех желаний своих!..4
 
Весь труд человечь во уста его, и душа его не исполнится.

Да и чем мудрый лучше глупца, и какой прок бедняку, даже если он знает, как жить?5
 
Яко кое изюбилие (человеку) мудрому паче безумнаго? понеже нищь позна ходити противу живота.

Лучше то, что видят глаза, чем то, что бередит душу:6 и это всё тщета и погоня за ветром!
 
Благо видение очию паче ходящаго душею. И се суетствие и произволение духа.

Всё, что существует, уже по имени названо, и известно, что есть человек, и где ж ему противостоять7 тем, кто сильней его?
 
Аще что бысть, уже именовася имя его, и познася, еже есть человек и не возможет судитися с крепчайшим паче себе:

И много слов говорится на ветер8 — что проку в них человеку?
 
яко суть словеса многа умножающая суету.

Да и кто знает, что надобно человеку во все дни ускользающей,9 словно тень, жизни его, и кто поведает ему, что станется после него под солнцем?
 

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: обычно оно среди людей; или: много его среди людей.
3  [2] — Букв.: и погребения не было у него.
4  [3] — Букв.: он в тщете вошел.
7  [4] — Или (ближе к букв.): никак не насытится душа; ср. Притч 16:26 и примеч. к этому стиху.
8  [5] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст труден для понимания.
9  [6] — Или: что увлекает ненасытное воображение.
10  [7] — Букв.: судиться с тем, кто сильней его.
11  [8] — Или (ближе к букв.): много слов (лишь добавляют) больше тщеты.
12  [9] — Или: тщетной, евр. хе́вель.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.