Екклесиаст 5 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Синодальный перевод (СВ)

 
 

Не торопись в речах, и пусть сердце твое не спешит говорить перед Богом, ведь Бог на небесах, а ты — на земле, потому и не будь многословен.
 
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.

Где много забот, там пустые мечты,1 и многоречивость выдает глупца.
 
Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.

Когда даешь обет Богу, не медли с его исполнением:2 глупцы Ему неугодны — коль обещал, исполняй.
 
Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал — исполни.

Лучше и вовсе не обещать, чем обещать, да не исполнить.
 
Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.

Не доводи устами себя до греха, говоря пред служителем3 Божьим: „Это, мол, по ошибке!“ Зачем гневить Бога словами твоими, чтобы погубил Он содеянное тобою?4
 
Не позволяй устам твоим вводить в грех плоть твою и не говори пред ангелом Божиим: „Это — ошибка!“ Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?

Ибо от множества пустых мечтаний — и многословие,5 но ты пред Богом благоговей!
 
Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога.

А если увидишь в какой стране,6 как притесняют бедняка, как попирают правосудие и справедливость, — не удивляйся, ибо надзирает начальник над начальником, а над ними — еще начальники.
 
Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому; потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;

Но любая прибыль — от земли, и царь кормится от поля.7
 
превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.

Кто любит деньги — не насытится ими,8 и кто богатство любит — не будет иметь прибыли. Всё это тщета!
 
Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!

Больше добра — больше нахлебников, а хозяину какая польза? Разве что глядеть на всё на это…
 
Умножается имущество — умножаются и потребляющие его. И какое благо для владеющего им, разве только смотреть своими глазами?

Сладок сон труженика, мало ли, много ли он съел, но трудно от пресыщения уснуть богачу.
 
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.

Видел я под солнцем и такую злую напасть: бережет хозяин богатство — да себе же и на беду;
 
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владельцем его во вред себе.

пропадает богатство в неудачном предприятии,9 и нечего оставить родному сыну.
 
И гибнет богатство это от несчастных случаев; родил он сына, и ничего нет в руках у него.

Вышел человек нагим из чрева матери своей — таким и уйдет, и ничего не вынесет от трудов своих, что мог бы унести в руках.
 
Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.

Зла эта напасть: каким пришел человек, таким и отойдет, и какой в том прок, ведь идут труды его на ветер, —
 
И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?

а ему приходилось каждый день утолять голод во тьме, во всяком ожесточении, болезнях и досаде.
 
А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.

Но вот в чем усмотрел я благо, что нашел прекрасным: есть и пить на славу, довольствуясь трудами10 своими под солнцем в отмеренной жизни, что дана ему Богом. Таков его удел.
 
Вот еще что я нашел доброго и приятного: есть, и пить, и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это — его доля.

А уж если дал Бог человеку и богатство, и состояние, и возможность использовать их, порадоваться трудам своим — это дар Божий.
 
И если какому человеку Бог дал богатство и имущество и дал ему власть пользоваться ими и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это — дар Божий.

И не будет печалиться человек о краткости дней своих, если Бог радует сердце его.
 
Недолго будут у него в памяти дни жизни его, потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: где много забот, там (дурные) сны; или: где много трудов, там (крепок) сон.
3  [2] — Ср. Втор 23:21.
5  [3] — Или: перед посланником (из Храма); LXX: перед Богом.
5  [4] — Букв.: дела рук твоих.
6  [5] — Или: много снов, как и много слов, — тщета; или: где много снов, там и много бесполезных слов.
7  [6] — Или: области / провинции.
8  [7] — Точный смысл масоретского текста неясен. Наиболее вероятный смысл этого стиха таков: от успешного ведения земледелия зависит экономика страны и стабильность власти. Друг. возм. пер.: но благо земле, когда ею занимается сам царь; или: но любая прибыль — от земли, и царь — для того, чтобы было вспахано поле.
9  [8] — Букв.: не будет (рад) прибыли, ср. 1:8; 4:8.
13  [9] — Или: в тяжких обстоятельствах.
17  [10] — Или: есть, и пить, и видеть счастье в труде.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.