Псалмів 39 псалом

Книга Псалмів
Українська Біблія. Турконяк → Толкование Далласской семинарии

Українська Біблія. Турконяк

1 На закінчення. Псалом Давида.
2 З великим нетерпінням очікував [1] я Господа, і Він вислухав мене та почув моє благання,
3 витягнув мене з ями страждань, з багнистої трясовини, поставив мої ноги на камені та скерував мої кроки,
4 нову пісню він вклав у мої уста — пісню хвали нашому Богу. Багато хто побачить, і їх охопить страх, і будуть надіятися на Господа.
5 Блаженний чоловік, для якого Господнє Ім’я є його надією, який не зважає на марноту і обманливе безглуздя.
6 Господи, Боже мій! Ти вчинив багато Своїх чудес, у Твоїх задумах нема такого, хто подібний до Тебе. Я сповіщав і сповіщав про них: вони намножилися — їх безліч.
7 Жертви і приношення Ти не схотів, але Ти приготовив мені [тіло]. Всепалення [2] і жертви за гріх Ти не забажав.
8 Тоді я сказав: Ось іду, — на початку книги написано про мене:
9 Боже мій, я забажав виконати Твою волю і Твій закон у глибині мого серця.
10 Я благовістив правду на великому зібранні, адже своїм устам не забороню. Господи, Тобі відомо, —
11 Твою правду я не заховав у своєму серці: я проголошував Твою правду і Твоє спасіння, я не приховав Твого милосердя і Твоєї правди від великого зібрання.
12 Ти ж, Господи, не забери від мене Своїх щедрот. Твоє милосердя і Твоя правда постійно мені допомагали.
13 Бо мене оточило зло без кінця і краю, оволоділо мною моє беззаконня, і я не був здатний бачити. Його стало більше, як волосин на моїй голові, тож моє серце покинуло мене.
14 Господи, зволь мене визволити. Господи, зглянься, щоб мені допомогти.
15 Хай покриються ганьбою й будуть засоромлені разом ті, які зазіхають на мою душу, щоб її забрати; хай відступлять назад і будуть засоромлені ті, котрі бажають мені зла.
16 Нехай враз самі зазнають ганьби ті, які кажуть мені: Добре, добре!
17 Хай звеселяться й відчують радість у Тобі всі ті, які шукають Тебе, Господи, і ті, котрі люблять Твоє спасіння, нехай кажуть завжди: Будь прославлений, Господи!
18 Я ж — бідний і вбогий, та Господь за мене подбає. Ти — мій помічник і мій оборонець. Боже мій, не забарися.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 39

Пс 39 (предваряющая его надпись соответствует стих 1) зримо делится на две части: вознесение благодарственного славословия Господу за оказанную помощь (стихи 2−11) и мольба о новой помощи — в новых бедствиях (стихи 12−18).

А. Посвящение себя Богу (39:2−11)

Пс 39:2−5. Псалом начинается радостно — торжественным возвещением народу об избавлении Давида от бедствий — в ответ на вопль его и упование на Господа.

После долгих молитв Давида и его терпеливого ожидания Бог произвел в его жизни поразительные изменения. Прежнее свое состояние псалмопевец образно описывает как «страшный ров», как «тинистое (засасывающее) болото»; вырвав его из них, Господь поставил… ноги Давида на твердом камне. Тогда он пел печальные песни, полные мольбы, но, в корне изменив его обстоятельства, Господь дал ему повод петь новую песнь — хвалу Богу (стих 4; сравните Пс 32:3; 95:1; 97:1) — в назидание всем, кто видел, что сделал для Давида Господь, и кто слышит теперь новый его гимн, — да убоятся, и будут уповать на Господа и они. Из сказанного им псалмопевец делает вывод о том, что блажен человек, который… не обращается к гордым и лживым людям, имеющим силу и власть, но на Господа возлагает надежду свою (стих 5).

Пс 39:6 Чудные дела и планы («помышления») Господа, направленные на благо человечества, столь многочисленны, что Давид не в силах, как бы ни хотел этого, воспеть их все.

