Библия » Сравнение переводов

Екклесиаст 2 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника

Новый русский перевод

1 Я сказал себе: «Попробую-ка повеселиться и получить от этого удовольствие». Но и это оказалось суетой.
2 О смехе я сказал: «Безумие», а о веселье: «Что оно дает?»
3 Я пытался утешить себя вином и, сохраняя мудрость, предаться глупости. Я хотел увидеть, что стоит людям делать под небом в немногие дни их жизни.
4 Я совершил великие дела: построил себе дома, и насадил виноградники,
5 разбил сады и рощи, и посадил в них разные плодовые деревья.
6 Я сделал водоемы, чтобы поливать цветущие деревья в роще.
7 Купил себе рабов и рабынь, и были у меня и другие рабы, рожденные в доме моем. Также крупного и мелкого скота было у меня больше, чем у кого-либо, кто жил до меня в Иерусалиме.
8 Я собрал себе серебро, и золото, и богатство царей и областей. Приобрел я певцов, и певиц, и много наложниц4 – отраду сердца мужчин.
9 Я превзошел величием всех, кто жил в Иерусалиме до меня. При всем этом мудрость моя оставалась со мной.
10
Чего бы ни пожелали глаза мои, я ни в чем им не отказывал;
сердцу своему я не отказывал в удовольствии.
Мое сердце радовалось от всего, что я делал –
это и было наградой за весь мой труд.
11
Но когда я посмотрел на все, что сделали мои руки,
и на тот труд, что я совершил,
я увидел, что все суета, все – погоня за ветром,
и ни в чем нет пользы под солнцем.
12
Затем я стал размышлять о мудрости,
о безумии и глупости.
Ведь что еще может сделать преемник царя,
кроме того, что уже делалось?
13
И увидел я, что мудрость лучше глупости,
как и свет лучше тьмы.
14
Мудрый ясно видит куда идет,
а глупый блуждает во тьме.
Но я понял,
что их обоих ждет одна участь.
15 Затем я сказал себе:
«Участь глупого постигнет и меня,
так к чему же мне моя мудрость?»
И я сказал себе,
что и это суета.
16
Потому что мудрого, также как и глупого,
не будут помнить вечно;
придет время – забудут обоих.
Мудрый умирает, как и глупый!
17 И возненавидел я жизнь, потому что печальным показался мне всякий труд, который делается под солнцем. Все – суета, все – погоня за ветром.
18 Я возненавидел все, ради чего трудился под солнцем, потому что все это я должен оставить тому, кто придет после меня.
19 И кто знает, будет ли он мудрым или глупым? А ведь он будет управлять всем, что я приобрел под солнцем тяжелым трудом и мудростью. И это тоже суета.
20 И сердце мое впало в отчаяние от всего труда, который я делал под солнцем,
21 потому что человек может трудиться с мудростью, знанием и умением, а затем должен оставить все тому, кто палец о палец не ударил. И это – суета, это – большая несправедливость.
22 Что приобретает человек от всего своего труда и переживаний под солнцем?
23 Все дни труда его – боль и скорбь, и даже ночью разум его не знает покоя. Это тоже суета.
24 Нет ничего лучше для человека, чем есть, пить и находить наслаждение в труде. Я понял, что и это дает рука Божья,
25 ведь кто без Него может есть и наслаждаться?
26 Человеку, который угоден Ему, Он дает мудрость, знание и счастье, а грешнику – бремя: собирать и копить богатство, чтобы передать его тому, кто угоден Богу. И это – суета, это – погоня за ветром.

Новой Женевской Библии

2:1-11 Радость от земных достижений преходяща для Соломона (3 Цар. 4-11).

2:1 в сердце моем. Мышление ассоциируется с сердцем человека.

2:3 между тем, как сердце мое руководилось мудростью. См. ст. 9. Задавшись целью определить, какие занятия хороши для человека, а какие – нет, Соломон исследовал жизнь, руководствуясь словом Божиим.

2:4-9 большие... великим и богатым больше всех. Богатства мира стекались в Иерусалим, в распоряжение Соломона.

2:10-11 радовалось... долею... нет от них пользы под солнцем! Соломон испытал радость от свершенных трудов, но не получил удовлетворения, которое доставляет сотворение чего-то высшего, имеющего для человека неземную ценность.

2:12-17 Преимущество мудрости перед глупостью уничтожается смертью.

2:12-13 мудрость ... мудрости. Это – не мирская мудрость, а мудрость, данная Богом.

2:13 преимущество. Мудрость имеет практическую ценность. Руководствуясь ею, можно избежать многих ошибок на жизненном пути.

2:15 к чему же. Преимущество мудрости сводится на нет ее бессилием спасти мудрого (как, впрочем, и глупого) от объятий смерти.

2:17 возненавидел. Проклятие смерти истребляет плоды мудрого труда, поэтому Соломон возненавидел жизнь в "настоящем лукавом веке".

2:18-23 Соломон размышляет о бренности трудов "с знанием и успехом", которые могут быть переданы "человеку, не трудившемуся". Смерть лишает человека тех благ, которые он создает своим трудом. При этом он не знает, кому достанется созданное им: может быть, глупцу, который все расточит (ст. 18,19), или недостойному наследнику, который этого не оценит (ст. 20,21).

2:23 не знает покоя. Реальное, неустранимое, болезненное бремя лишает человека даже эфемерной радости, приносимой трудом (ст. 10).

2:24 благо. В своих рассуждениях о том, что хорошо для человека (ср. ст. 3), Соломон приходит к выводу, что чувство удовлетворения от жизни и трудов посылает человеку Бог.

2:26 человеку, который добр пред лицем Его... грешнику. Хотя грешники пользуются временным благоденствием на земле, только праведные "пред лицем Его" получают Божие благословение.

суета. См. ком. к 1,2. Здесь подразумевается бессмысленность труда, плоды которого достаются другому (ср. ст. 20,21).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.