Екклесиаст 2 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Сказал я тогда себе самому:1 „Что ж, испытаю-ка я всякие радости и узнаю, не сулят ли они чего-нибудь отрадного!“ Но и тут мне тщета открылась.
2 О смехе подумал я: „Безумие сущее “, о радости: „Не дает она ничего“.2
3 Решил я тогда услаждать свою плоть вином, не отрекаясь, однако, в сердце своем от мудрости, задумал я вникнуть в глупость3 и понять: что же радует людей в отмеренной им жизни под небесами?
4 Посвятил я себя и великим делам: возводил дворцы,4 насаждал виноградники,
5 разбивал сады и парки, сажал в них всякие плодовые деревья,
6 водоемы устраивал для полива деревьев, что росли в моих рощах:
7 купил я много рабов и рабынь, и служили уже мне их дети, рожденные в доме моем, а коров и овец у меня было больше, чем у кого бы то ни было в Иерусалиме.
8 Накопил я богатства несметные: золото и серебро, сокровища царские из разных стран, приобретал я певцов и певиц и красавиц, что одна другой краше,5 — усладу смертных.6
9 И стал я так велик и богат, как никто прежде в Иерусалиме (мудрость же моя всегда при мне оставалась).
10 И чего бы ни жаждал взор мой, ни в чем я себе не отказывал, не отказывал в радостях сердцу своему, радуя его всеми приобретениями — то была награда мне за труды.
11 Но вот взглянул я на это всё, что своими руками делал, на все труды и свершения свои, и увидел, что и это всё тщета и погоня за ветром — нет в этом проку под солнцем.
12 Тогда решил присмотреться я к мудрости, а также к глупости и безумию. Но что может свершить наследник царя сверх того, чего добился тот до него?7
13 И понял я, что мудрость так же превосходит глупость, как свет — тьму:
14

зорок взор мудрого,8
глупец же блуждает во тьме.


Но узнал я, что у того и другого — одна судьба.
15 И сказал я себе самому: „Не миновать мне той же судьбы глупца. Так зачем же мне столько мудрости?“ И повторил я себе самому: всё — тщета.
16 И не вспомнят вовек ни мудрого, ни глупца: всем грядущие дни сулят скорое забвение — умирать и мудрому, и глупцу!
17 Опостылела жизнь мне, и злым показалось мне всё, что творится под солнцем, ибо это тщета и за ветром погоня.
18 И все приобретения мои, всё, что вершил я при свете солнца,9 опостылело мне, ведь всё накопленное мною перейдет к тому, кто будет после меня, —
19 и как знать, будет умен он иль глуп? Однако он будет распоряжаться всем тем, что приобрел я своими трудами и мудростью при свете солнца. И это тщета.
20 Тогда опечалилось сердце мое10 обо всём, над чем трудился я под солнцем.
21 Вот ведь как получается: вкладывает человек в дела свои и мудрость, и познание, и прилежание, а переходит всё к тому, кто не трудился над этим. И в этом — тщета и великое зло!
22 И что человеку достается от всех усилий его, для чего, трудясь при свете солнца, томил он сердце свое,
23 так что все дни его — в скорбях, и тревожны все заботы его, так что нет покоя сердцу его даже ночью?.. Воистину — одна лишь тщета!
24 Нет ничего лучшего для человека, чем есть и пить, ничто так не радует душу, как добрые плоды собственных трудов. Я убедился, что всё это от Бога.11
25 Кому же еще есть, и пить, и наслаждаться, как не мне?12
26 Угоден человек Богу — дарует Он ему мудрость, познание и радость, если же грешит человек — налагает на него заботы, чтобы усерднее он копил и собирал, но не для себя, а для другого человека, который Богу угоден. Но и тут воистину — тщета и за ветром погоня.

Новой Женевской Библии

2:1−11 Радость от земных достижений преходяща для Соломона (3Цар 4−11).

2:1 в сердце моем. Мышление ассоциируется с сердцем человека.

2:3 между тем, как сердце мое руководилось мудростью. См. ст. 9. Задавшись целью определить, какие занятия хороши для человека, а какие — нет, Соломон исследовал жизнь, руководствуясь словом Божиим.

2:4−9 большие... великим и богатым больше всех. Богатства мира стекались в Иерусалим, в распоряжение Соломона.

2:10−11 радовалось... долею... нет от них пользы под солнцем! Соломон испытал радость от свершенных трудов, но не получил удовлетворения, которое доставляет сотворение чего-то высшего, имеющего для человека неземную ценность.

2:12−17 Преимущество мудрости перед глупостью уничтожается смертью.

2:12−13 мудрость ... мудрости. Это — не мирская мудрость, а мудрость, данная Богом.

2:13 преимущество. Мудрость имеет практическую ценность. Руководствуясь ею, можно избежать многих ошибок на жизненном пути.

2:15 к чему же. Преимущество мудрости сводится на нет ее бессилием спасти мудрого (как, впрочем, и глупого) от объятий смерти.

2:17 возненавидел. Проклятие смерти истребляет плоды мудрого труда, поэтому Соломон возненавидел жизнь в «настоящем лукавом веке».

2:18−23 Соломон размышляет о бренности трудов «с знанием и успехом», которые могут быть переданы «человеку, не трудившемуся». Смерть лишает человека тех благ, которые он создает своим трудом. При этом он не знает, кому достанется созданное им: может быть, глупцу, который все расточит (ст. 18−19), или недостойному наследнику, который этого не оценит (ст. 20−21).

2:23 не знает покоя. Реальное, неустранимое, болезненное бремя лишает человека даже эфемерной радости, приносимой трудом (ст. 10).

2:24 благо. В своих рассуждениях о том, что хорошо для человека (ср. ст. 3), Соломон приходит к выводу, что чувство удовлетворения от жизни и трудов посылает человеку Бог.

2:26 человеку, который добр пред лицем Его... грешнику. Хотя грешники пользуются временным благоденствием на земле, только праведные «пред лицем Его» получают Божие благословение.

суета. См. ком. к 1:2. Здесь подразумевается бессмысленность труда, плоды которого достаются другому (ср. ст. 20−21).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: в сердце моем; то же в ст. 15; 3:17,18.
2  [2] — Букв.: что она делает / дает?
3  [3] — Друг. чтение: и не хватаясь за глупость.
4  [4] — Букв.: дома́.
8  [5] — Возможно, речь идет о гареме; или: и сундук за сундуком; или: музыкальные орудия. LXX: виночерпия и наливающих вино женщин; масоретский текст неясен.
8  [6] — Или: людей / сынов человеческих.
12  [7] — Или: наследник царя больше него, ведь то уже делали раньше; ср. 1:9,10.
14  [8] — Букв.: глаза мудрого — в голове его.
18  [9] — Или: на свете; букв.: под солнцем; то же в ст. 19 и 22.
20  [10] — Или: я отчаялся.
24  [11] — Букв.: от Божьей руки.
25  [12] — LXX и Пешитта: как не ему?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.