Пс 39:7−9. Эти стихи имеют мессианский подтекст они явно не относятся только к Давиду. Жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит псалмопевец и уточняет: не потребовал. Применительно к Давиду это может означать, что под бедствиями, от которых избавил его Господь, он разумел весь период преследования его царем Саулом. Именно тогда Давид, вынужденный постоянно «уходить» от Саула, лишен был возможности приносить жертвы в скинии, как этого требовал закон Моисея.

Однако Бог не поставил этого в вину ему, но вменил Давиду посвятить всего себя на служение Ему. Примечательна в этой связи фраза Ты открыл (по другим переводам — «проколол») мне уши. Согласно древнееврейскому обычаю ухо прокалывалось рабу — иудею же, который, по окончании срока своего служения, желал остаться в доме господина своего (Исх 21:6).

Здесь это «проколол — открыл» означает как добровольное желание Давида всегда быть рабом Господа, посвятить Ему себя, так и признание того факта, что Господь «открыл ему уши», чтобы он слышал слово Его и повиновался Ему. В Септуагинте эта фраза переведена как «(Ты) уготовал тело Мне»; переводчик воспользовался тут так называемой «синедохой» — литературным приемом, исходящим из того, что часть служит восприятию целого (т, е «ухо», как здесь, выражает понятие «тела»). При этом мысль, выраженная в псалме, — о служении Давида Богу всем существом его («всем телом») была передана вполне адекватно.

В согласии с написанным в книге закона (в свитке книжном; стих 8), т. е. в слове Божием, о необходимости послушания Господу, Давид выражает сердечную готовность исполнить волю Его (Тогда я сказал: вот, иду… закон Твой у меня в сердце; стихи 8−9).

Выше говорилось о мессианском подтексте этих стихов. Он обнаруживает себя при цитировании сказанного здесь автором Послания к евреям (Евр 10:5−7) применительно к Иисусу Христу (ем. комментарии на Евр 10:5−7). В новозаветном контексте Пс 39:7−9 становится гораздо значительнее, а в чем-то и конкретнее.

Так, Давид говорит, что «в свитке книжном» сказано о нем; между тем, такого (как подразумеваемое здесь) пророчества о Давиде в Священном Писании евреев нет, но есть (и неоднократные) — о великом Потомке Давида, к Которому слова (в частности) о законе Божием в сердце относятся буквально. Автор Послания к евреям как раз и противопоставлял совершенное послушание Христа недостаточности ветхозаветных жертв. Слова «Ты… уготовал тело Мне» применительно к Мессии говорят о воплощении Его ради полноты исполнения Божиего плана — как об этом «написано… в свитке книжном». Итак, Давид выступает в Пс 39 как прообраз Христа.

Пс 39:10−11. Подчиняясь воле Господа, Давид с охотой и радостью возвещал правду Его в собрании еврейского народа. Он «не удерживал уст своих» — не возбранял им, свидетельством чему является этот и другие псалмы Давида.

Б. Мольба об избавлении от новых бед (39:12−18)

Пс 39:12−13. Начиная с этих стихов, тон псалма драматически меняется. Новые беды постигли царя (может быть, имелся в виду заговор Авессалома и его сторонников), и он молит Господа не отнимать от него милости и щедрот Своих (Не удерживай их, Господи, да окрыляют меня непрестанно; стих 12). Слова Давида в стихе 13, где он говорит, что «беззаконий», совершенных им, более чем волос на голове его, не следует понимать буквально: ведь Давид всегда оставался избранником Божиим. Скорее, сознавая свою греховность и, вероятно, особенно остро переживая тот свой трех, который был связан с Вирсавией, Давид выражал — в столь эмоциональной форме — свои переживания.

Пс 39:14−16. Следует мольба об избавлении от нового бедствия (Господи! поспеши на помощь мне), о посрамлении тех, кто жаждут гибели Давида и, не скрываясь, злорадствуют, говоря ему в лицо: «хорошо! хорошо!»

Пс 39:17−18. Псалом завершается молитвой о торжестве «всех ищущих Господа и любящих спасение Его» — да славят Его непрестанно, убедившись на примере Давида, что единственным источником защиты и помощи является Господь Последним смиренным аккордом звучит стих 18 — Давид признает свои «бедность и нищету» перед Господом и радуется, что Он печется о нем. Боже мой! не замедли, просит псалмопевец.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.