Псалмів 38 псалом

Книга Псалмів
Українська Біблія. Турконяк → Толкование Далласской семинарии

Українська Біблія. Турконяк

1 На закінчення — Ідітунові. Пісня Давида.
2 Я сказав: Пильнуватиму мої дороги, щоб не грішити своїм язиком. Я поставив охорону моїм устам, коли грішний став переді мною.
3 Я втратив голос і став сумирний, не говорив навіть про добро, та мій біль відновився.
4 Жаром зайнялося в мені моє серце, і в моїх роздумах палахкотітиме вогонь. Я став промовляти своїм язиком:
5 Господи, об’яви мені мій кінець і міру моїх днів, яка вона, щоб я знав, чого мені бракує.
6 І Ти показав мої дні — ось вони, декілька п’ядей; моє існування — це ніщо перед Тобою. Усе — лише марнота — кожна людина, що живе.
(Музична пауза).
7 Отак, наче привид, проминає людина, — даремно клопочеться вона. Збирає скарби, та не знає, для кого їх збирає.
8 А тепер, хто надія моя? Хіба не Господь? Моє існування — в Тобі.
9 Звільни мене від усіх моїх беззаконь, — докором для безумного Ти зробив мене.
10 Я онімів і не міг відкрити моїх уст, бо Ти — Той, Хто мене створив.
11 Відверни від мене Свої кари. Я зовсім ослаб від сили Твоєї руки.
12 Докорами за беззаконня Ти покарав людину і забрав її душу, як павутину. Тож даремно непокоїться кожна людина.
(Музична пауза).
13 Господи, вислухай мою молитву і почуй моє благання. Відгукнися на мої сльози, бо я в Тебе, як мандрівник і чужинець, як і всі мої батьки.
14 Дай полегшу мені, щоб я спочив перед тим, як відійду, і мене вже не стане.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 38

Этот псалом, написанный Давидом, предназначался для исполнения тем хором, которым руководил Идифум. «Надпись» соответствует стих 1. Тема псалма — быстротечность и хрупкость человеческого бытия; как и в предыдущем псалме, в нем ярко выражена надежда на Господа, звучит мольба, чтобы немногие дни, остающиеся псалмопевцу, Господь дал ему провести в мире и покое.

По своему содержанию и выраженным в нем мыслям Пс 38 является продолжением Псалма 37 — только тема врагов, преследующих Давида, звучит в нем не так явно. Очевидно, мучительная болезнь, столь подробно описанная Давидом в Пс 37, привела его к мыслям о «суетности» человеческой жизни, о скорой кончине.

А. Дни человеческие, как «пяди» (38:2−7)

Пс 38:2−4. Охваченный этими мыслями о краткости бытия, Давид исполнен желания не грешить «на путях своих» и языком своим, не поддаваться на провокации окружающих его нечестивцев, но обуздывать перед ними уста свои. Он говорит Богу, что так и поступал, и даже о добром, которое делал, не напоминал им, однако, скорбь его — оттого, что он усиленно подавлял свои чувства, — лишь возросла (подвиглась); стих 3. И, вот, не в силах побороть горечь в сердце и в мыслях своих («огонь возгорался» б нем, когда он думал о преследователях своих, о мучительной своей болезни и о приближающейся смерти), Давид стал говорить словами этого псалма к Богу.

Пс 38:5−7. Он просит Его открыть ему тайну дней его, дабы… знал он, сколько их осталось (сравните Пс 89:10, 12); в изнурившей его болезни они представляются ему краткими, как пяди («пядь» — старинная мера длины, соответствовавшая ширине ладони). В стихах 6−7 — мысли о призрачности и суетности человеческого существования (сравните с Иов 7:7; стих 11 в этом псалме, сравните 11 с. 61:10; 143:4).

Б. Вся надежда — на Господа (38:8−14)

Пс 38:8. Сознавая, что всеми своими бедами он обязан своим согрешениям, Давид провозглашает, что вся его надежда на Господа.

Пс 38:9−12. Он молит Господа очистить его от всех беззаконий и не отдать на поругание врагам (здесь безумному). В стихе 10 — образ полной покорности Давида Богу. В стихе 11 — снова мольба об избавлении от «ударов Божиих» — ввиду крайне бедственного состояния Давида. В стихе 12 под «обличениями» понимаются наказания за грехи. Нет среди людей такого, который не вызывал бы, если не делами своими, то мыслями, словами и чувствами, гнева Божия. Однако если Бог станет «обличать» человека за все его преступления, то он рассыплется, как ткань, изъеденная молью. Краса здесь образ силы, здоровья, благоденствия.

Пс 38:13−14. Следовательно, лишь милостью и снисхождением Божиими храним человек в своей земной жизни, которую за краткость ее псалмопевец уподобляет странствованию. А себя, как и «всех отцов своих», — страннику и пришельцу. Услышь, Господи, молитву мою, взывает Давид. Помоги мне (нам), подразумевает он, на опасных путях нашего странствования, где столько соблазнов и зла, руководи нами.

Отступи от меня в стихе 14 надо понимать в значении мольбы о прекращении нынешних страданий. Прежде чем я отойду, просит Давид, дай мне подкрепиться (возможно, в значении «очиститься в глазах Божиих от согрешения своего и не умереть теперь от этой болезни»). Эта последняя мольба Давида напоминает по настроению своему некоторые молитвы Иова (сравните, к примеру, Иов 7:19, 21; 9:34; 10:20−21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.