Псалмів 73 псалом

Книга Псалмів
Українська Біблія. Турконяк → Толкование Далласской семинарии

Українська Біблія. Турконяк

1 Повчання Асафа. Боже, чому Ти остаточно відкинув нас? Чому Твій гнів запалав на овець Твоєї отари?
2 Згадай Свою громаду, яку Ти придбав віддавна. Ти викупив жезл Своєї спадщини: це — гора Сіон, на якій Ти оселився.
3 Здійми, нарешті, Свої руки на їхню зухвалість, — за те зло, яке ворог накоїв у Твоїй святині.
4 На Твоєму святі вихвалялися ті, які Тебе ненавидять; підняли знамена — свої знамена, і не зрозуміли.
5 Начебто дерлися вгору,
6 начебто були в лісовій гущавині, — розтрощили сокирами двері її; ще й сікачем і ломом зруйнували її.
7 Спалили вогнем Твою святиню, опоганили до основ оселю Твого Імені.
8 У своєму серці їхні свояки сказали разом: Давайте вигубимо до тла із землі всі Божі свята!
9 Ми більше не бачимо наших знамен; уже немає пророка, і Він нас більше не знатиме.
10 Доки, Боже, ворог буде знущатися? Доки ворог буде постійно глумитися з Твого Імені?
11 Чому Ти завжди забираєш Свою руку, Свою правицю, з-посеред Твого лона?
12 Бог — одвіку наш Цар — звершив спасіння посеред землі!
13 Силою Своєю Ти встановив границі моря, Ти розтрощив у воді голови зміїв.
14 Ти розчавив голови дракона і дав його на поживу народам Ефіопії.
15 Ти пробив джерела й потоки, Ти висушив ріки Ітама.
16 Твій день і Твоя ніч. Ти створив світло та сонце.
17 Ти встановив усі границі землі. Створив літо й весну.
18 Тож пам’ятай: ворог поглумився з Господа, і безумний народ зневажив Твоє Ім’я.
19 Не віддай звірам душу, яка Тебе прославляє, не забудь назавжди душ Своїх убогих.
20 Поглянь на Свій завіт, бо темні закутки землі заповнені оселями беззаконня.
21 Хай упокорений не повернеться засоромленим. Бідний та вбогий величатимуть Твоє Ім’я.
22 Устань, Боже, здійсни Свій суд. Згадай наклепи на Тебе від безумного, які зводить увесь день.
23 Не забудь голосу тих, які шукають захисту в Тебе. Гордість Твоїх ненависників постійно підіймається до Тебе.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 73

Хотя в псалме нет исторических ссылок, по которым можно было бы судить о времени его написания, картина состояния еврейского народа, возникающая из него, соответствует лишь времени после вавилонского опустошения, происшедшего в 586 г. до Р. Х. Иерусалим и храм были разрушены, сожжены Навуходоносором, множество израильтян уведено было в изгнание, и не было в это время пророка (стих 9) у евреев. Естественно, Асаф — автор этого псалма — не мог быть современником царя Давида; он был, очевидно, одним из его потомков.

А. Молитва в напоминание (73:1−2)

Пс 73:1−2. «Навсегда» во фразе отринул нас навсегда — поэтическая гипербола; псалмопевец подразумевает, что Бог попустил долговременное испытание Своему народу, а не «отринул» его полностью и насовсем. В стихе 2 — собственно «напоминание» в поэтизированной форме: сонм Твой — это еврейский народ, который Бог издревле избрал (стяжал) Себе; поведя его от Авраама, Он сделал его Своим особым достоянием. На горе Сион, напоминает псалмопевец, Ты вселился в храм Твой.

Б. Плач о разрушении храма (73:3−9)

Пс 73:3. «Вековые развалины» в стихе 3, видимо, свидетельствуют о написании псалма не сразу после сожжения города и храма, а по прошествии какого-то времени, способствовавшего дальнейшему разрушению и запустению священных мест.

Пс 73:4−9. Под «собраниями» в стихе 4, вероятно, подразумевались издавна возникавшие у евреев «школы сынов пророческих» (комментарии на книги Царств), которые представляли собой своего рода «кружки» для совместного изучения Божиих откровений и для совместных же молитв. Вероятно, завоеватели преследовали тех, кто в них объединялись. Фраза «поставили знаки свои вместо знамений наших» может быть прочитана в том смысле, что все, что так или иначе относилось к еврейской священной атрибутике, было уничтожено, и повсюду были введены новые порядки и правила, установлены чуждые евреям изображения.

В стихах 5−6 речь идет о варварском разрушении секирами (топорами) резных украшений храма. в стихе 7 — о сожжении Божьего «жилища». Места собраний в стихе 8 — то же, что «собрания» в стихе 4. Нет уже пророка… кто знал бы… (стих 9). Пророки были в древнем Израиле проводниками Божественной воли, они стояли между Богом и Его народом. В то время, когда, очевидно, был написан Пс 73, пророк Иеремия уже умер (в Египте), а пророк Иезекииль сам находился в плену (этот же псалом-плач, псалом — «напоминание» исходит как бы от имени немногих евреев, остававшихся в Палестине).

В. Мольба о помощи (73:10−17)

Пс 73:10−17. В отсутствие пророка псалмопевец обращается к Богу непосредственно, моля Его о помощи и спрашивая, доколе продлится сие испытание и позволено будет врагам хулить… имя Господне.

«Десница» (правая рука) — символ силы Божией. Из среды недра Твоего (т. е. «от глубины Твоего сердца») порази противников Твоих и наших (стихи 10−11), молит псалмопевец Бога, спасающего землю Свою (стих 12).

В стихах 13−17 — аллегорическое изображение Божиего могущества. Так в стихе 13 подразумеваются чудесный переход евреев через Чермное море и гибель преследовавших их египтян (Ты сокрушил головы змиев в воде). «Левиафан» (стих 14), или крокодил, здесь символ фараона, врага евреев. Псалмопевец имеет в виду, что тела потонувших в море египтян, будучи выброшены на сушу, «стали пищей», по всей видимости, не людей, а народа пустыни, под которым, в свою очередь, могли подразумеваться хищники, в частности, шакалы, населявшие пустыню (сравните с «народом» муравьев и мышей в Притч 30:25−26). Далее, в стихах 15−17, Божие могущество прославляется на других «примерах».

Г. Вспомни же… (73:18−23)

Пс 73:18−23. Вспомни же, молит псалмопевец, что люди безумные (вавилоняне) хулят имя Твое. «Горлица» в стихе 19, как и «собрание убогих», — Израиль. Вспомни, Боже, о Своем завете с Израилем! Ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия (стих 20), точнее, сами эти места стали ими. Тут, очевидно, речь о том, что по опустошении израильской земли вавилонянами в ней расплодились разбойничьи шайки, укрывавшиеся в многочисленных горных пещерах ее.

Да не возвратится не отвеченной молитва Твоих угнетенных и нищих, чтобы они могли восхвалять имя Твое, — таков смысл стих 21.

Восстань, Боже ради дела Твоего, не оставь без внимания происходящего, вспомни, не забудь! — этими нотами мольбы завершается Псалом 73.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.